- •Умер Гермоген 17 февраля 1612 г.
- •3. Минин кузьма минич – «выборный человек всею землёю». Отец – Мина Анкудинов (балахнинский солепромышленник)
- •5. Пожарский прибыл в Нижний Новгород 28 октября 1611 года и сразу же вместе с Мининым начал организацию ополчения.
- •6.Второе нижегородское ополчение :
- •Ярославль.
- •9.В Ярославле ополченское правительство :
- •Москва.
- •21 Июня (11 июня по старому стилю) 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля в Москве.
- •Кузьма Минин — нижегородец, посадский человек Нижнего Новгорода, как он и именуется в сохранившихся документах своего времени.
- •Приложение № 1. Образ Кузьмы Минина в живописи. Фрагменты картин.
- •Приложение № 3.
- •Приложение №1. Схемы пути нижегородского ополчения 1612 года.
5. Пожарский прибыл в Нижний Новгород 28 октября 1611 года и сразу же вместе с Мининым начал организацию ополчения.
В нижегородском гарнизоне всех воинов было порядка 750 человек :
Тогда пригласили из Арзамаса служилых людей - смолян, которые были изгнаны из Смоленска после занятия его поляками.
В аналогичном положении оказались вязьмичи и дорогобужцы, которые тоже влились в состав ополчения.
Пришли в Нижний коломенцы, рязанцы
В ополчение принимались разные люди, готовые сражаться за правое дело «очищения» Москвы от поляков:
стрельцы и служилые дворяне,
казаки,
посадские люди
крестьяне.
холопы
Кузьма Минин пригласил в земскую рать большой отряд служилых смоленских дворян, которые после падения Смоленска ушли с семьями в Арзамасский уезд, показав на деле верное служение Отечеству. Пришли коломенцы, рязанцы, казаки и стрельцы из украинных городов
Ополчение сразу выросло до трёх тысяч человек.
Всего в ополчении участвовало около 5000 человек (3500 стрельцов и 1000 всадников)
Все ополченцы получили хорошее содержание:
служилым людям первой статьи назначили денежный оклад — 50 рублей в год,
второй статьи — 45 рублей,
третьей — 40 рублей,
меньше же 30 рублей в год оклада не было.
Наличие у ополченцев постоянного денежного довольствия привлекло в ополчение новых служилых людей со всех окрестных областей.
6.Второе нижегородское ополчение :
Хорошая организация,
сбор и распределение средств,
заведение собственной канцелярии,
налаживание связей со многими городами и районами, вовлечение их в дела ополчения —
всё это привело к тому, что в отличие от Первого ополчения во Втором с самого начала утвердилось единство целей и действий.
Пожарский и Минин продолжали собирать казну и ратников, обращаться за помощью в разные города, посылали им грамоты с воззваниями :
«…быти нам всем, православным христианам, в любви и в соединении и прежнего межусобства не счинати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и налогу православному христианству отнюдь не чинити, и своим произволом на Московское государство государя без совету всей земли не обирати».
Власти Второго ополчения фактически начали осуществлять функции правительства, противостоявшего московской «семибоярщине» и независимым от властей подмосковных «таборов», руководимых князем Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким.
Первоначально ополченское правительство сформировалось в течение зимы 1611—1612 гг. как «Совет всея земли». В него вошли руководители ополчения, члены городского совета Нижнего Новгорода, представители других городов. Окончательно оно оформилось при нахождении второго ополчения в Ярославле и после «очищения» Москвы от поляков.
7.Правительству Второго ополчения пришлось действовать в сложной обстановке. На него с опасением смотрели не только интервенты и их приспешники, но и московская «семибоярщина» и руководители казацкой вольницы, Заруцкий и Трубецкой. Все они чинили Пожарскому и Минину различные препятствия. Но те, не смотря ни на что, своей организованной работой укрепляли своё положение.
Опираясь на все слои общества, особенно на уездное дворянство и посадских людей, они наводили порядок в городах и уездах севера и северо-востока, получая взамен новых ополченцев и казну. Своевременно посланные им отряды князей Дмитрия Лопаты Пожарского и Романа Пожарского заняли Ярославль и Суздаль, не допустив туда отряды братьев Просовецких. Люди Дорогобужа, Вязьмы, Коломны, Арамзаса, Казани и других городов, охотно вступали под начала Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
В начале марта нижегородское ополчение выступило в поход. Его торопило и время, и наступавшая весна, грозившая дорожной распутицей.
8. Пожарский настоял идти в Москву не кратчайшим путём через Муром и Владимир, по сильно разрушенным местностям и на виду у будущих противников, а кружным путём, через Кострому и Ярославль, собирая в дороге провиант и людское пополнение. «Север и Заволжье - наша опора, в те места не проникла рука зорителей и не грабила народа. Надлежит твёрдой ногой стать в Ярославле, стянуть все силы туда, очистить от воров ближние ростовские и суздальские земли, наладить дружбу с Новгородом и шведами, дабы не грозили нам с тыла, а оттуда навалиться на Москву».1
Второе ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в конце февраля — начале марта 1612 года
От стен Спасо-Преображенского собора через ворота Ивановской башни кремля, мимо храма Иоанна Предтечи вышло Нижегородское ополчение. Решено было выйти из города в доспехах, в полной боевой оснастке, чтобы показать всю могучую силу брони и оружия. Потом, за рекой, тяжёлые доспехи предполагалось уложить на сани, чтобы идти налегке.
Вот как описан выход ополченцев В. А. Шамшуриным : «И грянули колокола. И ударили со стен пушки. Качнулись хоругви перед «Спасо-Преображенским собором и поплыли над многольдьем в голову войска. Вслед за священным синсклитом стронулись с места полки, ведомые Пожарским. Князь был на рослом коне… Служилые дворяне и дети боярские ехали в полном ратном облачении… В отрыве от них – стрелецкие конные сотни, вооружённые бердышами и пищалями… За стрельцами тянулась тёмным скопом посадская и крестьянская пешая рать, колыхаясь копьми и рогатинами. И уже миновали Ивановские ворота дворяне и стрельцы, а её задние ряды ещё не двинулись».2 Провожающие ополчение священники и нижегородская знать следовали вместе с войском, по обычаю, до «первой воды», до берегового спуска.
Спустились вниз по съезду к месту переправы - туда, где Ока сливается с Волгой. На Оке уже кипела работа : «… монахи, женщины и подростки устилали оттаявший под солнцем ледяной путь через реку еловыми лапами, соломой, насыпали песок там, где были лужи, набрасывали тяжёлые тесины на толстые брёвна, ровными рядами покрывали мутные закраины у берегов. Минин первым спустился по широким сходням на лёд.»3 Ополчение благополучно перешло Оку.
Пошли через по правому крутому берегу Волги :
