- •Умер Гермоген 17 февраля 1612 г.
- •3. Минин кузьма минич – «выборный человек всею землёю». Отец – Мина Анкудинов (балахнинский солепромышленник)
- •5. Пожарский прибыл в Нижний Новгород 28 октября 1611 года и сразу же вместе с Мининым начал организацию ополчения.
- •6.Второе нижегородское ополчение :
- •Ярославль.
- •9.В Ярославле ополченское правительство :
- •Москва.
- •21 Июня (11 июня по старому стилю) 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля в Москве.
- •Кузьма Минин — нижегородец, посадский человек Нижнего Новгорода, как он и именуется в сохранившихся документах своего времени.
- •Приложение № 1. Образ Кузьмы Минина в живописи. Фрагменты картин.
- •Приложение № 3.
- •Приложение №1. Схемы пути нижегородского ополчения 1612 года.
3. Минин кузьма минич – «выборный человек всею землёю». Отец – Мина Анкудинов (балахнинский солепромышленник)
Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин («говядарь» - держал мясную лавку), избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. Свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал среди посадских людей, которые горячо его поддержали.
Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. ОН с начала сентября регулярно выступал перед нижегородцами :
В Земской избе,
На торгу,
На паперти Спасо-Преображенского собора в Кремле
По решению городского совета назначили общее собрание нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе.
Сначала состоялась служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, а затем к народу обратился Минин с призывом встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов :
«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится, и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управлениями, произшедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь, и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей. Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А может, кто еще турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошедши уже в Москву и другие грады, с обе стороны побрали казну так великую, чрез многие годы разными государями собранную, растащили. Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и согласясь единодушно, оставляя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего. Правда, может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моей семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании. И ежели мы все равное намерение возъимем, то мы денег, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И, ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и безмерную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить»
Слова протопопа Саввы Ефимьева попали на благодатную почву, возделанную земским старостой и вестями, стекающимися в Нижний со всего государства Московского. Кузьме Минину после вдохновенных слов протопопа, было легче обращаться с воззванием к согражданам и с паперти собора, а затем у Земской избы, стоящей недалеко от деревянной церкви Николы на Торгу.
Место воззвания : в конце спуска, что идет от крепостных Ивановских ворот к торгу, возле Земской избы и напротив её деревянной церкви Николы на Торгу.
Не ограничиваясь добровольными взносами, нижегородцы приняли «приговор» для всего города о том, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке. Но поскольку добровольных вносов не хватало, был объявлен принудительный сбор со всех нижегородцев: каждый из них должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов от промысловой и торговой деятельности. Сам староста отдал на нужды ополчения не только «всю свою казну», но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности своей жены. Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.
Купцы нижегородцы, первыми из них Строгановы, согласились на повышение таможенных пошлин ради сбора средств. Ополчение не нуждалось ни в чём : ни в пушках, ни в порохе, ни в одежде, ни в доспехах, ни в продовольствии. Самый бедный служилый дворянин смог выступить в поход на 2 конях.
Первоначально основу ополчения составили горожане-нижегородцы и дворяне Смоленщины. Но потом стали прибывать и из других городов :
коломенцы, рязанцы, вологжане, владимирцы, вязьмичи, дорогобужцы, ратники с Предуралья, Сибири, Украины и Поморья.
Ополчение включало в себя :
Пехоту
Кавалерию
Артиллерию = наряд
Войско делилось на сотни и полки.
Ручное оружие : пищали, мушкеты, пистоли, луки, бердыши, сабли, пики
Социальный состав ратников : холопы, крестьяне и служивые люди
Национальный состав : татары, чуваши, марийцы, коми,
Ополченцы получали денежное жалование – в зависимости не от социального статуса, а от конкретной должности в ополчении
Численность ополчения : Чаще всего называется около 5 тысяч человек вышло из Нижнего в феврале 1612 года. По уточнённым данным вышли из Нижнего Новгорода 3500 стрельцов и тысяча всадников
4.«Выборный человек» Кузьма Минин в своём призыве поставил вопрос и о выборе военачальника будущего ополчения. На очередном сходе нижегородцы постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского, родовое имение которого находилось в Нижегородском уезде в 60 км от Нижнего Новгорода к западу, где он долечивал свои раны после тяжёлого ранения 20 марта 1611 года в Москве.
Князь по всем своим качествам подходил для роли военачальника ополчения. Он был знатного рода — Рюриковичем в двадцатом колене. В 1608 году, будучи полковым воеводой, разбил близ Коломны войска тушинского самозванца; в 1609 году разгромил шайки атамана Салькова; в 1610 году, во время недовольства рязанского воеводы Прокопия Ляпунова царём Шуйским, удержал в верности царю город Зарайск; в марте 1611 года доблестно бился с врагами Отечества в Москве и был тяжело ранен. Импонировали нижегородцам и такие черты князя, как честность, бескорыстность, справедливость в вынесении решений, решительность, взвешенность и обдуманность своих поступков. Нижегородцы ездили к нему «многажды, чтобы мне ехати в Нижний для земского совета» — как говорил сам князь. Согласно тогдашнему этикету, Пожарский долго отказывался от предложения нижегородцев. И только когда к нему приехала делегация из Нижнего Новгорода во главе с архимандритом Вознесенско-Печёрского монастыря Феодосием, то Пожарский согласился возглавить ополчение, но с одним условием, чтобы всеми хозяйственными делами в ополчении заведовал Минин, которому по «приговору» нижегородцев было присвоено звание «выборного человека всею землею».
