Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДЕНЕЖНОЕ ДЕЛО ТМУТАРАКАНИ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
31.98 Mб
Скачать

2. Прототип

Рис. 2. Милиарисий Василия II и Константина VIII. 977 – 989.

Образцом для таманских средневековых подражаний послужил серебряный милиарисий Василия II и Константина VIII (976 – 1025 гг.) (Sabatie J., 1862, II, XLVIII, 16; Wroth W., 1908, II, LVI, 11; Grierson P., 1982. P. 201; Sear D.R., 1987. P. 348, № 1810). Чекан: Константинополь, 977 – 989 (Рис. 2).

Его характеристики таковы: серебро 930 – 960؉, диаметр около 23 мм, средний вес 2,92 г., по результатам взвешивания Н. П. Лихачёвым 120 экземпляров клада, найденного в 1903 г. в казённом имении Велла (Wölla) Перновского уезда Лифляндской губернии (Кропоткин В. В., 1962. С. 39; Орешников А. В., 1936. С. 48). Аверс: бюсты императоров справа и слева от имеющего изукрашенные (расширяющиеся к концам) дополнительные перекрестья, косое средокрестье и полумесяц в середине древка креста Голгофы, стоящего на четырёх ступенях с приподнятыми окончаниями. Легенда аверса: «Εντουτω νιςατ' Βαςιλει С Сωνςτ' (Сим побеждают Василий и Константин)».

Легенда реверса: «+Βαςιλ'/ССωνςταν'/ΠορFυρος'/Πιςτοιβας'/Ρωμαιω' (Василий и Константин – Багрянородные правители Ромеи)» в пять строк. Тройной сплошной ободок обеих сторон. Соотношение сторон встречается как прямое, так и обратное. Во второй строке реверса можно встретить более редкий случай написания первой сигмы не как «sigma lunatum», а как как «ς» - «ς Сωνςταν'», в четвёртой строке встречаются варианты: «Πιςτοιβας'», «Πιςτυβας'».

И.В. Соколова полагала, что наличие данного итацизма соответствует метрологической разнице, присущей милиарисиям этого правления. «Другими словами, с написанием эпитета «Πιςτοι» с «υ» в подавляющем большинстве случаев сочетается более высокий вес и большой кружок, а написанию этого же слова по правилам древнегреческого языка соответствует средний вес 2,25 – 2,40 г. и кружок диаметром в 21 – 23 мм» (Соколова И.В., 1961. С. 13). Также указывается: «На ряде монет той же второй группы нередко пропускается буква ν в написании имени Константина (только в легенде оборотной стороны) [A1, A5, A6, A8, A66], что также соответствует произношению этого слова греками в средние века» (Соколова И.В., 1961. С. 11).

В класс A главы III настоящей работы помещены милиарисии, имеющие, в том числе, ошибки в легендах оборотной стороны. В частности, в имени Константина встречается пропуск и переворот буквы «α» (A2, A4, A12), пропуск буквы «ς» (A3, A68, A73), перемена букв «ς» и «ν» местами (A17-1, A67) и другие.

На реверсе этих монет, над и под легендой, расположено украшение одной из 12-ти разновидностей, по классификации Ф. Грирсона, из которых А.К. Марков в своё время выделял восемь (Марков А.К., 1905. С. 136, 137), что может указывать на дату чеканки (Grierson P., 1982. P. 200). Остаётся пожалеть, если принять это предположение, что нам не известно, которому году чеканки милиарисиев соответствует какой-то из видов орнаментов для попытки определения более точного t.p.q. подражательного чекана, так как только три или четыре вида подобных украшений встречаются на реверсах изучаемых подражаний. Самым частым случаем является изображение четырёх точек ромбом между линиями-титлами. По мнению Грирсона этот тип милиарисия «was minted in very great quantity and is perhaps the commonest Byzantine silver coin on the market today» [был отчеканен в очень большом количестве, и сейчас, возможно, является самой предлагаемой византийской серебряной монетой на рынке] (Там же. P. 201).

В более широком смысле прототипом рассматриваемых подражаний можно считать все милиарисии этого правления, продолжавшегося до 1025 года, так как в 989 году тип изображений и легенд серебряной константинопольской монеты не претерпел принципиальных изменений. Увеличившийся кружок милиарисия успешно компенсировался его повсеместным нещадным обрезанием (Янин В.Л., 1956. С. 143). Поздние рассматриваемые нами подражания настолько деградированы, что понять, прямо опираясь на их изучение, какой тип милиарисия братьев, ранний или поздний, или, например, некоторые монеты следующих правлений, о чём речь пойдёт ниже, служат им образцом, невозможно. Но все стилистические особенности изображений, орнаментов и те фрагменты имитаций легенд, которые поддаются прочтению на ранних подражаниях, говорят за то, что образцом им послужил именно первый тип портретных милиарисиев Василия II и Константина VIII, чеканившийся в 977 – 989 гг. (см. монету B40-1).

Рассмотрим сюжетную композицию прототипа и её интерпретации на подражаниях. Василий (фигура с небольшой бородкой в лоруме) на милиарисиях помещается слева от креста, как это видит наблюдатель. На подражании это положение часто нарушено, и изображения императоров поменяны местами, или даже на одну монету помещены две фигуры в одном (обычно присущем «Константину») типе одежды.

Лорум являлся знаком царского достоинства. Его надевали следующим образом: один конец опускали спереди, посередине, и на уровне груди, отвернув его под углом, перекидывали через плечо на спину. На спине из лорума делали петлю, через неё продевали оставшийся свободный конец и пропускали его наперёд, располагая по левой руке. На подражаниях Василий II чаще всего идентифицируется по бюсту, переданному фигурами различной формы, обычно прямоугольным или трапециевидным, разделенным на 4 – 6 четырёхугольников, с точкой внутри каждого, что должно, по замыслу резчиков, символизировать фигуру, облачённую в лорум.

Константин, в палудаментуме, на прототипе помещается, соответственно, справа, как мы это видим, глядя на монету.

Палудаментум (официальная мантия, хламида, палий, сагий (сагион) застёгивался на левом плече драгоценной пряжкой – фибулой, и украшен на конце бахромой в виде, предположительно, жемчужных кисточек. Палудаментум сверху украшен каймой с вышивкой драгоценными камнями. На подражаниях палудаментум чаще всего передан штриховкой разнообразных видов, направлений и сочетаний.

На головы императоров водружены стеммы – широкие коронообразные венцы, с двумя, видимо, жемчужными, нитями по бокам – пропендулиями, передача образа которых, с определенного момента эмиссии (условно и с некоторыми оговорками, о чём пойдёт речь ниже) делит эту чеканку на два «потока»: первый, представленный упрощённым изображением подвесок венца – «дредами», т.е. сплошными или составленными из точек прямыми линиями, и второй, когда передача головного убора упрощённо осуществляется набитыми пунсонами точками различной величины, расположенными «нимбом». Все направления деградации монетных типов далее подробно рассматриваются.