Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сочинения готовые.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
598.41 Кб
Скачать

Сочинение

Когда человек уходит во взрослую жизнь из школы, он уносит с собой в далекое жизненное плавание выученные наизусть стихи, отрывки прозы из великих произведений русской классики. Знаменитое изречение К.Г. Паустовского об отношении русских поэтов к осени в школе наизусть не учат. Но знает это высказывание каждый, кто способен вос­принимать красоту и философскую глубину природы: «Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени».

Так почему же именно осень — любимое время года мно­гих одаренных людей? Как осмысливают они единство при­родных явлений и движений человеческой души? Задумать­ся над этими вопросами заставляет текст К.Г. Паустовского.

Несомненно, что автор проводит параллель между осе­нью с ее одинокими золотыми березами, небом, похожим на тонкий лед, и состоянием души зрелого человека, философ­ски спокойно и серьезно рассуждающего наедине с самим собой о бренности бытия и кратковременности всего живого. Не зря писатель упоминает Пушкина и Тютчева, нежно и трогательно любивших осень. Общеизвестно, что эти худож­ники слова были великими философами жизни, стремящи­мися понять ее сокровенную суть. Вероятно, именно осень с ее дождями и тихой грустью как никакое другое время года способствует раздумьям человека о главных вопросах бытия.

Писатель проводит еще одну параллель между человеком и осенью: осенью пышность весенних и летних красок сменяется строгостью и благородством. Так и у великих мастеров литера­туры «нарядность языка» уступает место глубине и простоте

296

мысли. Следовательно, по мнению автора, осень обычно любят люди, способные осмысливать свой жизненный путь.

Автор приходит к выводу: осенью природа и человек одинаково тихи, настроены на философские раздумья о веч­ном и непреходящем, о том, что все живое имеет свойство стареть и умирать. Но именно в этой закономерности за­ключается и секрет возрождения жизни весной.

Я полностью разделяю позицию автора: осень — самое философское время года, когда не хочется никуда спешить, возникает желание бросить привычный уклад жизни, оста­вить на потом заботы и тревоги и полностью погрузиться в тихую и светлую грусть «осенних» мыслей.

Мне кажется, сами собой возникают в памяти знамени­тые пушкинские строки:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса..

Сколько торжественности и одновременно кротости в на­рисованной А.С. Пушкиным картине природы. У поэта даже увяданье пышное, неспешное и торжественное. Это повод задуматься каждому из нас и о своем уходе, который дол­жен быть принятым, обдуманным и философски спокойным.

Еще один пример единения человека и осени находим в творчестве Ф.И. Тютчева. Безусловно, на всю жизнь оста­нутся в памяти строки:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Мир, покой в природе, которую воспевает Ф.И. Тютчев. Разве можно в это время года думать о сиюминутном, вре­менном, кратком и неважном? Поэт уверен: осень — это особое время года, которое дарует человеку редкую возмож-

297

ность не спеша, серьезно и глубоко размышлять о себе и своем месте в мире.

Таким образом, можно сделать вывод: русские поэты, писатели, художники философски воспринимали осень как уникальное, дорогое и мимолетное время года, когда чело­век, сливаясь с дремлющей природой, думает о главном, ос­мысливая мир и самого себя в нем.

Проблема осознания человеком ценности природы

Текст

(1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (З)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормаль­но и беспрепятственно дышим. (4)Но все же, неправда, — замечаем. (5)Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга те­плой влагой, когда промыт он майским дождем, когда обла­горожен грозовыми разрядами. (6)Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. (7)Бывают сладчайшие, драгоцен­ные, памятные на всю жизнь глотки воздуха.

(8)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожа­луй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (9)Мы привыкли, что мир — зеленый. (Ю)Ходим, мнем, затапты­ваем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем ло­патами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захло­пываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпич­ным, бумажным, тряпичным хламом. (11)Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (12)Высыпать

298

машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (13)Подумаешь! (14)Сколько там травы? (15)Десять квадратных метров. (16)Не человека же засыпаем, траву. (17)Вырастет в другом месте.

(18)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в маши­не был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина — на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (1 ^Анти­фриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дож­дями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (20)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. (21)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.

(22)Под окном, конечно, заметно. (23)Я жалел, что по­ступил неосторожно, испортил лужайку. (24)Но ведь это под собственным окном! (25)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (26)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, госпо­ди, мало ли на земле травы? (27)Жалко ли ее? (28)Ну, вы­сыпали шлак (железные обрезки, щебень, бой-стекло, бе­тонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок.

(29)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничто­жестве, как травинка. (ЗО)Трава? (31)Трава она и есть тра­ва. (32)Ее много. (ЗЗ)Она везде. (34)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (35)Разве что вот в пустыне ее поменьше. (Зб)Начинаешь замечать, что, оказывается, мо­жет быть так: земля есть, а травы нет. (37)Страшное, жут­кое, безнадежное зрелище! (38)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или некосмической ката­строфы наша Земля, обнаружившего на обугленной поверх­ности планеты единственный зеленый росточек, пробиваю­щийся из мрака к солнцу.

299

(39)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (40)3е-леная живая травинка, когда человек совсем отрезан от при­роды. (41)А вообще-то — трава. (42)Скобли ее ножами буль­дозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай...

(43)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокое­ние и отдых — вот одно из побочных назначений всякого

растения.

(По В. Солоухину)