Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сочинения готовые.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
598.41 Кб
Скачать

Сочинение

Дмитрий Сергеевич Лихачев — выдающийся русский писатель, ученый, мыслитель. В своих работах, адресован­ных юношеству, он часто поднимает вопросы нравственно­сти, морали, любви к отечеству.

В предложенном для анализа тексте Д.С. Лихачев обра­щается к проблеме «нравственного отношения человека к живой и «мертвой природе» (предложение 7). Затронутая ав­тором проблема чрезвычайно актуальна, поскольку человек сегодня все чаще не чувствует, не осознает себя, в отличие от наших предков, частью одного, общего мира. И это не может не волновать любого нравственно развитого человека.

Д.С. Лихачев говорит о том, что изменился не человек, изменилась за последние десятилетия сама планета: сегодня уже невозможно больше относиться к ней бездумно, потре­бительски, считая себя не частью природы, а ее венцом, высшим разумом. А ведь именно так, по мнению писателя, и относились люди ко всему живому на протяжении многих и многих лет. Для того чтобы сохранить жизнь на планете Земля, нужно относиться к живой и «неживой» природе нравственно. В чем суть такого отношения? Чтобы найти ответ на этот сложнейший вопрос современности, автор об­ращается к хорошо ему известному периоду развития нашей цивилизации — к древнерусской культуре. С каким уваже-

284

нием говорит он о том, что вся «древнерусская культура пронизана нравственным началом». В подтверждение этой мысли писатель приводит многочисленные факты того, как наши предки относились к избе как к храму, к церковной службе как к источнику исторических знаний о мире, к земле-кормилице как к высочайшей святыне. Вспоминает ученый древние обряды славян: сговор между женихом и невестой обязательно проходил на берегу реки, так как вода считалась священной, по воде пускали плыть и старые ико­ны, в великий православный праздник Троицы украшали дома и храмы зелеными ветвями. Особо обращает внимание Д.С. Лихачев на то, что в условиях нравственного сосущест­вования русичей и природы и литература как способ пости­жения мира «была посвящена исключительно вопросам мо­рали и мировоззрения».

Рассуждения писателя об отношении человека к природе приводят его к бесспорному выводу: «нравственность осо­бенно нужна в современном мире», ведь именно она может стать источником выявления в мире доброго, разумного на­чала, которое, в свою очередь, позволит если не уничтожить мировое зло, то уменьшить его. Следовательно, нравствен­ное отношение человека к природе — единственный способ сохранить жизнь на нашей планете.

Думается, что великий русский мыслитель прав: отноше­ния человека и природы должны строиться на нравственном начале, которое подразумевает заботу каждого из нас об окру­жающем мире, бережное отношение к природным богатствам, восприятие себя самих частью, а вовсе не венцом природы.

Мысль о неразрывной связи человека и природы, об их единстве на основе нравственности в русской литературе не нова. Практически все известные русские писатели рассуж­дали на эту тему. Так, Федор Иванович Тютчев, поэт, мыс­литель, наделявший природу высшим разумом, сравнивал человека с тростником, качающимся на ветру. «Человек — тростник, но тростник мыслящий», — писал поэт, перефра­зируя мысль величайшего физика Паскаля о том, что чело­век далеко не царь природы. Сравнением человека с трост-

285

ником Ф.И. Тютчев хотел подчеркнуть, что человеку не сле­дует гордиться своим разумом, поскольку и он создание природы и может быть уничтожен в одно мгновение, как трава, как срезанный тростник...

В XX веке также неоднократно русские советские писа­тели высказывали мысли о нравственном отношении чело­века к природе. Например, в известной повести В. Распути­на «Прощание с Матерой» необразованная, простая женщина — бабка Дарья, мудро отвечает на утверждение внука о том, что человек — царь природы и поэтому ему можно не считаться с ее законами и величием. «Поцарюет, поцарюет, да загорюет....», — говорит бабка Дарья. В этих бесхитростных словах героини В. Распутина заключено нравственное отношение к природе: только в единстве с ней человек может добиться высоких результатов и в жизни, и в труде, может стать духовно богаче, осознать себя частью ве­ликого и бесценного мира.

Таким образом, рассуждая вслед за Д.С. Лихачевым о нравственном отношении наших современников к природе, можно сделать вывод о том, что все существование человека на Земле должно быть пронизано нравственностью, в основе которой осознание себя частью вселенной, понимание необ­ходимости доброго, разумного изменения жизни в лучшую сторону и стремление к преображению мира.

Проблема варварского отношения человека к природе

Текст

(1)Смеется, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. (3)В любое время года была та

286

голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. (4)Пока черемуха кру­жилась, метелила по берегам острова, в середине его вспы­хивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавли­валась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небояз-ного к огню смородинника...

(б)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем неко­шеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопро­точная вода. (7)Перестала цвести и рожать черемуха, обугли­лись, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8) Л ишь живучий ку­рослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

(9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. (Ю)Нынче сооружен здесь деревянный причал. (11)Валом валят на эти берега хозяйст­венные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теп­лицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскре­сенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к при­чалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

(13)Под бравую песню «То ли еще будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечис­тот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бу­маге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отды­хать от трудов.

287

(15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кри­вобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное...

(17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

(19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскрес­ного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»

(21)Шапка подчеркнута не то красным ломаным каран­дашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающие­ся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

  • (22)Что же ты смеешься, мальчик?!

  • (23)Хво... хво... хвостик!

(24)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржа­ной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весе­лые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, дога­дываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

(27)Смеется, заливается, хохочет мальчик...

(По В. Астафьеву)