- •Принцип разделения властей.
- •Президент.
- •Законодательная (представительная) власть.
- •Исполнительная власть.
- •Судебная власть.
- •Разделение власти в России по вертикали.
- •Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления.
- •Проблема выделения нестандартных ветвей власти.
- •Заключение.
Принцип разделения властей: особенности и проблемы российской государственно-правовой модели.
Введение.
Разделение властей всегда было интересной темой для исследователей. Казалось бы, как это государственная власть может быть не единой, а разделённой на какие-то три ветви? Суть данного принципа заключается в том, чтобы не допустить узурпации власти в руках главы одной ветви власти, чтобы размеренно, путём системы сдержек и противовесов, одна ветвь власти влияла на другую, контролировала и выявляла недостатки в управлении, взаимодействовала, чтобы один орган не оказался таком положении, что властных полномочий у него больше, чем у остальных.
В тоже время принцип разделения властей гарантирует самостоятельность и невмешательство в деятельность каждой ветви власти, разграничивает вопросы компетенции. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами. Какие критерии лежат в основе деления власти на ветви, реализация этого принципа в реалиях Российской федерации, выражение в Конституции РФ, проблемы выделения новых ветвей власти – эта проблематика будет рассмотрена в данной работе.
Принцип разделения властей.
В июне 1990 г. первый Съезд Народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет Российской Федерации. Система принципов, обеспечивающих политические, экономические и правовые гарантии суверенитета РСФСР, были закреплены в тексте Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г. Статья 13 Декларации официально закрепила принцип разделения властей как основополагающий в государственном механизме РСФСР: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». 31 марта 1992 г. был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов, что явилось отправной точкой для процесса федерализации российского общества.
Своеобразным итогом политико-правовых преобразований, утвердивших новую систему организации государственной власти в России, явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Согласно действующей Конституции России носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления.1 Краснов Ю.К. выделяет следующие периоды в становлении и реализации теории разделения властей в современной России: 2 1. Апрель 1985 – сентябрь 1993. Характерно не только формальное закрепление принципа разделения властей, но и его реальное воплощение в жизнь. Только реализация сводилась к тому, что разделению подвергались только властные функции, вся же власть, согласно лозунгам Октябрьской революции, оставалась за Советами.
Но в конце 80-х, начале 90-х преобразования, в виде создания Конституционного Суда, закрепление в Конституции России в 1992 г. положения о том, что «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей» (ст. 3 Конституции РСФСР) свидетельствовало об официальном признании этой теории. 2. Промежуток времени с сентября 1993г. (с момента издания Указа от 21.09.1993 № 1400) и до декабря этого же году (включая день проведения референдума по проекту новой Конституции и выборов 12 декабря 1993 г.).
Этот период характеризуется активной «законотворческой деятельностью» Президента, выражавшейся в Указах, ликвидация системы Советов. Шаблинский по этому поводу писал, что «издавая такие Указы, президент открыто вышел за рамки Конституции и, более того, объявил некоторые ее важнейшие главы не имеющими юридической силы».3 3. Временные рамки с 12 декабря 1993 года и по настоящий момент. Конституция РФ чётко определила и закрепила принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Тиунова Л.Б. отмечает, что общая цель системы разделения власти, как это ни парадоксально, состоит в обеспечении ее единства, которое отражается в принципе государственного суверенитета (ст. 4 Конституции РФ). Такое единство в демократическом государстве обеспечивается через выявление, учет многообразных интересов, имеющих место в обществе, их оптимальное сочетание и аккумуляция во властных решениях. Демократическая же власть, в свою очередь, реализуется на основании 3 трёх аспектов:
Разделение власти на публичную и общественную.
Принцип федерализма.
Принцип «разделения труда».
Под первым аспектом, разделение власти на публичную и общественную предлагается понимать, что система разграничения власти органически сочетается с такими основами конституционного строя России, как принципы демократического государства (ст. 1) и суверенитета народа (ст. 3), которые предполагают не только допуск и привлечение граждан к власти на всех ее уровнях, но и сужение рамок власти государства непосредственно на местном уровне.
Понятие «местный уровень» раскрывается через предметную и территориальную юрисдикцию (охват властью) органов местного самоуправления, которые решают вопросы местного значения (предметная юрисдикция), а образуются и действуют в пределах местных территориальных сообществ, низовых административно-территориальных единиц (территориальная юрисдикция). Модель государства, предусматривающая отделение государственной власти от местного самоуправления, углубляет демократические устои общества, ибо предполагает самостоятельность населения, т. е. его свободу, в решении вопросов непосредственной жизнедеятельности, а значит, и повышает уровень ответственности за принятые решения. Кроме того, резко расширяется количество субъектов власти на местах и тем самым создаются условия для учета всей палитры возникающих социальных интересов. Местное самоуправление — первичная школа власти; оно стимулирует инициативу населения, прививает навыки политико-правовой деятельности, готовит управленческие кадры для иных властных структур. Именно здесь выявляются первоначально формирующиеся потребности и преобразуются в групповые интересы, а затем аккумулируются и представляются на более общий уровень (право законодательной инициативы в субъекте Федерации).6 Принцип федерализма, по мнению Л.Б. Тиуновой, позволяет выявить, аккумулировать и более эффективно и демократично реализовать во власти различные уровни интересов и наиболее гармонично представить их в целостном государственном механизме.
Кроме того, в федеративном государстве создается система обоюдного контроля между центральной и региональной властью. Федеральные власти, аккумулируя общенациональные интересы, создают единые основы власти, осуществляют контроль за их обеспечением (ч. 2 ст. 4, ч. 1 и 2 ст. 15, п. «а» ст. 71 Конституции РФ). Региональная же власть, в свою очередь, призвана выполнять общие указания «центра», обеспечивая единство законности и верховенство федеральной Конституции, и в частности принцип государственного суверенитета (ст. 4).7 Третий аспект, аспект «разделение труда» между обособленными системами органов власти позволяет каждую из них сконцентрировать на выполнении какой-либо одной или нескольких государственных функций, т. е. попросту четко распределить обязанности между субъектами власти так, чтобы они не дублировали друг друга, не создавали «поле» взаимно противоречащих решений, а упорядочивали властный процесс.
Функциональная специализация ветвей власти дает возможность сориентировать структуру определенных государственных органов, процедуру их работы, а также подбор кадров на выполнение определенного вида государственной деятельности. Так, эффективное функционирование законодательной власти обеспечивается и процедурой их формирования путем свободных выборов, и процедурой деятельности, связанной с четкой правовой регламентацией обсуждения, выработки и принятия решений, гласностью, свободой обсуждения, коллегиальностью, свободой голосования и др., а также особым правовым статусом депутата представительного законодательного органа.8 Но нужно упомянуть, что классического деление власти на три ветви придерживаются не все авторы. В частности, В. Е. Чиркин в своём исследовании «Основы сравнительного государствоведения», отмечает, что некоторые страны выделяют так же и избирательную, учредительную и контрольную.9 В России такой позиции, кроме самого В.Е. Чиркина, придерживается учёный Ю.А. Нисневич, выделяя президентскую и контрольную власть.10 С.А. Осетрова в своей диссертации «Конституционные основания президентской власти в Российской Федерации» выделяет критерии дифференциации ветви государственной власти в рамках системы разделения власти. Внешний - подразделяется на функциональный и институциональный. Функциональный критерий предполагает наличие самостоятельных функций. Институциональный - выражается в деятельности самостоятельных государственных органов. Внутренний же критерий дифференциации ветви власти основывается на выявлении волевого начала в деятельности ветви власти, характеризующегося возможностью и реальной способностью выражать свою собственную волю в рамках системы сдержек и противовесов в процессе принятия государственных решений.
С учетом этого количество ветвей власти в государстве является величиной относительной и зависит, во-первых, от конституционно-правовой конструкции власти, а во-вторых, от политической конъюнктуры, то есть практики выстраивания отношений того или иного органа государственной власти с иными ветвями власти. На основании этого диссертант выделяет и условия (предпосылки) появления и институционализации ветвей государственной власти. К ним можно отнести идеологические, правовые, политические. Это означает, что для появления самостоятельной ветви государственной власти необходимо понимание со стороны государства и общества важности формирования соответствующей самостоятельной ветви власти.
Система «сдержек и противовесов» здесь создается не только за счет распределения функций, но и за счет предусмотренных в Основном Законе возможностей каждой власти воздействовать на другую и таким образом учитывать ее мнение; контролировать друг друга вплоть до применения мер ответственности и, наконец, участвовать в выполнении функции другой власти одновременно с иными федеральными структурами.
Реализация принципа разделения властей по Конституции РФ.
Статья 11 Конституции РФ содержит исчерпывающий перечень субъектов, наделённых правом осуществлять государственную власть, это доверено: Президенту, двухпалатному Федеральному Собранию, правительству и федеральным судам. Каждый из этих органов является элементом единой системы государственных органов.
