- •20. Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев.
- •21. Особенности правового положения иностранцев в рф в зависимости от установленных законом сроков их пребывания в России.
- •22. Основы правового положения юридических лиц: национальность и личный закон.
- •23. Основные доктрины определения личного закона юридических лиц (теория инкорпорации, теория оседлости, теория центра эксплуатации, теория контроля).
- •24. Международные юридические лица. Правовое положение международных хозяйственных объединений.
- •25. Правовое положение иностранных юридических лиц в России.
- •26. Деятельность российских юридических лиц за границей.
- •27. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права. Понятие, виды иммунитета государства и их правовое регулирование.
- •28. Международные межправительственные организации в международном частном праве.
- •29. Порядок создания и правовой статус оффшорных компаний.
- •30. Основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве.
- •31. Коллизионные вопросы права собственности.
- •32. Правовое регулирование вопросов национализации и реквизиции в международном частном праве.
- •33. Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций.
- •34. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
- •35. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
- •36. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
- •37. Понятие внешнеэкономической сделки. Отличие внешнеэкономической сделки от внутригосударственных сделок.
- •38. Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок.
- •39. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
20. Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев.
Вопросы дееспособности в международном частном праве традиционно определяются в основном по личному закону в двух основных разновидностях – закона гражданства и закона местожительства. ГК РФ установлено, что «личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет», «личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище». Также установлено, что гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом.
В течение длительного времени признанным правилом выступало положение о том, что лицо, дееспособное по закону отечественного государства, признается таковым и за границей, и наоборот – недееспособное по праву своего государства лицо должно быть объявлено недееспособным во всех других государствах. Однако со временем его соблюдение стало вызывать определенные возражения ввиду явной несовместимости с интересами стабильности торгового оборота, поскольку имелись обоснованные опасения, что иностранный предприниматель мог объявить сделку, совершенную им в другом государстве, недействительной под предлогом отсутствия у него дееспособности по национальному закону. Именно поэтому в законодательстве государств мира все чаще встречается норма, в которой речь идет о том, что если иностранец заключает в пределах государства пребывания сделку, в отношении которой он недееспособен по закону гражданства, но мог бы считаться дееспособным по праву государства пребывания, то он признается дееспособным для целей заключения такой сделки. Исключение из рассматриваемого принципа существует для сделок с недвижимостью: в отмеченных нормативных актах уточняется, что способность лица заключить сделку по поводу недвижимой собственности подчиняется закону места нахождения недвижимости.
Особое внимание государства уделяют другому вопросу – вопросу определения дееспособности предпринимателя. На этот счет ст. 1201 ГК указывает, что определение дееспособности предпринимателя осуществляется по закону того государства, в котором лицо зарегистрировано в качестве такового. Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их с нашими гражданами, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений определенных обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства. Например, из факта причинения вреда личности или имуществу юридического лица согласно ст. 1064 ГК РФ возникает обязательство по возмещению вреда. В необходимых случаях возможна компенсация морального вреда. Что касается дееспособности иностранных граждан, то она подчиняется их личному закону, и преимущественно закону гражданства.
Вопрос об ограничении и лишении дееспособности иностранцев вызывает немало расхождений в материальном праве разных государств: различными являются основания для ограничений дееспособности (расточительство, алкоголизм, наркомания и т.д.); различен и порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным.Более признанным является принцип, согласно которому лишение дееспособности или ограничение в правах иностранца должно подчиняться его личному закону. Вместе с тем в законодательстве государств по-разному сформулированы критерии для лишения или ограничения дееспособности. Другой вопрос связан с определением суда конкретного государства, который вправе объявить лицо ограниченно дееспособным или лишенным дееспособности. В этом случае компетентными будут являться учреждения страны гражданства или основного места жительства (домициля) и применимым правом будет закон суда. В ст. 1199 ГК РФ размещены коллизионные нормы, предназначенные для выбора права, подлежащего применению к опеке и попечительству. В частности, предусматриваются такие коллизионные привязки, как личный закон лица, в отношении которого учреждается опека или попечительство (п.1), так и личный закон опекуна (попечителя) (п.2). Кроме того, не исключается и обращение к закону места совершения акта либо закону суда. Причем может быть применено российское право, если оно более благоприятно для опекаемого лица.
