МАРЖИНАЛИЗМ И ФОРМИРОВАНИЕ
НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
«...Маржиналисты также отвергли классическую доктрину, но не столько для того, чтобы покончить с традицией, сколько для того, чтобы поставить ее на более прочную основу».
Бен Селигмен
§ 1. Маржиналистская революция: причины и сущность
В начале 70-х гг. XIX в. в экономической науке произошли существенные изменения, которые впоследствии получили название «маржиналистская революция». Начало этим изменениям положило так называемое залповое открытие — когда почти одновременно тремя экономистами в разных странах и независимо друг от друга была сформулирована теория предельной полезности. В 1871 г. в Англии была опубликована работа Уильяма Стэнли Джевонса «Теория политической экономии», в том же году в Австрии Карл Менгер опубликовал работу «Основания политической экономии», а тремя годами позже, в 1874 г., вышла работа швейцарского экономиста Леона Валъраса «Элементы чистой политической экономии».
Коренные изменения в экономической теории, к которым привела публикация этих трех работ, произошли не сразу. Как отмечает М. Блауг, «это была революция, факт свершения которой был широко признан лишь более чем поколение спустя». Однако это была настоящая революция, поскольку в результате создания маржиналистской концепции был по-новому сформулирован предмет экономической теории, стали использоваться принципиально новые методы анализа и в итоге даже изменилось название науки.
Для правильного понимания сущности маржинализма важно вспомнить, что к моменту его возникновения в экономической науке широкое распространение получили концепции с ярко выраженными социально-политическими (марксизм и различные социалистические концепции) или национально-историческими (Ф. Лист, историческая школа) акцентами в анализе. Политическая экономия становилась все более «политической» с точки зрения как содержания анализа, так и практических выводов. Маржинализм стал своего рода протестом против этой политизации экономической теории, против подмены собственно экономической науки экономической социологией, экономической историей или экономической политикой.
В этом смысле показательным является название основной работы Вальраса «Элементы чистой политической экономии». Маржиналистами была поставлена задача создания экономической науки, очищенной от социально-политических наслоений, формирование такой теории, которая рассматривала бы чисто экономические вопросы, не зависящие от уровня развития общества, его политического устройства или исторических традиций. В качестве такого чисто экономического вопроса выдвигается проблема рационального использования ограниченных ресурсов. Задача экономической науки, по словам Джевонса, такова: «Дан определенный уровень населения с различными потребностями и производственными возможностями, обладающего определенным количеством земли и других материальных ресурсов; требуется найти способ приложения его труда, который будет максимизировать полезность произведенного». Таким образом, был сформулирован новый предмет экономической науки.
Родоначальники маржинализма создали принципиально новую теорию ценности и цены, основанную на идее предельной полезности, и этой теорией «они показали то, что А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс считали невозможным, а именно, что меновую ценность можно объяснить в терминах потребительной ценности». Иными словами, маржиналистская революция началась с революции в теории ценности, однако масштаб изменений в науке, вызванных появлением теории предельной полезности, оказался существенно более значительным. Причем, по словам английского экономиста Т. Хатчисона, в «предельной полезности» важно было скорее прилагательное, нежели существительное.
Само название «маржинализм» происходит от marginal (англ., фр.) - предельный. Вместо средних величин (средняя прибыль, средняя заработная плата и т.д.), которые использовались в исследованиях классиков, представители маржинализма вводят в экономическую науку понятие предельных величин. Это позволило радикально изменить и принципы экономического анализа, и его метод.
С одной стороны, именно с развитием маржинализма началось широкое применение математики в экономических исследованиях. У. Джевонс отмечал: «Поскольку экономика действительно имеет дело с количествами, она по необходимости всегда была математической по своей сути. Но строгим и обобщающим утверждениям и простоте понимания ее количественных законов всегда мешало пренебрежение теми мощными методами выражения, которые с таким успехом применялись в большинстве других наук». Многие сторонники маржинализма сами хорошо владели математическим инструментарием и видели в нем эффективное средство решения экономических задач. Таким образом, возникла принципиально новая техника экономического анализа.
С другой стороны, использование предельных величин позволило по-иному сформулировать и основные принципы экономических исследований. В мире ограниченных ресурсов на первый план, по мнению маржиналистов, выходит проблема оптимального их распределения, т.е. проблема эффективности. Количественный, функциональный анализ предполагает, в том числе, нахождение максимального (минимального) значения функции. «Как только маржиналистский метод ... был сформулирован на языке математики, то стало ясно, что содержание хозяйственной деятельности можно охарактеризовать как проблему максимизации — для максимизации полезности, цены, прибыли, размеров производства, дохода и для минимизации издержек можно использовать методы дифференциального исчисления».
Еще одно расхождение между методологией классической школы и принципами маржинализма состояло в том, что классиков интересовал вопрос увеличения богатства нации в результате роста экономики. Поэтому в центре их внимания находились такие проблемы, как накопление капитала, рост населения, вовлечение в хозяйственный оборот новых земель. Более того, в концепциях Маркса, Сисмонди, Листа, представителей исторической школы сам капитализм рассматривался как динамичная, развивающаяся и изменяющаяся система. В анализе маржиналистов центр тяжести перемещается в сторону анализа статической системы, основной задачей которой является рациональное использование уже имеющихся, заданных и, следовательно, неизменных ресурсов. «Экономика впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования. Классическая теория экономического развития была заменена концепцией общего равновесия в рамках принципиально статической структуры».
Все эти изменения в предмете, методе, принципах и задачах теоретического анализа свидетельствовали в конечном итоге, что экономическая наука изменила свое лицо. В этих условиях ее традиционное название «Политическая экономия» уже не соответствовало ее новому содержанию, тем более что «политического» в концепциях маржинализма почти ничего не осталось. Логическим результатом стало появление нового названия — Economics (Экономическая теория, или Экономическая наука), которое стало широко использоваться с конца XIX в.
Авторитетное мнение
«Чистая экономическая теория, охотно пренебрегаемая экономистами-историками, государственными социалистами и социальными христианами, нашла к 1872 г. выдающихся представителей одновременно во Франции, Англии и Австрии. ...Они с растущим успехом воздвигали на место слишком расшатанного здания классических теорий остроумную и увлекательную концепцию образования цен. Почти с каждым днем все более и более оказывается плодотворным ее применение во всех почти областях экономической науки. ...Снова экономические работы заполнили диаграммами, алгебраическими формулами, тончайшими рассуждениями. Столь обесславленная со времени Рикардо, чистая экономия вновь обрела почет».
Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. -С. 396.
Однако в целом, несмотря на все противоречия между маржинализмом и классической политической экономией, следует подчеркнуть, что по ключевым методологическим вопросам маржиналисты продолжали классическую традицию. Они исходили из наличия универсальных, единых для любых этапов развития общества экономических законов. Они опирались в своих исследованиях на модель «экономического человека», стремящегося с помощью рационального использования имеющихся у него ресурсов максимизировать получаемую полезность (прибыль). Наконец, они были сторонниками экономического либерализма и отстаивали принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь.
Можно сказать, что маржиналисты хотели не опровергнуть классическую политическую экономию, а поставить ее на более строгую теоретическую основу. Естественным результатом маржиналистской революции стало поэтому органичное соединение в конце XIX в. идей маржинализма и классической политической экономии и формирование неоклассической школы, которая сразу заняла ведущие позиции в экономической науке.
Вместе с тем не следует рассматривать маржинализм как целостную, основанную на единых теоретических принципах школу в экономической науке. Маржинализм — это прежде всего совокупность определенных принципов и инструментов экономического анализа, т.е. это в гораздо большей степени метод, чем теория. На основе маржиналистских принципов сформировались несколько теоретических школ: Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, О. Бём-Баверк), Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето), Кембриджская школа (А. Маршалл, А. Пигу), которую иногда называют англо-американской, включая в нее также У. Джевонса, Ф. Эджуорта и Дж.Б. Кларка. Представители этих научных школ, являясь сторонниками маржинализма, часто придерживались различных взглядов по важнейшим теоретическим вопросам.
Авторитетное мнение
«...Термин «маржинализм» почти сразу стал рассматриваться как название отдельной школы. И не только: он ... стал обозначать в глазах некоторых реакционное чудовище, готовое защищать капитализм и саботировать социальную реформу. С точки зрения логики, в этом нет никакого смысла. Предельный принцип сам по себе является инструментом анализа, использование которого становится необходимым на определенной ступени развития этого анализа. Маркс использовал бы его самым естественным образом, если бы родился пятьюдесятью годами позже. Этот термин может служить названием школы не больше, чем использование дифференциального исчисления может характеризовать научную школу или группу в математике или физике».
Шумпетер Й. История экономического анализа.-Т. 3.-С. 1147-1148.
