Глава I определеніе магій
Вы, конечно, зияете анекдотъ съ куринымъ яйцомъ, которое. Христофорі) Колумбъ ноставилъ на столъ? Я не буду его ьямъ повторить *).
Эготъ анекдотъ доказываетъ, что, вообще говоря, изо- ычхъ рсшеній даннаго вопроса труднее всего найти самое простое. Гакъ и Магія кажется такой темной іі неудобопонятной для техъ, кто ее изучаетъ серьезно, лишь потому, что изучавший съ сам а го начала вдается въ многосложный подробности, въ которыхъ и запутывается.
Читатели считаютъ меня за автора, любяідаго сравнснія ,ѵі>*се иодъ-часъ злоупотребляющаго ими; будь эта привыч- •- недостатком!» или достонпствомъ, но она такъ глубоко вко- ;:<ч:іг.іась, что я не оставлю ее и при этой работе, какъ не ос- ѵялдядъ ранее. Поэтому, мне кажется нрекрасиымъ началомъ объясиеніи Магін такой, на первый пзглядъ странный і'Оі:;)ссъ: «впдели-ли вы экипзжъ, едуідій по улице?» «К чему это ъ вопросъ?» скажете вы. Для того, отвечу я, чтобы доказать вамъ. что кто внимательно иаблюдалъ за экинажемъ, въ састояніи легко постичь Механику, Философію, Физіологію и "л- частности Магію.
Ксли мой вопросъ и въ особенности мой ответь памъ пока* '-«угеп глупыми, это докажетъ мне, что вы не умеете наблюдай,, uij смотрите, но не видите; зы ощущаете, но не чувст- у ь а съ нетъ привычки размышлять о виденномъ, искать мс'/і:;іу предметами, повиднмому самыми простыми.
) Аиторі, говорить объ общеизвесгномъ анекдоте съ Колумбомъ,
нридвориьщ интриги заставляли два раза возвращаться изъ откры чіѵ -!-1меі,ІІКК- Завистники говорили, чп> его заслуга очень ішчюжпа и чі. ■ Л ’г ' ;in'laJn'fiu всякій. КолумСь, которому эго надоело, однажды во іфосіі :ы"ого прчдкориагп вечера велелъ принести сырое куриное яйцо и іг-ъ \з СВи,ІХЪ і.риінковъ поставить его па иосокъ ту іъ-же на идноѵ ь ijсголові. дворца. Многіе брались, но никто не ыогъ это- ѵл.:,)-'гf"-*’ гд“ псс желающіе потерпели неудачу, Колумбъ взя.іъ нйцо и. уІ'і:.'-хъ \ гі.МЪ Рг' С™У- конечно ноставилъ. Доказавъ, такнмъ образомъ, что ио.кэю дела заключается въ уменін за него взяться. (Прим. перев).
Сократт), проходя однажды, по улицамъ Афинъ, увиделъ Человека, несущаго дрова, и заметилъ, что дрова сложены артистически; онъ подошелъ къ этому человеку, разговорился съ нимъ, сделалъ его свонмъ ученикомъ и въ результате пзъ него вышелъ, знаменитый Ксенофонтъ. Следовательно, Со- кратъ виделъ умственнымъ взоромъ яснее, чем глазами.
Итакъ, если вы хотите изучить Магію, прежде всего проникнитесь идеей, что все, поражающіе ваши чувства, предметы внешняго міра суть лишь видимыя отраженія невидимыхъ идей и законовь, которые могутъ быть выведены мыслящимъ разумомъ изъ этихъ чувственныхъ воспріятій.
Если вы человекъ серьезный — что должно васъ интересовать въ личности другого? Не его одежда, а его характеръ и образъ его денствін. Одежда, и особенно манера ее носить, указываютъ приблизительно на воспитаніе человека; но это только слабое отраженіе его внутреннихъ свойствъ.
Следовательно, все физическіе феномены, поражаюіціе наши чувства, только отраженія — одежда высшихъ сущностей — идеи. Бронзовая статуя, находящаяся передо мной, есть форма, въ которую артнетъ облекъ свою мысль. Этотъ сгулъ есть вещественная передача мысли ремесленника, и такъ во-всей Природе: дерево, насекомое, цветокъ — суть матері- альныя изображенія отвлеченностей въ полномъ смысле этого слова. Этихъ отвлеченностей не вндитъ ученый, занимающійся только внешностью вещей, которому и съ этимъ достаточно дела. Поэты и женщины лучше поннмаютъ этотъ таинственный языкъ природы, потому что они интуитивно чувствуютъ, что такое всемірная любовь. Мы-же сейчасъ увидимъ, почему Магія — наука любви, а теперь вернемся къ нашему экипажу.
Экипажъ, лошадь, кучеръ — вот вся философія, вотъ вся Магія, разумеется, при условіи считать этотъ грубый примеръ лишь аналогическимъ тнпомъ и при уменіи наблюдать.
Заметьте себе, что если-бы мыслящее существо — кучеръ, захотелъ, сидя въ экипаже, привести его въ движеніе безъ посредства лошади, то это-бы ему не удалось. Не. смейтесь и не
называйте меня чудакомъ, потому что очень многіе считаютъ Магію искусствомъ двигать карегы безъ лошадей или, выражаясь научнымъ языкомъ, — воздействовать волей на мате- рію, безъ всякаго посредствующаго агента.
Итакъ, запомнимъ во-первыхъ, что кучеръ, находясь въ экипаже, не можетъ привести его въ движеніе безъ лошади. Но, заметили-ли вы, что лошадь сильнее кучера, и, не смотря на это, кучерь властвуетъ надъ этой грубой силой, при помощи 14 козжей, и руководить ею. Если вы это заметили, вы уже на половину магъ, и мы можемъ смело продолжатъ наше ученіе, пзложивъ нашъ примеръ «научнымъ языкомъ».
Кучерь соответствуетъ разуму, а главнымъ образомъ — волеъ, направляіЪщимъ движеніе, почему его можно назвать «началомъ управляющимъ».
Экипажъ соответствуетъ инертной матеріи, поддерживающей разумное существо, являющееся «началомъ движимымъ».
Лошадь представляетъ силу. Повинуясь кучеру и действуя на экипажъ, лошадь двигаетъ всю систему; это движущее начало, представляющее въ то-же время и начало промежуточное между кучеромъ и экипажемъ — связь того, что поддер- живаетъ, съ темъ, кто управляетъ, то-естъ матеріи съ волей.
Если вы это хорошо поняли, то вы уже научились наблюдать экипажъ и теперь можете понять, что такое Магія.
Вы понимаете, что весьма важно уметь управлять лошадью, уметь противодействовать ея капризамъ, уметь заставить напрячь все силы въ нужный моментъ или, напротивъ того, беречь ихъ длй длиннаго пути.
Итакъ, практически, кучеръ соответствуетъ человеческой поле, лошадь — жизни, во-всехъ ея проявленіяхъ, и одинаковой у всехъ одушевленныхъ и неодушевленныхъ предметовъ. Такимъ образомъ, жизнь является посредникомъ, связью, безъ которой воля не можетъ вліять на матерію, какъ и кучеръ — на незапряженный экипажъ.
Если вашъ мозгъ не будетъ иметь достаточно крови для отправленія своихъ функцій, то воля, при всемъ желаніи, — не въ состояніи будетъ привести въ движеніе тело, у васъ сделается оцепененіе, и постепенно вы даже лишитесь сознанія; следовательно, анемія есть недостатокъ динамизма въ крови, а динамизмъ — сила, вносимая кровью во-все органы, а в томъ числе н въ мозгъ; называйте ее кислородомъ, теплотой, оьсигеноглобшіомъ, вы опишите этнмъ лишь ея внешнія свойства ея оболочку; назовите ее жизненной силой — и вы определите ея настоящій характеръ.
Теперь вы видите, какъ полезно смотреть на проезжающіё по улице экипажи. Лошадь превратилась въ изображеніе крови, или лучше, жизненной силы, действующей въ нашемъ организме, и тогда, конечно, вы найдете, что экипажъ является изображеніемъ нашего теъла, а кучеръ - воли.
Когда мы раздражаемся до того, что «теряемъ голову», кровь приливастъ къ мозгу, то есть — лошадь закусываетъ удила, и тогда — берегись кучеръ, если у тебя ие хватаетъ силы сладить съ лошадью. Въ этом случае кучеръ не долженъ выпускать вожжей, крепко ихъ натянуть, н лошадь, укрощенная энергіеіі кучера, мало по малу успокаивается.
To-же самое применимо и къ человеческому существу: его кучеръ — воля, долженъ энергически воздействовать на гневъ, туго натянувши вожжи, соединяющая жизненную силу съ волей, н человекъ быстро успокоится.
Кучеру, для обузданія лошади, во-много разъ его сильнейшей, необходимы вожжи и удила; въ человеке это будетъ нервная сила, представляющая средство воздействія воли на организмъ. Уменіе направлять и концентрировать ее — первая степень магическаго развитія.
Знать человеческое тело, его строеніе и волю, для производства магическихъ онерацій, еще недостаточно. Недостаточно даже изучить по какому-либо трактату технику магиче- скнхъ олерацін — надо самому приложить руки къ делу; подобно тому, какъ управляя часто лошадьми, делаешься нако- нсцъ кучеромъ.
Разница между Магіей и Обіцимъ Оккультизмомъ та, что Магія — наука практическая, тогда какъ Обіцііі Оккультизмъ нзлагаетъ теорію; но желать производить магическіе опыты, не зная Оккультизма, это то-же, что управлять локомотивомъ, не будучи знакомьімъ съ Механикой.
Подобно тому, какъ несбыточна мечта ребенка, которому дали деревянную саблю, сделаться генераломъ, такъ же неосуществима н мечта профана, знакомаго съ Магіей по на- слышке, — остановить теченіе воды или движеніе Солнца, при помощи заученнаго наизусть заклинанія, для похвальбы передъ своими друзьями, или чтобы соблазнить помещицу изъ соседней деревни. Каково-же бываетъ его недоуменіе, когда такой опытъ не удается.
Съ другой стороны, что-бы сказали солдаты, если-бы ребе- нокъ съ деревянной саблей началъ ими командовать?
Прежде, чемъ распоряжаться силой, заключенной въ зерне, надо научиться управлять самимъ собою.
Помните всегда, что прежде, чемъ получить профессорскую кафедру, надо пройти гимназію и высшее учебное заведение. Тотъ, кому это трудно, можетъ сделаться конюхомъ, для чего достаточно несколькихъ месяцевъ обученія.
Практическая МагІя требуетъ знанія соответствующихъ теорій, какъ и всехъ прикладныхъ наукъ. Механику можно изучать въ высшемъ учебномъ заведеніи и сделаться инжене- ромъ, или — въ слесарной мастерской, и сделаться технн- комъ. То же и съ Магіей.
Въ деревняхъ есть люди, производящіе интересныя явленія и излечиваюідіе некоторыя болезни; искусство это они перемяли отъ другихъ; ихъ обыкновенно называютъ колдунами и совершенно напрасно ихъ боятся. На ряду съ этими слесарями Аіагіи, есть люди, изучившіе теорію производимыхъ ими маги- ческихъ явленій: это — инженеры Магіи, и для нихъ, глав- пымъ образомъ, предназначенъ предлагаемый нами трудъ.
Практическая Магія, какъ мы сказали, наука прикладная: она насъ учитъ приложеніямъ воли — этого направляющего начала, кучера системы. Къ чему-же прилагается воля? Во- псякомъ случае, не къ матеріи, такъ какъ это было-бы равносильно желанію кучера сдвинуть незапряженный экипажъ, сидя па козлахъ. Кучеръ руководить лошадью, а не экипа- жемъ.
Одною изъ г.ажнейшихъ заслугъ Оккультизма является установленное имъ положеніе, что духъ не можетъ непосредственно действовать на матерію: онъ влияетъ только на посредствующее начало, действующее уже на нее.
Следовательно, магъ долженъ прилагать свою волю не къ матеріи непосредственно, а къ тому, что постоянно видоизме- няетъ матерію, къ тому, что въ Оккультизме называютъ «планомъ образования» матеріального міра или встральнымъ планомъ.
Въ древности Магію определяли, какъ применение воли къ силамъ природы, такъ что современныя физическія науки входили въ рамки Магіи, и посвящаемый учился обращаться съ теплотой, светомъ и электричествомъ, какъ это показы- васгъ намъ исторія раввина Эдекіэля, жившаго при Людовике Святомъ; но въ наше время это определеніе слишкомъ широко н не соответствуетъ понятно; которое оккультистъ имеетъ
о Практической Магіи.
Магъ или его учеаикъ несомненно производятъ воздействіе своей волей на какія то силы природы; надлежитъ только установить, на какія именно, хотя очевидно не на физическія, такъ какъ обращение съ ними является спеціальностью инженера, а не мага.
Но мы знаемъ, что кроме силъ физнческихъ, существуютъ еще силы гиперфизическія, отличающіяся отъ первыхъ своимъ происхождеиіемъ отъ живыхъ существь, а не отъ машинъ.
Въ нашу программу не входитъ разсмотреніе силъ, выде- ляемыхъ живыми существами, каковы: теплота, светъ и электричество потому, что повторяю еще разъ, это — силы чисто физическія.
Рейхенбахъ своими опытами, произведенными въ 1854 г., доказалъ, что живыя существа и некоторыя магнетическія тела вьіделяютъ въ темноте флюиды, видимые для сенсити- вовъ. Эти флюиды, по мненію Рейхенбаха, суть проявленія неизвестной силы, которую онъ назвалъ «одомъ». После него, докторъ Люисъ и полковникъ де-Роша наблюдали различныя проявленія того-же деятеля. Въ настоящее время существова- ніе этой силы уже установлено наукой, и мы можемъ положить ее въ основаніе нашихъ дальнейшихъ изследованій.
Въ Индіи существуетъ классъ людей, развившихъ въ себе, при помощи долголетнихъ упражненій, способность владеть гішерфизическими силами, люди эти называются факирами.
Одинъ изъ обычныхъ ихъ опьітовъ состоитъ въ следующему на разстояніи двухъ аршинъ отъ факира, сндящаго на полу, ставятъ горшокъ съ землей, куда сажаютъ зерно какого- либо растенія. Онъ устремляетъ на него свой взглядъ, мало по-малу бледнеетъ и застываетъ въ своей позе, съ руками, простертыми къ зерну, погруженный повидимому въ каталептическое состояніе, при чемъ тело его слегка охлаждается.
По прошествіи некотораго времени, изъ зерна вырастаетъ побегъ и быстро увеличивается въ размере.
Если продолжить опытъ, ТО растеніе въ три, четыре часа покрывается цветами и, наконецъ, на немъ появляются зрелые плоды, годные въ пищу.
Что въ данномъ случае произошло?
Воля факира направила нервную силу своего организма, чемъ привела въ действіе скрытую въ зерне жизненную силу, заставивъ растеніе пройти въ несколько мннутъ состояніе, котораго оно достигло бы лишь черезъ много месяцевъ обыч- наго роста. Эта сила известна всемъ — это жизнь.
Является-ли жизнь следствіемъ или причиной органиче- скаго движенія, мы здесь не будемъ изследовать; суть въ томъ, что воля факира действовала на дремлющую въ зерне растительную силу и не только заставила ее проявиться, но и дала ей возможность действовать гораздо энергичнее, чемъ это бываетъ обыкновенно.
Можно-ли назвать это сверхъестественнымъ явленіемъ? Нисколько.
Такимъ образомъ, факиръ ускорилъ нормальный ходъ явленій природы: онъ сделалъ опытъ Магіи, но не сдслалъ ничего свсрхъестественнаго. Действуя на жизнь растенія, факиръ вліяетъ на его матерію. Чемъ-же онъ повліялъ на спящую жизнь растенія.
Указанія Оккультной Науки позволяюсь намъ датъ реши- ' тельный ответъ: своей собственной жизненной силой, которая па языке современной Медицины называется силой, производящей явленія растительной или органической жизни челове- ческаго существа.
Главное, что смущаетъ наблюдателя, привыкшаго иметь дело съ физическими силами, это то, что жизнь выходитъ изъ человека и действуетъ на разстояніи; но даже поверхностное изученіе исцеленій, производимыхъ современными магнетизерами, за последніе 50 летъ, направить изеледователя на верный путь.
Разъясннмъ опытъ факира на примере экипажа.
ппр*^аКИ^а можно сравнить съ запряжкой, кучеръ которой экипажъЛЯеТЪ В0Л10, жизненная сила — лошадь, а тело —
другая запряжка, съ очень тяжелымъ и не- У ажемъ, везомымъ заморенной клячей (жизнь
растенія), кучеръ котораго, неопытный мальчишка, въ данную минуту спить.
Нашъ первый экипажъ перегопяеть второй.
Изъ жалости, чтобы помочь кляче, факиръ припрягаетъ свою лошадь к тяжелому экипажу, беретъ обсихъ лошадеіі подъ узцы и быстро втаскиваетъ экипажъ на гору.
Въ короткое время подъемъ (развитіе растснія), для взя- тіи котораго, при обыкновенныхъ условіяхъ, нужно было-бы много времени (годъ), оказывается пронденнымъ.
Исполнивъ это, кучеръ (факиръ) перепрягаетъ свою лошадь (жизнь) пъ свой экипажъ (тело), который въ тсчеиіс этого времени стоялъ безъ лошади (въ каталепсіи) на дороге.
ГІоііялн-лн вы действіе факира на растеніс?
Пели да, то вы имеете іюпятіс о роли жизненной силы при магичеекпхъ опытахъ.
Изъ этого примера ясно, что сила, на которую действует!, воля, есть жизнь, и носредствомъ этой жизненной силы, которою раснолагасгь воля человека, онъ можетъ действовать па другое существо, видимаго или невидимаго міра.
Такпмъ образомъ, Магін есть сознательное действіе волн на жизненную силу, хотя оиределеніе это не достаточно точно.
Воля есть сила, имеющаяся у всехъ людей, но очень мало людей умсготъ ею. разумно пользоваться. Следовательно, надо чо только обладать волей, но уметь ее прилагать къ делу, н только посредством!, воснитапія н упражненія поли можно этого достигнуть.
К.ъ выражспію «воля» мы прибашімъ прилагательное «развитая», пли вернее «динамизированная»; а динамизировать ее можно лишь нутемъ упражнснія.
Съ другой стороны, слово — жизнь или — міровая жизнь дон} екаеть массу толкованііі и не выражаетъ въ обычномъ (поем-1, смысле никакой определенной группы силъ; въ виду этого раземотрнмъ подробнее значеніе, въ какомъ будемъ пользоваться эі.имъ словомъ.
Мы-бы сказали «жизненная сила», но это назнаніе было принято въ нрнменеиііі кт. человеку. Чтобы отличить силы, которыми занимается Магія, оіъ силъ фнзнческихъ, мы будемъ и.ѵь называть «С и л ы ж и в ы я».
Это имя нелепо, скажутъ наши противники; что-же изъ этого, оио ясно я, но нашему мненію, строго соответствуетъ реальной сущности; мы постараемся доказать это въ дальней- шемъ изложеніи.
Сопоставляя теперь все сказанное, мы получаемъ следующее определеніе Магіи.
Магія — есть примененіе динамизированной человеческой воли къ быстрому развит і ю живыхъ силъ природы.
Изъ этого определенія мы видимъ, прежде всего, что про- изводителемъ основныхъ силъ, то есть воли и ея носителя — жизни, является человекъ, и намъ придется изучать человека, главнымъ образомъ, съ психической его стороны, а узнавъ, как упражнять различный способности человека мы въ состоя- иіи будемъ разработать все детали этихъ уиражненій. А за- тсмъ, когда такое развитіе достигнуто, ему должно быть огве- ,!'.п;о подходящее поле действія.
Гакимъ образомъ, мы будемъ толковать о такой Природе, ѵікоіо ее понимали маги, и о помощи и препятствіяхъ, который человеческая сила, управляемая волей, можетъ въ ней встретить. При этомъ мы постараемся оправдать наше странное названіе «живыя силы», указавъ, какимъ образомъ жизненная сила человека можетъ действовать въ некоторыхь случаяхъ, какъ сила физическая, и следовать темъ-же самымъ ;;:іконамъ. А затемъ, как въ некоторыхъ случаяхъ общеизвестный физическія "силы могутъ возвышаться иодъ действіемъ жпзненнаго динамизма, до проявленія явныхъ признаковъ разумности.
Этнмъ двойнымъ вліяніемъ жизни на физическія силы, и ■фнзнческихъ силъ на жизнь, обусловливается, какъ воздей- ствіс мага на растенія, животныхъ и прочіе предметы видимой природы, такъ равно и подобныя-же действія светилъ, раз- сматрнваемыхъ въ Магіи, какъ источники живыхъ силъ, въ нолномъ смысле этого слова.
Мы нисколько не обманываемся на счетъ действія, которое нроизнедетъ это ученіе на умы людей, составившихъ себе прочное міроноззреиіе, на осповапіи положеній эмпирическихъ наукъ, п считающихъ эти положенія последнимъ словомъ истины. Опытная наука оказала достаточно большія услуги че- лонечеетпу своими аналитическими огкрытіями, чтобы иметь быть строгою. Роковой законъ требуетъ, чтобы все,
чсіи^е*111106 "ЗЪ тссныхъ рамокъ рутины, заранее было обре- лууіѵиі-ь иосмешшцемъ «здравомыслящему» обществу.
поззваніемъ я обращаюсь къ молодежи и ли- I Р-Шимъ |!ъ Рутниу, которыхъ не смущаютъ ника-
что существѵетъ а нечтпМеЛ0СТЬ; КЪ ТСМЪ’ котоРые чувствуюгь, нечто вне круга явленій, охватываемаго
с у мъ-то я и говорю: изучайте старательно да-
ваемыя Магіей объяснения, обдумывайте ихъ и принимайте лишь при условіи строжайшаго экспериментальнаго контроля.
Вамъ скоро придется изучать силы, одаренный разумностью, что настолько удалить васъ отъ трудовъ вашихъ современных учителей, насколько изученіе превращенія энергіи удалило ихъ отъ старинной физики начала XIX столетія.
Пріучитесь хладнокровно смотреть въ глаза неизвестному, въ какомъ-бы виде оно ни являлось, хотя-бы въ виде классн- ческаго привиденія. Победивши клерикальное ханжество, ие дайте себя одолеть ханжеству научному, такому-же опасному, не смотря на кажущуюся свою либеральность; гордые своей свободой, пользуйтесь ею и учитесь быть самостоятельными по-всемъ, даже въ определеиіи своихъ научныхъ взглядовъ.
Теперь-же, если изложенный планъ васъ не слишкомъ устрашилъ — перевернемте листокъ и будемъ продолжать.
