Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
posobie.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
166.56 Кб
Скачать

Категория возвышенного

В трактате римского автора Дионисия Кассия Лонгина (III в. н.э.) «О возвышенном» дается определение данной эстетической категории как «отзвука величия души». Уже упоминавшийся нами Генри Хоум предлагает развернутое определение возвышенного, которое напрямую связано с эмоциональными переживаниями: «Природа выделила нас среди прочих животных не только тем, что создала прямостоящими, но и тем, что наделила восприимчивым и пытливым умом, влекущимся к предметам великим и возвышенным. Океан и небо привлекают наш взор и сильно нас поражают; парадные одежды, чтобы вызвать почтение, шьются длинными и просторными; и мы восхищаемся размерами слона, несмотря на его неуклюжесть.

Возвышенное привлекает нас не менее, чем огромное; статуя божества или героя ставится на пьедестал; дерево, растущее над пропастью, кажется особенно прекрасным, если смотреть на него снизу, из долины; глава правительства восседает на возвышении, председатель суда – на особо высоком кресле. У всех народов небеса помещаются вверху, а ад – далеко внизу».

Есть мнение, по которому возвышенное и героическое выступают как одинаковые по смыслу понятия. Некоторое сходство здесь присутствует. Однако полное отождествление возвышенного и героического неправомерно. «Если героическое всегда возвышенно, то обратное утверждение не всегда справедливо. Когда, например, выдающиеся результаты деятельности достигнуты без преодоления сопротивления враждебных сил, без величайших жертв, то перед нами возвышенное, но не героическое».

В эстетике И.Канта говорится о том, что чувство возвышенного заключается в преодолении страха, бессилия перед силами природы. Творцы классового подхода к жизни и искусству К.Маркс и Ф.Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» критически отнеслись к современной капиталистической действительности, утратившей представление о красоте: «Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли… Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих латных наемных работников. Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям».

Категория возвышенного – одна из наиболее часто используемых в русской литературе. Возвышен образ героя поэмы «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Возвращение к природе для Мцыри, презревшего условности общества, состоит в очищении, стремлении к первозданной простоте:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы.

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) в повести «Тарас Бульба» показал несгибаемый характер своего главного героя, который, отстаивая независимость родной земли, принимает страшные муки, но остается патриотом. Достойна возвышенных эпитетов сцена его гибели. Схваченный поляками и приговоренный к смерти, Тарас Бульба предупреждает своих товарищей об опасности. Повествование об этом великом человеке Гоголь заканчивает так: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Исследователь древнерусской литературы академик Д.С.Лихачев пишет о том восхищении, какое вызывает у нас чтение произведений отечественной словесности прошлого. Он сопоставляет это с эстетическим удовольствием, получаемым при созерцании народного шитья, орнамента, костюма. «Перед нами литература, которая возвышается как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей, контрастами, вступающими в неповторимое сочетание. Древнерусские писатели – не зодчие отдельно стоящих зданий. Это – градостроители. Они работали над одним, общим грандиозным ансамблем». Этим ансамблем стало здание русской литературы.

Все это воплотилось в лучших традициях русской реалистической литературы XIX столетия. Николай Алексеевич Некрасов сформулировал кодекс возвышенных правил российского поэта:

А ты, поэт! Избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер Бог в душе людей,

Ивопль из верующей груди

Всегда доступен будет ей!

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви;

И если ты богат дарами,

Их выставлять не хлопочи:

В твоем труде заблещут сами

Их животворные лучи

Поэт и гражданин

Таким образом, возвышенное и героическое составляют одно художественное и идейное целое. Возвышенные образы героев Великой Отечественной войны, полет Юрия Гагарина, русских солдат и офицеров – ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Просветитель XVIII в. Александр Николаевич Радищев (1749-1802) справедливо говорил, что «человек существо свободное, поелику одарено умом, разумом и свободною волею», «свобода его состоит в изображении лучшего», «лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособием ума и стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]