- •Введение
- •Эстетика как наука. Предмет и задачи эстетики
- •Специфика эстетического познания: эстетические чувства, эстетический вкус, эстетический идеал
- •Эстетические категории категория прекрасного
- •Категория возвышенного
- •Категория трагического
- •Категория комического
- •Категория безобразного
- •Нравственное и эстетическое воспитание нравственное воспитание
- •Эстетическое воспитание
- •История художественных стилей
- •Барокко
- •Классицизм
- •Сентиментализм
- •Романтизм
- •Реализм
- •Модернизм
- •Содержание
Классицизм
Классицизм (франц. – «образцовый) господствовал в Европе в XVII – начале XIX столетия. Его отличительная черта – обращение к формам античной литературы как идеальному эстетическому эталону. Принцип рационализма, сформулированный в работах французского философа и математика Рене Декарта (1596-1650), стал мировоззренческой доктриной классицизма. Он исходил из идеи бесконечной причинной цепи, пронизывающий весь мир. «Научное познание возможно только с помощью разума», - провозгласили классицисты. Следовательно, искусство должно явить миру идеальную закономерность всего сущего – отсюда культ искусственных париков, садов, и т.д. Ведь это и есть по-настоящему сознательно сотворенное, разумное, организованное, логически выстроенное и выверенное. Художники классицизма стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных и незыблемых ценностях, где индивидуальность целиком подчинена интересам нации, государства, и главная добродетель гражданина – чувство долга.
Антипод разумно устроенного мира является природа – источник хаоса, беспорядка, душевной смуты. В литературе XVII-XVIII вв. мы наблюдаем строгую иерархию жанров. Наглядное воплощение этого можно видеть в трактате «Поэтическое искусство» французского поэта Никола Буало (1636-1711).
Высокие жанры в литературе – это трагедия, эпопея, ода, в живописи – исторические, религиозные и мифологические сюжеты. Их герои – полководцы, монархи, мифологические персонажи. В литературе и искусстве мы постоянно сталкиваемся с образом Юпитера – бога неба, дневного света, грозы в римской мифологии. Юпитер – непременный спутник торжествующих поководцев-победителей. Низкие жанры в литературе – это комедия, сатира, басня, в живописи – пейзаж, портрет, натюрморт. Таким образом, классицисты ставили общественную, государственную, политическую жизнь выше повседневных будней. Ни в коем случае не допускалась эклектика жанров, т.е. их смешение. Ведущим жанром была трагедия. Французские драматурги Пьер Корнель (1606-1684) и Жан Расин (1639-1699) создают образцовые классицистические трагедии: «Гораций», «Смерть Помпея» (Корнель) и «Британник», «Федра» (Расин), где разум торжествует над чувствами героев, идея долга низвергает естественные человеческие привязанности и слабости. Однако считать эпоху классицизма временем засилья исключительно трагического тоже нельзя. «Высокие комедии» - так определяются лучшие пьесы Жана Батиста Мольера (1622-1673): «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Тартюф, или Обманщик» и др.
Величайшим художником и теоретиком французского классицизма был Никола Пуссен (1594-1665). В письмах и высказываниях художника по воросам теории искусства, записанных его первым биографом Беллори, были сформулированы мысли Пуссена о задачах живописи. «Красота не имеет ничего общего с материей, которая никогда к прекрасному не приблизится, если не будет одухотворена соответствующей подготовкой, - считал Пуссен. – отсюда вывод, что живопись не что иное, как изображение духовных понятий, хотя и воплощенных в телесных фигурах, выполненных согласно определенному порядку и в определенной манере, а также, что она в большей мере предназначена для того, чтобы выразить понятие прекрасного, нежели какое-либо иное». Большую часть своей жизни Пуссен провел в Италии. Здесь он сформировался как художник и выработал свой уникальный стиль, заключавшийся в оригинальной интерпритации античного и ренессансного наследия. Настоящим шедевром стала его картина «Танец под музыку времени» (1638-1640). Перед нами – аллегория человеческой жизни. Четыре фигуры, изображенные на картине, символизируют собой детство, юность, зрелость и старость. Слева помещена статуя двуликого бога Януса, смотрящего одновременно и в прошлое, и в будущее. У постамента сидит младенец, забавляющийся пусканием мыльных пузырей (расхожий символ быстротечности жизни). Справа – легко узнаваемый крылатый Хронос. Под звуки его музыки танцоры исполняют свой танец. У ног Хроноса расположился другой младенец. Он держит в руках песочные часы, отсчитывающие мгновения человеческой жизни.
Революционное направление в классицизме представлял Жак Луи Давид (1748-1825), французский живописец, автор полотен «Клятва Горациев», «Смерть Марата», картин, посвященных Наполеону Бонапарту. Тематика его шедевров состоит в обращении к республиканским героям античности, темам борьбы против тирании, мужеству борцов за свободу.
Картина Давида «Клятва Горациев» стала настоящей сенсацией. Она отразила нарастающее во французском обществе недовольство королевской властью. Работа Давида была понята демократической частью населения как призыв к оружию. Историю картины уходит в атмосферу Древнего Рима (примерно VII в. до н.э.). В то же время Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга, и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между тремя римскими братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонга. Этим семьям предстояло породниться, поэтому изначально было ясно, что в подобном сражении не может быть победителей. После боя в живых остался лишь один из братьев Горациев, но, возвратившись с триумфом домой, он был проклят собственной сестрой за убийство ее жениха, одного из братьев Куриациев. Будучи взбешенным, он ударил свою сестру ножом, за что был приговорен к смерти, но впоследствии помилован.
Интересна история создания картины «Смерть Марата» (1793). Едва появилась весть об убийстве французского революционера Марата, Давид бросился к дому, где жил Марат, чтобы запечатлеть черты погибшего. Художник видел в Марате героя-мученника. Поэтому на полотне изображен человек, олицетворяющий собой преданность идее и жертвенность. Давид не стал скрывать нищету обстановки, в которой жил революционный журналист. Только лишь влажное полотенце, обмотанное вокруг головы Марата, придает ему сходство с античными героями.
Крупнейшим представителем русского классицизма был М.В.Ломоносов. имя Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), как известно, связано с развитием национальной науки в целом. Отечественная химия, металлургия, география, историография – все эти сферы научного знания затронул в своих исследованиях гениальный мыслитель. М.В.Ломоносов стал также основоположником российской филологии. Им была разработана теория «трех штилей» - одна из первых лингвистических концепций в России, регламентирующая различные сферы употребления русского языка. В функционировании языка Ломоносов выделяет три стиля («штиля»): высокий, посредственный и низкий.
Ломоносов пропагандировал значение науки в жизни общества. По его мнению, она открывает людям путь к познанию мира и самих себя. «Наука, - писал он, - есть вождь к познанию правды». Главной преобразующей силой Ломоносов считал человеческий разум, мышление, которым все подвластно. Отсюда и фраза, ставшая крылатой:
Дерзайте ныне ободрены
Рычаньем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля держать.
Поэт, по мысли Ломоносова, должен воспевать общенациональные события, а не собственные переживания. Оды М.В.Лермонтова – яркий тому пример. Взятие русскими войсками турецкой крепости Хотин, восшествие на престол Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II, проблемы народного просвещения и образования – все это отражено в его поэтическом творчестве.
Визитной карточкой Ломоносова был синтез искусства, науки и практики. Примером этого являются теоретические обоснования «возможных исторических композиций на темы из истории своей родины, значительных по своему содержанию». Ломоносов же дал и первый пример исторически значимой мозаичной картины в своей «Полтавской битве».
Стремление к знаниям, свободный творческий поиск, великое значение образования были сформулированы в знаменитом ломоносовском «Слове о пользе химии»: «Толь великую приносит учение пользу, толь светлыми лучами просвещает человеческий разум, толь приятно есть красоты его наслаждение!»
Русский живописец Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – один из лучших русских портретистов, сумел создать выдающиеся живописные полотна. Один из них – портрет А.П.Струйской, о котором поэт ХХ в. Н.А.Заболоцкий писал:
Портрет
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенья смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
