- •5 Календарный план
- •Оглавление
- •1Экономцев, и., протоиерей. Православие. Византия. Россия [Текст]/ Протоиерей и. Экономцев. – м.: Христианская литература, 1992. - с. 171.
- •Аскетико-гносеологическая основа учения св. Григория паламы
- •2Кривошеин, Василий, архиепископ. Аскетическое и богословское учение Григория Паламы[Текст]/ в. Кривошеин// Альфа и Омега. - 1995. - № 3 (6). - с. 79.
- •2. Сущность и энергия. Догматико-богословское учение св. Григория паламы.
- •2 Влахос, Иерофей, митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец/ Иерофей Влахос;пер. С англ. В.А. Петухова.- стсл, 2011. – с. 9.
- •3 Лосский, в.Н. По образу и подобию[Текст] / в.Н. Лосский; пер. С фр. В.А. Рещиковой. – м.: Свято-Владимирское Братство , 1995. – с. 17.
- •4Лосский, в. Н. По образу и подобию[Текст]/ в. Н. Лосский; пер. С фр. В. А. Рещиковой. – м.:Свято-Владимирское Братство, 1995. – с. 17.
- •5Лосский, в. Н. По образу и подобию[Текст]/ в. Н. Лосский; пер. С фр. В. А. Рещиковой. – м.:Свято-Владимирское Братство, 1995. – с. 18.
- •8 Кривошеин, в., архиепископ. Аскетическое и богословское учение Григория Паламы/ в. Кривошеин// Альфа и Омега. – 1995. - № 3 (6). - с. 80.
- •11 Алфеев, и., митрополит. Жизнь и учение св. Григория Паламы[Текст]/ в. Алфеев. – м.: Сретенский монастырь, 2007. - с. 402.
- •Фаворский Свет.
- •Учение о благодати.
- •Антропологические воззрения исихастов.
- •22Ареопагит Дионисий. О божественный именах. О мистической богословии[Текст]/ Дионисий Ареопагит.- 2 изд. – сПб.: Глаголъ, 1995. – с. 25-26.
- •23Григорий, Палама, святитель. Сто пятьдесят глав[Текст]/ Свт. Григорий Палама; пер. С греч. А.И. Сидорова. – Краснодар: Текст, 2006. – с. 36.
- •28Палама, Григорий. Беседы (Омилии) в 3 т. Т.1[Текст]/Григорий Палама; пер. С греч. Архимандрит Амвросий (Погодин). – м., Паломник, 1993. – с. 163.
- •Библиографический список
11 Алфеев, и., митрополит. Жизнь и учение св. Григория Паламы[Текст]/ в. Алфеев. – м.: Сретенский монастырь, 2007. - с. 402.
Однако он нигде не дает точного объяснения, что он под этим подразумевает. Эта невысказанность является естественным следствием непостижимой разумом и невыразимой в слове природы Божественного Света, его несозданности и невозможности найти в тварном мире что-либо в точности на него похожее. На этой невыразимости Божественного Света и на невозможности постичь его тем, кто не удостоился видеть его на самом деле, св. Григорий Палама много настаивает. Однако при всей его невыразимости и всем отличии тварного от несозданного, есть все же в этом тварном мире явления, пускай бледно и несовершенно, но все же как-то отражающие Божественный Свет. Это прежде всего солнце и распространяемый им тварный свет. Поэтому, объясняет св. Григорий Палама, и сказано в Евангелии, что Христос просиял на Фаворской горе, "как солнце". Это уподобление Божественного Света солнечному не должно, однако, понимать в том смысле, будто первый, подобно второму, носит в той или иной степени вещественный характер. Мысль о какой-либо вещественности или чувственности несозданного Света решительно отвергается св. Григорием Паламой и характеризуется им как грубое искажение его учения. Он постоянно называет его «невещественный Свет»23.
_______________________
23Мейендорф, И., протопресвитер. Единство империи и разделение христиан; святой Григорий Палама и православная мистика; Византия и Московская Русь[Текст]/И. Мейендорф.- Москва: Институт «ДИ-ДИК» Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. – С. 233.
Но, с другой стороны, было бы неправильно представлять себе этот несозданный Свет как чисто разумное просветление, как одно лишь рациональное постижение, лишая таким образом слово «свет» всякого реального содержания и превращая его в простую аллегорию. Подобная «интеллектуализация» несозданного Света противоречит многим утверждениям св. Григория Паламы и, вообще, не соответствует общему характеру его мистики, как может это быть понято из его аскетического учения. И действительно, в одном из Слов св. Григория Паламы «Против Акиндина» имеется целый отдел, посвященный опровержению мысли, будто только одно знание является незаблудным светом. Можно скорее думать, что сравнение несозданного Света с тварным носит хотя и символический, но вполне реальный характер и основывается на свойственной многим представителям восточной патристики мысли (и в этом они сходятся с платонизирующими философскими течениями), что этот дольний созданный мир является как бы отображением и подобием своего Божественного горнего первообраза, извечно существующего в Божественном сознании, и что, следовательно, наш земной тварный свет может также рассматриваться как некое отображение и тусклое подобие Света несозданного, бесконечно от него отличного, но вместе с тем реально, хотя и непостижимо с ним сходного. Сам же несозданный Свет, этот первообраз света тварного, есть один из образов явления и раскрытия Бога в мире, иначе говоря, есть нетварное в тварном, реально, а не только аллегорически в нем обнаруживаемое и созерцаемое святыми как неизреченная Божия слава и красота. Такой символический реализм лежит в основе всего учения св. Григория Паламы о Божественном Свете и что только таким образом можно правильно понять многие своеобразные (и на первый взгляд, несколько даже странные) моменты этого учения.
Как бы то ни было, несозданный Свет, как сверхъестественный и благодатный, решительно отличается как от обычного чувственного, так и от естественно-рационального. Иной свет свойственно воспринимать уму и иной - чувству: чувственным светом обнаруживаются чувственные предметы, а светом ума является заключенное в мыслях знание. Следовательно, зрению и уму свойственно воспринимать не один и тот же свет, но каждое из них действует сообразно со своей природой и в пределах ее. Но когда достойные получают духовную и сверхъестественную благодать и силу, они и чувством и умом видят то, что превосходит всякое чувство и всякий ум как это ведает один Бог и испытывающие такие действия (благодати) .
