- •5 Календарный план
- •Оглавление
- •1Экономцев, и., протоиерей. Православие. Византия. Россия [Текст]/ Протоиерей и. Экономцев. – м.: Христианская литература, 1992. - с. 171.
- •Аскетико-гносеологическая основа учения св. Григория паламы
- •2Кривошеин, Василий, архиепископ. Аскетическое и богословское учение Григория Паламы[Текст]/ в. Кривошеин// Альфа и Омега. - 1995. - № 3 (6). - с. 79.
- •2. Сущность и энергия. Догматико-богословское учение св. Григория паламы.
- •2 Влахос, Иерофей, митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец/ Иерофей Влахос;пер. С англ. В.А. Петухова.- стсл, 2011. – с. 9.
- •3 Лосский, в.Н. По образу и подобию[Текст] / в.Н. Лосский; пер. С фр. В.А. Рещиковой. – м.: Свято-Владимирское Братство , 1995. – с. 17.
- •4Лосский, в. Н. По образу и подобию[Текст]/ в. Н. Лосский; пер. С фр. В. А. Рещиковой. – м.:Свято-Владимирское Братство, 1995. – с. 17.
- •5Лосский, в. Н. По образу и подобию[Текст]/ в. Н. Лосский; пер. С фр. В. А. Рещиковой. – м.:Свято-Владимирское Братство, 1995. – с. 18.
- •8 Кривошеин, в., архиепископ. Аскетическое и богословское учение Григория Паламы/ в. Кривошеин// Альфа и Омега. – 1995. - № 3 (6). - с. 80.
- •11 Алфеев, и., митрополит. Жизнь и учение св. Григория Паламы[Текст]/ в. Алфеев. – м.: Сретенский монастырь, 2007. - с. 402.
- •Фаворский Свет.
- •Учение о благодати.
- •Антропологические воззрения исихастов.
- •22Ареопагит Дионисий. О божественный именах. О мистической богословии[Текст]/ Дионисий Ареопагит.- 2 изд. – сПб.: Глаголъ, 1995. – с. 25-26.
- •23Григорий, Палама, святитель. Сто пятьдесят глав[Текст]/ Свт. Григорий Палама; пер. С греч. А.И. Сидорова. – Краснодар: Текст, 2006. – с. 36.
- •28Палама, Григорий. Беседы (Омилии) в 3 т. Т.1[Текст]/Григорий Палама; пер. С греч. Архимандрит Амвросий (Погодин). – м., Паломник, 1993. – с. 163.
- •Библиографический список
Аскетико-гносеологическая основа учения св. Григория паламы
Религиозная жизнь, понимаем ли мы ее как общение человека с Богом или как понимание Его им, всегда может быть определена как взаимное и двустороннее отношение и действие Бога и человека, Творца и твари. Поэтому для правильного понимания учения какого-нибудь духовного писателя, в данном случае - св. Григория Паламы, важно предварительно выяснить, в каком виде мыслится им возможность взаимного общения Бога и человека и что он думает о путях богопознания и о нашей способности к нему. Это составит, аскетико-гносеологическую основу интересующей нас богословской системы. Постараемся поэтому изложить в самых существенных чертах эту сторону учения св. Григория Паламы, прежде чем перейти к его чисто богословским идеям.
Вопрос о возможности богопознания и о путях его занимает сравнительно значительное место в творениях св. Григория Паламы. Нужно, однако, отметить, что исходной точкой всего его учения является утверждаемая им полная непостижимость Бога для разума и невыразимость Его в слове. Эта мысль о непостижимости Бога для разума связана у св. Григория Паламы со всем его учением о природе Божества. Нового, однако, в этом утверждении рациональной непостижимости Божества нет ничего, и св. Григорий Палама стоит здесь на почве столь свойственного восточному Православию апофатического богословия, продолжая богословскую традицию свв. Григория Нисского и Дионисия Ареопагита. Вместе с ними он любит подчеркивать полную невыразимость Бога в каком бы то ни было имени и Его совершенную неопределимость.
Верный духу апофатического богословия св. Григорий Палама учит, что Бог умом — непознаваем и словом — неизречен; однако он не делает из этого вывода об абсолютной недосягаемости Божества для тварного и о невозможности какого-либо знания о Нем. По учению св. Григория Паламы возможность богообщения зиждится на богоподобии, которым обладает человек, созданный по образу Божию. Как существо душевное и телесное, предопределенное к господству над тварным, человек больше наделен этим богоподобием, нежели ангелы, не обладающие собственной энергией. Он — средоточие мира, микрокосм, отражающий в себе всю вселенную. Само по себе тело человека не есть нечто дурное. Оно может участвовать в жизни Духа и еще здесь, на земле, может быть преображено Его силой. Сердце — средоточие всякого духовного и даже интеллектуального человеческого действия. Затемненный в нас грехом образ Бога восстанавливается исполнением Его заповедей, и тогда человек обретает в любви к Богу и своему ближнему способность богообщения, выражающегося главным образом в молитве, высочайший образ которой — непрестанная умная молитва. Она определяется как непосредственное соединение ума с Богом, совершающееся в сердце неким тройственным действием. Не ограничиваясь общим учением об умной молитве, св. Григорий Палама в некоторых своих творениях останавливается на описании способов, известных под названием «искусство» и состоящих в согласованности молитвы с дыханием и омфалоскопией. Приемы эти он считает полезными, но отнюдь не обязательными, а исключительно вспомогательными. Они помогают сосредоточить внимание и не позволяют уму рассеиваться. Их действенность оправдана личностным и церковным опытом как способность тела участвовать в жизни духа при первостепенном значении сердца и деятельности человека. Несомненно, в успехе подобной молитвы главное и решающее — это благодать. Именно в ней совершается соединение нашего ума с Богом, без чего наш ум был бы либо дьявольским, либо животным. Высшее состояние полного соединения с Богом именуется у св. Григория Паламы исихия и определяется им как приостановка всяческой мысли и всякого мирского, как мистическое познание и непосредственное видение Бога. В таком состоянии неведения, превосходящего какое бы то ни было знание, человек достигает богопознания, того познания, которое недоступно интеллектуальной философии. Жизнь в исихии освящена примером Пречистой Девы, которая с самого детства, отстраняясь от всякого житейского попечения, посвятила Себя храму, созерцанию и внутренней молитве. Такова сила исихии, именно через нее Пресвятая Дева становится способной к приятию воплотившегося Слова2.
_____________________________
