Реферат по книге(монографии) Уильяма Монтера «Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени»
Выполнила студентка 4-го курса Высшей Школы Телевидения Мортон Юлия
«Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени»
«Суеверие» (superstition) происходит от слов, означающих «стоять над чем–либо», тогда как «терпимость» возникла от глагола со значением «терпеть», «переносить особенно физическую боль. »
«Римляне карали магию именно потому, что она чинила вред, а не потому, что была «суеверием»
Правящий класс Англии во времена Гиббона, кажется, и в самом деле избегал «суеверий», отменив законы против ведовства в 1736 году, и в этом он превзошел римлян.»
«1. Народное благочестие в позднесредневековой Европе»
В подчинении папе Римскому число клириков, приходившихся на тысячу прихожан, почти в пять раз превышало соответствующий показатель, характеризующий католические регионы Европы в наши дни»
« Христианский мир в 1500 году мог быть ортодоксальным и строго соблюдать обряды, но большинство фламандцев не посещало воскресных и праздничных месс. Лишь Великий Пост и его апогей — Страстная Неделя — имели значение для народной религиозности, и значение это было, огромным
Во Фландрии люди верили, что в течение 12 дней по Воплощении по небесам скитается «повозка дьявола» или адская колесница (bloewagen), наполненная пьяными демонами, изрыгающими огонь и кровь. Как отмечал аббат, исследовавший позднесредневековую Фландрию, «невероятная сохранность германского фольклора, склонность к суевериям показывают, насколько прочна была языческая основа верований этих людей; бронзовый и железный век продолжали существовать и в век рукописей и миниатюры»
Другая
сторона медали — религиозное
образование христианки XV
века, христианки деревенского
происхождения, отличавшейся
непреклонной ортодоксальностью и
обладавшей значительными познаниями
в основах вероучения.
Речь
идет о Жанне д'Арк.
Эта
деревенская девушка из Лотарингии
научилась основным молитвам — Отче
Наш,
Богородица, Верую —
от своей матери,
а
не от приходского священника,
на французском, а
не на латыни.
Она
знала достаточно,
чтобы
отличить обязательную
исповедь приходскому священнику во
время Великого Поста от особых исповедей,
произносившихся
от случая к случаю перед странствующими
монахами.
Она
могла отличать явления Св.
Михаила
и Св.
Екатерины
от видений,
которых,
как
она утверждала,
у
нее никогда не было.
Жанна
д'Арк
получила религиозное образование в
семье,
а
не у приходского священника или из
Библии »
Возникшее в начале XIV века почитание Mater dolorosa продолжало свое существование в течение нескольких последующих столетий, принимая такие формы, как основание более 70 святынь, посвященных «Богоматери скорбящей» в Священной Римской империи, или распространенное в конце XV века во Фландрии почитание семи скорбей Девы, введенное приходским священником. Цветочные венки, которые Жанна д'Арк и ее подруги плели в честь Девы Марии, впоследствии превратились в «венки» молитв, десять Аве, Мария, сменявшихся молитвой Отче Наш, — в культ розария. Братства розария, ревностно поддерживавшиеся доминиканцами, множились в течение второй половины XV века. Один из их наиболее известных организаторов на территории Германии, Яков Шпренгер, написал также знаменитое руководство по охоте на ведьм, «Молот ведьм» »
Почитание Сына отставало от почитания Его Матери, хотя Иисус и был в целом популярнее любого святого. По всей северной Германии, от Вестфалии до Померании и Пруссии, в 1360—1530 годах Христу было посвящено 40 новых святынь, а святым — только 8»
Христианский мир в 1500 году не знал серьезного разрыва между религиозностью народа и элит. В Англии в паломничество к Марии Уэлсингэмской отправлялись герцог Бэкингем, кардинал Вулси и даже Эразм в начале XVI века; Екатерина Арагонская распорядилась о паломничестве в своем завещании, и даже Генрих VIII заплатил за свечу, поставленную перед изображением Марии Уэлсингэмской в марте 1538 года, за несколько месяцев до того, как его правительство распорядилось привезти статую Марии в Лондон и уничтожить ее.
К XV веку изображение чистилища можно было встретить между изображениями ада и рая в придорожной часовне в Провансе. После 1350 года и бедные, и богатые стремились заказывать посмертные мессы, чтобы помочь своим душам преодолеть чистилище. »
Ускоренное прохождение души через чистилище требовало чего–то большего, чем поминальная месса: наиболее популярной из новых форм посмертной помощи, развившихся в позднее Средневековье, были индульгенции, изданные папским престолом. »
Частичные индульгенции давались за различные виды добрых дел: одним из самых странных примеров была трехлетняя индульгенция, предложенная Карлом V и папой всякому, кто внес деньги на восстановление плотин в Голландии и Фландрии, поврежденных катастрофическим наводнением 1515 года, что принесло более 128 тыс. дукатов. »
Другой стороной народной религиозности и распространенного в позднее Средневековье беспокойства о посмертной судьбе души были религиозные братства. Помимо особого почитания святого или культа эти добровольные объединения имели, кажется, и другие функции и выступали до определенной степени как поминальные сообщества. »
Братства были необычайно гибким институтом в отношении как членства, так и функций. В теории они были открыты для каждого христианина, «пользовавшегося доброй славой», мужчин и женщин, богатых и бедных. Братство Марии Тюенской в Ипре в 1426 году включало в себя хромых, слепых, глухих и бедных, наряду с богатыми горожанами, и члены его собирались еженедельно на особой мессе. Прочие братства могли заниматься самой разнообразной деятельностью — от постановки благочестивых пьес до организации паломничеств в Компостелу или субсидирования новых витражей для приходской церкви. Более того, членство в одном братстве не исключало членства в другом: каждый мог быть членом нескольких братств, подобно членству в современных общественных организациях. Рекорд в этой области был установлен саксонским чиновником, который принадлежал к трем десяткам братств; обычно же рядовые прихожане в Авиньоне или Шампани были членами полудюжины братств. Как говорит само название, религиозное братство XVI века было этическим сообществом, своего рода искусственно расширенной семьей, члены которой должны были, как предполагалось, посещать похороны почивших собратьев и поминать их в своих молитвах. »
народные верования были проникнуты страхом — боязнью чистилища и страхом перед ведьмами.»
Набожность и благочестие, суеверия и нетерпимость — все эти разные стороны жизни христианского мира в эпоху позднего Средневековья на локальном уровне слагаются в единый образ. Но в раннее Новое время произошло по крайней мере одно важное изменение: с этим периодом связаны первые шаги в организации религиозного образования мирян посредством катехизисов и регулярных занятий. Появление Жанны д'Арк, получившей основы религиозного образования дома, а не от священника, было невозможно в 1600 году. Многие традиции сохранились и после 1500 года, — такие, как общепринятый обычай называть детей христианскими именами или требование ежегодного причащения на Пасху (протестанты и благочестивые католики должны были делать это еще несколько раз в году). К несчастью, нетерпимость к чужакам пережила 1500 год и распространилась, помимо евреев и мусульман, на представителей конкурирующих христианских конфессий. Страх перед адом и ведьмами, тревога и беспокойство не исчезли из сознания верующих.»
Реформация сверху
Ранний протестантизм был движением мирян, проявлявшимся в основном в проповедях и издании книг на народных языках (неспособность Эразма читать Лютера по–немецки была симптомом провала philosophia Christ и тесно связанным с распространением книгопечатания.»
Учение протестантов предполагало, что библейская эра чудес миновала, завершившись столетиями разложения Римской церкви, и никогда не вернется. Оно отвергало роль Девы Марии и святых как заступников перед Богом.»
Первые протестанты шокировали своих слушателей, называя священников, служивших поминальные мессы, «пожирателями мертвых», Totenfresser. Произошли и другие значимые изменения, такие, как введение литургии на народном языке, коллективное пение гимнов всей конгрегацией и разрешение священникам вступать в брак.»
Ни предложили два вида практик, нацеленных на очищение религиозной жизни и обычаев рядовых христиан: во–первых, обязательное посещение воскресных проповедей, где произносилось «чистое слово Божие», обычно в течение часа, причем зачастую «возвышающий» уровень этих проповедей несколько превосходил теологические познания прихожан; во–вторых, обязательное религиозное наставление молодых или невежественных с использованием кратких сборников, содержавших основные положения христианского вероучения и именовавшихся катехизисами.»
Сам Лютер в 1520–е годы составлял катехизисы, одновременно работая над первым циклом протестантских гимнов. Поскольку протестанты пытались устранить из христианства элементы чудесного, они должны были найти одобренный Писанием способ обращения с необъяснимыми или сверхъестественными явлениями; запретив мощи, они рекомендовали молитву в сочетании с постом как средства умилостивить гнев Божий.»
Ранний протестантизм был разрушительным. Многие из привнесенных им перемен были внезапными, а некоторые — поистине драматическими, особенно иконоборчество.»
« Обращаясь к истории лютеранства и англиканства, весьма поучительно исследовать вспышки народного сопротивления инновациям и взвесить компромиссы между новыми императивами и старыми обычаями, в результате которых возник modus vivendi между государственной религией и народной верой. »
Лютеране незначительно изменили интерьеры церквей: алтари, распятия, органы, витражи, даже особые облачения для свершения месс сохранялись и в XVIII веке. В некоторых местах, подобных Франкфурту–на–Одере, дореформационными служебниками пользовались вплоть до 1580–х годов, а торжественные процессии были запрещены лишь в 1600 году.»
Формулы экзорцизма, употреблявшиеся при крещении, были отменены в Пруссии в 1558 году, потому что соседи — польские кальвинисты заклеймили их как знак суеверия, но введены снова десятилетие спустя. »
Англиканская церковь не следовала лютеранской политике, в соответствии с которой любая католическая практика, не являвшаяся злоупотреблением, должна была сохраняться, и не принимала принцип реформатов, гласивший, что все, о чем специально не говорится в Писании, является излишним, а возможно, и суеверием. Согласно этому, англиканская церковь пошла гораздо дальше лютеранской в сокращении числа праздников. Она рано перешла с латыни на народный язык, уже при Генрихе УШ, обнародовавшем не только английскую Библию 1539 года, но и английскую литургию 1545 года, где было запрещено обращение к святым.
Англиканская церковь быстро отказалась от распятий и крестных знамений; к 1550 году братствам и приходам было запрещено праздновать дни святых покровителей, а все приходские празднества были перенесены на первое воскресенье октября. »
В 1604 году англиканскому духовенству было запрещено «под каким бы то ни было предлогом, даже в случае одержимости, постом и молитвой изгонять беса или бесов, под страхом обвинения в обмане и отстранения от служения». Порой англиканская церковь выглядит более консервативной, нежели лютеранская или даже католическая; в ней вплоть до XVIII века существовал самый длинный список периодов, когда, согласно каноническому праву, запрещалось заключать брак. Можно сказать, что англиканская церковь полностью заслуживала свою репутацию умеренного протестантизма, разрешив конкретные вопросы обрядности и религиозной традиции более радикальным образом, чем это сделали лютеране, но оставшись уязвимой для критики реформатов, говоривших о том, что в ней сохранилось слишком много римских суеверий»
