- •1. Философия науки, характерные черты и типы научного познания.
- •2. Философия и специальные науки.
- •3. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.
- •4. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.
- •5. Многообразие концепций общественного развития. Традиционный и техногенный типы организации, их базисные научные ценности.
- •6.Логико – эпистимологические подходы к исследованию науки. Позитивизская традиция философии науки.
- •7. Критический рационализм к.Поппера. Принцип верификации и фальсификации научных теорий.
- •8. Т.Кун о развитии науки и сущности научных революций.
- •9. Методология научно-исследовательских программ и. Лакатоса.
- •10. Отрицание адекватности рациональных реконструкций истории науки п. Фейерабендом.
- •11. Концепция личностного знания м.Поланьи.
- •12. Преднаучные знания, их характерные черты и особенности (Вавилон, Шумеры, Др.Египет, Др.Индия, Др.Китай).
- •13. Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).
- •I н прогр антич-ти
- •14. Социально-культурные предпосылки формирования классической науки в XVI-XIX вв. И ее фундаментальные идеи. Субъект и объект классической науки.
- •15. Становление неклассической науки, ее основные характеристики.
- •16. Эпистемологические схемы постнеклассической науки и ее основные признаки.
- •17. Структурно-логический аспект науки (понятие, суждения, умозаключения).
- •18. Структурно-генетический аспект науки (факт, идея, проблема, гипотеза, закон, теория).
- •19. Структурно-функциональный разрез науки. Проблема классификации научного знания.
- •20. Эмпирический и теоретический уровень в научном познании и критерии их различия.
- •21. Методы и формы эмпирического уровня исследования. Социокультурные предпосылки возникновения эксперементального метода.
- •22. Методы и формы теоретического уровня исследования. Понятие гипотезы, теории, теоретической схемы.
- •24. Философские основания науки. Идеалы, формы, доказательства, аргументация научного исследования.
- •25. Системный метод в науки, его смысл и содержание.
- •26. Научная картина мира как составляющая оснований науки. Классификация научных картин мира.
- •27.Кумулятивная модель науки, ее недостатки. Антикумулятивизм.
- •29.Историческая динамика. Механизмы и модели порождения нового знания (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).
- •30.Понятие метода и методологии. Основные методологические программы.
- •31.Научные революции как перестройка оснований науки.
- •32.Синергетическая картина мира.
- •33.Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.
- •34.Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
- •35.Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.
- •37.Наука как социальный институт. Наука и власть.
- •39. Наука и ее роль в преодолении современных глобальных кризисов.
- •40. Механическая картина мира, ее общие контуры.
8. Т.Кун о развитии науки и сущности научных революций.
Томас Сэмюэл Кун (1922-1996) - американский историк и философ науки, доказавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом психологических парадигм. Наиболее известной работой Томаса Куна считается «Структура научных революций» (1962) обосновал модель развития науки, которая предполагает чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами и этапов, предполагающих систематизацию теорий, уточнение понятий, совершенствование техники (этапов так называемой нормальной науки). Период господства принятой парадигмы сменялся периодом распада, что отражалось в термине «научная революция». Победа одной из противоборствующих сторон вновь восстанавливала стадию нормального развития науки. Допара-дигмальный период отличался хаотичным накоплением фактов. Выход из данного периода означал установление стандартов научной практики, теоретических постулатов, точной картины мира, соединение теории и метода.
По Куну, смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает полное или частичное замещение элементов дисциплинарной матрицы, исследовательской техники, методов и теоретических допущений. Трансформировался весь набор эпистемологических ценностей. Схема, предложенная Куном, включала следующие стадии: донаучная стадия — кризис — революция — новая нормальная наука — новый кризис и т.д.
Кун, детально исследуя переломные моменты в истории науки, показывает, что период развития «нормальной науки» также может быть представлен традиционными понятиями, например понятием прогресса, которое в данном случае имеет критерий количества решенных проблем. Для Куна «нормальная наука» предполагает расширение области применения парадигмы с повышением ее точности. Критерием пребывания в периоде «нормальная наука» является сохранение принятых концептуальных оснований. Можно сказать, что действует определенный иммунитет, позволяющий оставить концептуальный каркас той или иной парадигмы без изменения. Цель «нормальной науки», отмечает Т. Кун, ни в коей мере не предусматривает предсказания новых видов явлений. Иммунитет, или невосприимчивость к внешним, нестыкующимся с принятыми стандартами факторам, не может абсолютно противостоять так называемым аномальным явлениям и фактам — они постепенно подрывают устойчивость парадигмы. Кун характеризует «нормальную науку» как кумулятивное накопление знания.
9. Методология научно-исследовательских программ и. Лакатоса.
И́мре Ла́катос 1922-1974— английский философ венгерского происхождения, один из представителей постпозитивизма. Решительную попытку спасти логическую традицию при анализе исторических изменений в науке предпринял ученик Поппера Имре Лакатос. Вслед за К.Поппером И.Лакатос полагает, что основой теории научной рациональности (или методологической концепции) должен стать принцип критицизма. Этот принцип является универсальным принципом всякой научной деятельности; однако, при обращении к реальной истории науки становится ясно, что “рациональный критицизм” не должен сводиться к фанатическому требованию беспощадной фальсификации. Результатом усилий по решению этой задачи стала выработанная И.Лакатосом методологическая концепция “утонченного фальсификационизма” или методология научно-исследовательских программ. Эта теория получила выражение в его работе “Фальсификация и методология научных исследовательских программ”.
Согласно Лакатосу, в науке образуются не просто цепочки сменяющих одна другую теорий, о которых пишет Поппер, но научные исследовательские программы, т.е. совокупности теоретических построений определенной структуры. К.Поппер рассматривает только борьбу между теориями, Лакатос же учитывает не только борьбу опровержимых и конкурирующих теорий, но и борьбу между исследовательскими программами. Поэтому развитие науки Лакатос представляет не как чередование отдельных научных теорий, а как “историю рождения, жизни и гибели исследовательских программ”.
Однако и методология исследовательских программ Лакатоса не может объяснить, почему происходит смена программ. Лакатос признает, что объяснения логики и методологии здесь бессильны, но, в отличие от Куна, он верит, что логически можно “соизмерить” содержание программ, сравнивать их между собой и поэтому можно дать ученому вполне рациональный ориентир для того, чтобы выбрать - отказываться или нет от одной программы в пользу другой. “Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты (“прогрессивный сдвиг проблемы”). Программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от ее эмпирического роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой (“регрессивный сдвиг проблемы”). Если исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, нежели конкурирующая, то она “вытесняет” ее и эта конкурирующая программа может быть устранена. Лакатос считает, что, безусловно, следует сохранять “жесткое ядро” научно-исследовательской программы, пока происходит “прогрессивный сдвиг” проблем. Но даже в случае “регрессивного сдвига” не следует торопиться с отказом от программы. Дело в том, что в принципе существует возможность найти внутренние источники развития для стагнирующей программы, благодаря которым она начнет неожиданно развиваться даже опережая ту программу, которая до недавних пор одерживала над нею верх. Таким образом из рассмотрения вышеизложенной концепции “исследовательских программ” Лакатоса видно, что научные революции, как он их понимает, не играют слишком уж существенной роли еще и потому, что в науке почти никогда не бывает периодов безраздельного господства какой-либо одной “программы”, а сосуществуют и соперничают различные программы, теории и идеи. Одни их них на некоторое время становятся доминирующими, другие оттесняются на задний план, третьи - перерабатываются и реконструируются. Поэтому если революции и происходят, то это не слишком уж “сотрясает основы” науки: многие ученые продолжают заниматься своим делом, даже не обратив особого внимания на совершившийся переворот. По мнению Лакатоса, история науки является “пробным камнем” любой логико-методологической концепции, ее решительным и бескомпромиссным судьей.
