Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сатаниские заклятия.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
187.86 Кб
Скачать

30. Половое поведение животных

Инициирование

У большинства видов размножение носит сезонный характер. По мере приближения времени размножения, в поведении и внешности животных могут происходить существенные изменения. Так, самцы, легко контактировавшие между собой и обладавшие защитной окраской, могут стать достаточно агрессивными по отношению друг к другу и приобрести яркую окраску.

Копуляции обычно предшествует ухаживание в той или иной форме. У моногамных видов, напр. у многих птиц, может иметь место очень короткая фаза ухаживания непосредственно перед спариванием. У видов, характеризующихся более свободными половыми связями, существуют достаточно сложные ритуалы ухаживания. Самыми яркими примерами могут служить сложные воздушные танцы данаид, зигзаги танца колюшек и ритуальные демонстрации многих видов уток.

Сигналы ухаживания могут передаваться через неск. сенсорных модальностей. Манящие крабы прибегают к привлекающей внимание зрительной демонстрации, покачивая своими большими клешнями видоспецифичными способами. Сверчки и лягушки-быки используют брачный зов как часть своей голосовой демонстрации. Обоняние играет особенно важную роль у мн. видов млекопитающих: широко распространены различные паттерны преследования, обнюхивания и лизания анально-генитальной области.

В отношениях полов просматриваются две стратегии (моногамия и полигамия). Большее распространение получил промискуитетный тип отношений. Промискуитет предполагает неразборчивость животных в выборе полового партнера и частые спаривания одной и той же особи с несколькими представителями противоположного пола. Типичные промискуитетные отношения наблюдаются у большинства видов полевок. Самец полевки готов спариваться с любой самкой, которая находится на соответствующей фазе полового цикла, независимо от ее возраста или генетического родства. Половая доминанта самца столь велика, что в ряде случаев самец вступает и в гомосексуальные отношения с другими самцами, оказавшимися поблизости.

Другая крайность — это высокая избирательность при выборе полового партнера. В этом случае имеются все основания говорить о наличии «любовных» отношений между самкой и самцом. Любовный тип половых отношений демонстрируют рыбы (цихлиды), рептилии (красноспинные саламандры), птицы (врановые, попугаи, гусиные) и млекопитающие (например, волки). Все одомашненные виды животных или изначально являлись животными промискуитетного типа, или стали таковыми в процессе доместификации

31. Эволюция животных к обучению

Д. Уотсон (1878—1958) и его последователи утверждали, что организм может выработать любую форму научения, если созданы благоприятные условия. Но так ли это? Есть ли у выработки поведенческих реакций свои пределы? При ответе на этот вопрос мы прежде всего должны выяснить, на каком уровне филогенеза появляется способность к научению. Проведенные эксперименты на простейших и иглокожих показали отсутствие у них способности к обучению. Факты, подтверждающие это, объясняются влиянием химических и физических факторов и не зависят от тренировки. Первое бесспорное свидетельство возможности обучения найдено на уровне червей. Р. Йеркс научил червя проходить Т-образный лабиринт. Для того чтобы достичь 90% правильных ответов, червю понадобилось 200 попыток. Имеются убедительные факты, свидетельствующие о способности к научению осьминогов с их хорошо развитой нервной системой и сложным строением зрительного анализатора. Насекомых можно легко научить довольно сложным поведенческим реакциям, но они не способны обобщать выработанные навыки. Так, муравьи хорошо проходили лабиринт от пищи к гнезду, но при изменении маршрута на противоположный их приходилось учить заново. У позвоночных животных появляются новые особенности поведения. Высшие позвоночные не так зависимы от стимулов, способны сохранять прошлый опыт и использовать его при решении новых задач.

Способность к научению зависит не только от положения, занимаемого животным на филогенетической лестнице, но и от вида. Современные данные показывают, что лучшими способностями обладают неспециализированные животные с пластичной и легко адаптируемой психикой. К примеру, такие высокоспециализированные хищники, как кошки, являются не очень хорошими учениками.

Следующим важным биологическим фактором, ограничивающим способность к научению, является физическая конституция. Формирование тех или иных форм поведения ограничено строением тела. Нельзя научить рыбу нажимать плавником на рычаг в аквариуме, а зайца зажигать спички. Однако есть ограничивающие факторы, не столь бросающиеся в глаза. Так, крыс не удалось научить нажимать на рычаг, чтобы избежать удара электрическим током. Данное действие просто не входило в репертуар оборонительных реакций крысы в минуту опасности.

Способность животных к научению может быть ограничена и биологическими ритмами. Например, у бурундука пик активности приходится на середину дня, а у хомяка — на ночное время, что может влиять на их поведение в экспериментальных ситуациях.

Многочисленные факты показывают,' что при обучении животных формам поведения, которые вступают в конфликт с инстинктами, последние берут верх над приобретенными поведенческими реакциями. Например, свинью научили подталкивать монету к большой копилке в виде поросенка. Сначала обучение шло успешно, однако через некоторое время свинья не так охотно толкала монету, а по дороге подбрасывала ее в воздух и пыталась зарыть в землю, чтобы потом выкопать.

Но не только биологические факторы могут ограничивать способность к научению. Важным моментом является и прошлый опыт животного. Его влияние хорошо прослеживается на исследовании двух феноменов: вкусовой аверсии и приобретенной (выученной) беспомощности.