- •1. «Технократические» государства древнего мира
- •1.1. Хаттийское государство – родина железа?
- •1.2. Этрурия
- •1.3.Кельты
- •2. Ресурсы металлов и развитие цивилизации
- •2.1. Египет – страна золота и меди
- •2.2. Ассирия
- •2.3. Римская империя
- •2.4. Ресурсы как фактор государственного развития
- •3. Древние технологии экстракции и обработки железа
- •3.1. Тигельная плавка
- •3.2. Сыродутный горн
- •3.3. Пути прогресса
- •3.4. Термомеханическая обработка железа и стали
1.2. Этрурия
Чего люди сумеют добиться,
возделывая землю, плавя металл и
возводя строения,
зависит от их духовной силы.
Гай Саллюстий, римский историк, об этрусках
После падения Хеттского государства распространение знаний о металлургии железа не только не ослабевает, но, наоборот, приобретает новый импульс. Данное обстоятельство может быть объяснено, с одной стороны, переселением ряда народов, входивших в состав хеттской державы, на новые территории, а с другой стороны, аннексией некоторых хеттских земель могущественными соседями, прежде всего Ассирийским царством. По-видимому, от хеттского племени халиберов получили знания о металлургии железа древние греки. Народом же, который явился прямым наследником хеттских металлургических традиций, многими историками признаются расены, как они называли себя сами, или этруски, как их называли римляне. Справедливости ради необходимо отметить, что существует и другая версия происхождения расенов, базирующаяся на теории переселения их на Апеннинский полуостров из Уральского или Алтайского центров постепенно: через регионы Дона и Дуная.
Первоначальной территорией расселения этрусков было западное побережье Апеннинского полуострова – район современных Тосканы (Этрусканы) и Лация. Политически Этрурия представляла собой федерацию двенадцати самостоятельных городов-государств. В случае выбытия одного из членов федерации, например, вследствие военного разгрома или стихийного бедствия, в состав объединения принималось другое государство. Наиболее известными этрусскими городами были: Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии, Русселы, Ветулония, Арреций, Перузия, Волатерры, Вольцы, Кортона, Клузий, Фезулы. В каждом из независимых этрусских государств кроме главного города имелись города, подчиненные метрополии. В своей внутренней жизни многие из этих подчиненных городов пользовались автономией.
К 600 г. до н.э. этруски распространили свое влияние на территорию всей Северной и Центральной Италии. Этрусками было основано государство Тартесс в юго-восточной части Пиренейского полуострова, в их честь названо Тирренское море, а название Адриатического моря, по одной из распространенных версий, происходит от этрусской колонии Гадрия (по другой версии название морю дали греки: «Адриатика» по-гречески значит «безлесье»). Их дальнейшей экспансии препятствовали: на юге – Карфаген, на востоке – Великая Греция, на севере и западе – кельтские государства. С соседями этруски время от времени воевали или мирились, но почти постоянно торговали, причем с немалой для себя выгодой. Одним из укреплений на торговом пути на юг была деревня, называвшаяся Римом. Под влиянием этрусков это поселение расцвело. Около 300 лет, вплоть до 510 г до н.э. цари этрусков из династии Тарквиниев правили Римом и направляли его рост.
Основой процветания этрусского общества были металлургия и земледелие. Земледелие опиралось на широкую речную сеть, в состав которой входили По, Тибр, Арно, Авенция, Весидия, Цэцина, Умбро, Альбиния и десятки других рек. Южная Этрурия, почвы которой были вулканического происхождения, имела обширные озера: Циминское, Алсеитское, Статоненское, Вольсинское, Сабатинское, Тразименское. При необходимости этруски применяли искусственное орошение, дренаж и даже регулировали течение рек. Они первыми в Италии стали строить речные каналы. Известные археологической науке древние этрусские каналы находились у городов Вейи, Спины, Коды.
Как и повсюду в Италии, в Этрурии разводили коров, овец, свиней; занимались этруски и коневодством, но в ограниченных масштабах. Конь считался у них священным животным и использовался, как и на Востоке, исключительно в военном деле.
Этрусская металлургия базировалась на трех крупнейших для того времени полиметаллических месторождениях: на севере металлоносные рудники располагались в районе Сиены, на юге – в горах Толфа у Чивитавекья. Главным же районом добычи руд, прежде всего, железных, был остров Ильва (современная Эльба). Греки называли этот остров Эталия – «Дымный» - из-за сильного дыма от множества плавильных печей. Историк Диодор Сикул сообщает, что издали вместо острова виднелась лишь «густая пелена дыма». Этрурия контролировала самые значительные запасы меди, драгоценных металлов и, возможно, олова в центральном районе Средиземноморья.
Археологи обнаружили на земле этрусков шахты, тоннели, конусообразные плавильни и гигантские кучи шлака. Шахты оказались настолько богатыми, что их стали снова эксплуатировать во время второй Мировой войны для нужд итальянской военной промышленности. Итальянские исследователи подсчитали, что за период своего двухсотлетнего расцвета (VI – V века до н.э.) этруски выработали, по крайней мере, полмиллиона тонн железа.
Необходимо отметить, что добываемая на Ильве руда представляла собой минерал сидерит. При его термообработке выделялось большое количество углекислого газа, что затрудняло ход плавки. Поэтому процесс проводили в две стадии: сначала руду обжигали в открытых печах простой конструкции, а потом собственно плавили в сыродутных горнах для получения кричного железа. Такая обработка руды требовала больших затрат древесного угля, и леса на острове были быстро вырублены. После этого производство железа было перенесено на материк – в основном в район Популонии, Ветулонии и Волатерр. Кроме того, мастерские по производству изделий из железа обнаружены археологами в Путеоле, Капуе, Ноле, Суессе, Марцаботто.
В октябре 1999 года в Пьомбино и на Эльбе состоялась конференция, посвященная железу этрусков. По этому поводу тосканским кузнецом Джино Брамбилья были проведены успешные опытные плавки. Наблюдение и контроль с применением современных приборов обеспечили студенты-металлурги из Миланского университета под руководством профессора Никодеми, председателя Итальянской ассоциации металлургии (AIM), который и организовал конференцию. Председатель конференции, профессор Герхард Шперль из Леобена, был научным консультантом эксперимента, подтвердившего эффективность методов практической археологии в истории металлургии.
В эпоху римских завоеваний Этрурия сохранила роль главного металлургического центра Апеннинского региона. Известно, что, когда римский полководец Сципион Африканский Старший в 205 году до н.э. комплектовал армию для похода на Карфаген, этрусские города внесли немалую долю при сборе средств на ведение войны. Согласно списку Ливия один лишь город Ареццо поставил тысячи шлемов, щитов, копий, боевых топоров, мечей и кинжалов – всем этим заполнили 40 боевых кораблей.
Общепризнано, что этруски являются непревзойденными мастерами Древнего мира в области ювелирных технологий и бронзового литья. Искусством, в котором этруски безусловно опередили свое время, является зубоврачебная техника. Археологические находки рассказывают нам, какими гениальными и изобретательными были древние дантисты. Для протезов они использовали зубы телят и волов, обтачивая их, а также вырезали протезы и коронки из кости и слоновой кости, крепя их крошечными крючочками. Этрусское изобретение – мосты выполнялись из очень мягкого золота и крепились над линией десен с опорой на здоровые зубы. Интересно, что все известные челюсти, над которыми потрудились древнейшие из дантистов, принадлежали женщинам. Изящная форма некоторых мостов свидетельствует о том, что дантисты преследовали не только восстановительные, но и косметические цели. Некоторые эксперты полагают, что золотые протезы могли подчеркивать положение их владелиц в обществе.
Возвращаясь к разговору о ювелирном мастерстве этрусков, отметим, что всеобщее восхищение вызывают их, так называемые, гранулированные украшения. Они представляют собой медные пластинки со сложными узорами, выложенными тысячами мельчайших (диаметром около 0,2 мм) золотых шариков. Ни у одного другого народа гранулированные изделия не достигали такой высокой степени совершенства. К концу 1-го тысячелетия нашей эры искусство изготовления подобных украшений было окончательно забыто. Только в XIX веке исследователи предприняли попытки восстановить секреты техники, но безрезультатно. Долгое время никто не мог объяснить, как можно прикрепить золотую крупинку к медному основанию, не расплавляя ее при этом. Если бы крупинка расплавилась, капля жидкого золота растеклась бы по меди. При охлаждении растекшаяся капля приварилась бы «намертво», но был бы утрачен изысканный внешний вид изделия.
Секрет был раскрыт только в 1933 году. Технология оказалась далеко не простой. Наиболее правдоподобной представляется следующая версия: сначала узор из золотых шариков приклеивали к листу папируса, который затем накладывался на медную основу шариками вниз. Затем драгоценный «бутерброд» постепенно нагревали. Во время нагрева успевала произойти незначительная диффузия золота в медь и наоборот. В результате в чрезвычайно узкой зоне контакта шарика и пластины образовывался медно-золотой сплав.
Температура плавления чистого золота равна 1063°С, а сплавы золота с медью плавятся при более низких температурах. Например, сплав, состоящий их равного количества атомов золота и меди, плавится уже при 910°С. Именно это обстоятельство является ключевым для разгадки секрета ювелиров Этрурии. Они повышали температуру до тех пор, пока расплавлялась только зона образовавшегося сплава, а сами золото и медь оставались в твердом состоянии. При последующем охлаждении расплав затвердевал и золотая крупинка, практически не потеряв своей сферической формы, приваривалась к основанию меди. Этот процесс одновременно происходил во всех крупинках и весь приклеенный к папирусу узор оказывался как бы «сведенным» (по аналогии с переводными картинками) на медь. Папирус при столь высокой температуре сгорал дотла, и изделие было готово. Медь окислиться не успевала, так как процесс происходил достаточно быстро и значительную часть кислорода принимал на себя при сгорании папирус.
Секрет изготовления самих золотых шариков, применявшихся для зрения, был открыт еще позже – в 1992 году, когда удалось выяснить и доказать на практике (эксперименты были проведены в Тоскане), что этрусские ювелиры вначале разрезали золотую проволоку на крошечные сегменты, которые затем смешивались с угольной пылью и нагревались в глиняных тиглях до 1100°С – температуры, при которой зернышки золота начинали приобретать сферическую форму. Охлажденное содержимое выливалось из тигля, а уголь размывался, после чего зернышки сортировались по размерам.
Произведения этрусского искусства из бронзового литья представлены во многих музеях мира. Один из оригинальных экспонатов – фигурный сосуд – онхойя – в виде головы юноши, хранится в Лувре. Эта находка интересна прежде всего тем, что внутри сосуда найдена золотая диадема: на широкой золотой ленте закреплены листья лавра и плюща с ягодами. Концы ленты закруглены с обоих концов, на которых, как на полукруглом поле, помещен миниатюрный рельеф: Тезей, убивающий Минотавра. Столь популярный у римлян обычай украшать голову золотой диадемой был заимствован, как говорят древние авторы, из Этрурии.
К числу лучших памятников относится также бронзовая фигура лежащего юноши, выставленная в Эрмитаже. При ее реставрации было установлено, что она состоит из шести отдельно отливавшихся частей, искусно спаянных друг с другом.
Крупнейшими шедеврами древней бронзовой скульптуры признаны «Химера из Ареццо» и «Капитолийская волчица» - эмблема Вечного города, также отлитая этрусскими мастерами. Необходимо отметить, что в этрусской мифологии волку (или собаке) отводилось особое место, связанное с погребальными культами. Некоторыми исследователями высказывается предположение, что легенда о волчице, вскормившей Ромула и Рема, была занесена в Лациум именно этрусками. Весьма символично, что этруски, вскормившие и воспитавшие римлян, в итоге были ими же завоеваны и ассимилированы. Но случилось это уже в III веке до н.э. А первый серьезный удар по процветавшему до этого государству был нанесен силами другого мощного технократического союза Древнего мира – кельтского. Знаменитый кельтский военный набег 390 г. до н.э. подорвал этрусскую торговлю на севере и востоке, в результате набега часть кельтских племен укрепились к югу от Альп и перерезала пути, соединявшие Этрурию с побережьем Адриатического моря. Именно с этого момента начинается постепенное ослабление этрусского двенадцатиградия, которое завершилось в 89 г. до н.э. распространением Римом на этрусков своего гражданства.
Необходимо отметить, что в культурном отношении влияние этрусков на соседние народы оставалось очень сильным и после политического и военного ослабления государства. Считается, что Рим находился под прямым влиянием этрусской культуры вплоть до I века до н.э., а германцы через посредничество альпийских племен переняли у этрусков руническое письмо.
