Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Priroda_i_spetsifika_filosofskogo_znania.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
127.73 Кб
Скачать

55. Философский реализм и его исторические формы.

Реализм является одним из трех метафизических направлений (другие два – материализм, идеализм). Является более поздним миросозерцанием по сравнению с материализмом и идеализмом.

Полемика о природе универсалий (общих понятий) – зависят ли универсалии от вещей, которые в них выражены, или не зависят и предшествуют вещам, т. е. существуют реально (до вещей) – реализм.

Задача реализма— придать в одинаковой степени значение обеим сторонам действительности, телесному и духовному миру.

  • Дуалистический реализм

По Аристотелю: Материя и форма взаимосвязаны, без одного не может быть другого. Действительность = материя + форма. Душа больше не промежуточное звено между миром идей и чувственным миром, душа – одна из деятельных форм, жизненная сила во всех её функциях (от питания до мышления).

В 17 в. по Декарту: дуалистический реализм Декарта объединяет в себе материалистические и идеалистические элементы. Принципы материи и формы у него сведены к двум субстанциям – душе и телу (у Аристотеля они соединены в единую действительную субстанцию). Бог – вечная несотворенная субстанция; душа и природа созданы Богом. От философии Декарта берет начало монистический реализм.

В 18 в. Вольф (после Спинозы): «душа и тело — две независимые друг от друга сущности»; «Бог вложил душу в тело, а поэтому она опять может быть взята из него и продолжать независимое существование»; «мир в общем создан для пользы человека»

  • Монистический реализм

Система Спинозы: Критикует Декарта. Непосредственно Спиноза преобразует дуализм в монистическое, а вместе с тем, реалистическое миросозерцание. Субстанции, разделенные у Декарта, он стремится объединить в одно понятие. Бог – бесконечная субстанция. Место материи и формы заменяет протяжение и мышление. Отдельный предмет больше не субстанция. Спинозизм превращает объективное отношение в субъективное. Природа, бог, субстанция тождественны. Природа – субстанция является творящей. Различает природу творящую и природу творимую. Модус – конкретное преходящее состояние субстанции, имеющее причину своего бытия в субстанции и ее атрибутах. Движение не является атрибутом материи (метафизик), а присуще единичным вещам.

(Кратко материя и форма → душа и тело отдельны друг от друга → душа и тело – 1 субстанция, протяжение и мышление)

56. Гетерономные моральные системы: политическая и религиозная гетерономия.

Гетерономная моральная система – моральная система, в которой нормы морали основываются на началах, взятых из других сфер жизни. (ГЕТЕРОНО́МНАЯ ЭТИКА – этика, основанная не на внутренних нравственных принципах, а на началах, взятых из другой сферы обществ. жизни. Понятие сформулировано Кантом в "Критике практического разума".)

Появление гетерономной морали характеризует критическое переходное состояние, — состояние, когда существовавшие до тех пор основы автономной морали, основанной на внутренних принципах, переставали удовлетворять людей, а новые еще не были установлены.

Гетерономная моральная система основывается на моральных системах, навязываемых человеку извне. Как правило, такими системами являются религиозные предписания и государственные законы. В связи с этим происходит разделение на политическую и религиозную гетерономию.

Религиозная гетерономия. Исключительно религиозная этика сама по себе гетерономна. Всякая религия понимает нравственные законы как божеские заповеди. Поэтому моральные системы с резко выраженной религиозной тенденцией постоянно имеют гетерономный характер и выступают в такие времена и в таких направлениях, которые, вместе с тем, выдвигают мистический скептицизм, вырастающий на подобном же основании. Нравственные нормы по своему содержанию случайны; ценность и значение их опирается только на тот факт, что они — Божеские заповеди.

Политическая гетерономия. Политическая гетерономная мораль в истории выступала реже, чем религиозная. Однако, она дважды играла важную роль в качестве спутницы политических революций: один раз, как реакция английской революции XVII века в этике Томаса Гоббса, в связи с политико-консервативным направлением; другой раз в философии, предшествовавшей французской революции XVIII века, в связи с революционной тенденцией и, следовательно, с требованием существенной «переоценки» господствующих понятий о нравственной ценности.