Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 5. Россия на переломе и эпоха «Великих реформ» (ХIХ в.)..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
202.24 Кб
Скачать

Социальные предпосылки:

— открытый протест крестьян против крепостного права. В се­редине XIX в. их недовольство своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги (особенно в годы Крымской войны), поджоги помещичьих имений;

— рост антикрепостнических настроений. В обществе созре­ло понимание необходимости отмены крепостного права. Либе­ралы разрабатывали проекты решения крестьянского вопроса. План К. Д. Кавелина («Записка об освобождении крестьян в Рос­сии») предусма-тривал сохранение помещичьей собственности на землю, передачу крестьянам небольших наделов, «справедливое» вознаграждение помещиков за потерю рабочих рук и предостав­ленную народу землю. К безоговорочному освобождению крес­тьян призывали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добро­любов.

Император Александр II (1855—1881) был хорошо подготов­лен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать од­ним из инициаторов освобождения крестьян. В историю он во­шел как царь-освободитель. О намерении освободить крестьян Александр впервые заявил в 1856 г.: «Лучше отменить крепост­ное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу».

Подготовка реформы началась в 1857 г. в традиционном для России Секретном комитете по крестьянскому делу. Однако недо­вольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной от­мене крепостного права, и медлительность Секретного комитета

привели Александра II к мысли о необходимости учреждения но­вого органа для подготовки реформы в условиях большей глас­ности.

20 ноября 1857 г. специальным указом (рескрипт) импера­тор рекомендовал дворянству создавать местные губернские ко­митеты для разработки своих проектов реформы. Поставив такую задачу перед помещиками, правительство, с одной сторо­ны, вынудило их заняться крестьянским вопросом, а с другой — предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правитель­ственной политики и желаний господствующего класса. Крестья­не отстранялись от обсуждения проекта реформы.

Издание рескрипта положило начало официальной и, главное, открытой подготовке крестьянской реформы.

В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Глав­ный комитет по крестьянскому делу. Его задача — выработать об­щую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета — она перестала быть тайной.

В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редак­ционные комиссии (председатель — Я. И. Ростовцев). Они долж­ны были собирать и обобщать все проекты, разработанные гу­бернскими комитетами.

В комиссии с мест поступило в основном два варианта проек­тов. В них размеры крестьянских наделов и повинностей зависе­ли от плодородия почвы.

В черноземных районах помещики были заинтересованы в со­хранении своей земли и поэтому выступали против предоставле­ния ее крестьянам. Они были готовы дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину.

В нечерноземной полосе, с менее плодородной землей, дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп.

Редакционные комиссии обобщили проекты губернских ко­митетов. В октябре 1860 г. проект реформы поступил в Главный комитет. Затем его обсуждали члены Государственного совета, утвердив 17 февраля 1861 г.

Документы о проведении реформы Александр II подписал 19 февраля 1861 г.

Освобождение крестьян осуществлялось на основе двух доку­ментов, имевших силу закона: Манифеста «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и обустройстве их быта» и «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Их обнародование в сто­лицах состоялось 5 марта, а в провинции растянулось на месяц.

Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов:

- личного освобождения крестьян,

- наделения крестьян землей и

- выкупной сделки.

Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и обще­гражданские права, крестьянин мог:

- владеть движимым и недви­жимым имуществом,

- заключать сделки,

- выступать как юриди­ческое лицо,

- защищать свои права в суде;

- крестьянин освобождался от опеки помещика,

- мог без разрешения помещика вступать в брак,

- посту­пать на службу и в учебные заведения,

- менять место жительства,

- переходить в сословие мещан и купцов.

Освободив крестьян, правительство начало создавать выборные органы их местного са­моуправления.

Вместе с тем права крестьян ограничивались, так как сохраня­лась:

- общинная собственность на землю,

- переделы наделов,

- кру­говая порука (особенно при выплате налогов и выполнении госу­дарственных повинностей).

Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

Наделение крестьян землей регламентировали «Положения». Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, не­черноземную и степную. В каждой устанавливался высший и низ­ший размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с поме­щиком. Их взаимоотношения закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в полосе, то этот «изли­шек» отчуждался в пользу помещика. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали раньше. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян.

При выкупе земли крестьяне были обязаны оплатить ее стои­мость, которую завы-сили в 1,5 раза. Следовательно, как наделе­ние землей, так и выкупная сделка осущест-влялись исключи­тельно в интересах дворянства. (Фактически крестьяне платили и за личное освобождение.)

У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стои­мости наделов. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвра­тить ссуду государству в форме выкупных платежей с начисле­нием 6% годовых. К1906 г., когда крестьяне упорной борьбой до­бились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государ­ству около 2 млрд руб., т. е. почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.

Выплата общиной выкупа помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временнообязанное состояние крестьян. Они должны были платить оброк и выполнять барщину вплоть до выплаты 20% стоимости земли.