Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 3. Московское царство в 16-17 вв.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
249.86 Кб
Скачать

26

Лекция 3. Московское царство в ХVIVII вв.

Россия в эпоху Ивана IV Грозного (1533-1580 гг): реформы,

«опричнина» (1565-1572 гг), внешняя политика, культура.

Реформы эпохи Ивана IV Грозного.

После Василия III на великокняжеский престол был возведен трехлетний Иван IV (1533—1584).

В 1533—1546 гг. при малолетнем Иване регентом была его мать Елена Глинская (1533—1538). Борьба боярских группировок (Глинских, Шуйских и Вельских) за власть привела к ослабле­нию центральной власти, произволу кормленщиков, «оскудению» дворянства. В стране назревало общее недовольство. Социально-политическая обстановка требовала решительных перемен для укрепления авторитета верховной власти.

Внутреннюю политику России в середине — второй половине XVI в. определяли три линии, направленные на укрепление:

централизации управления;

самодержавия;

социальных позиций помещиков (служилого дворянства).

В январе 1547 г. достигший совершеннолетия 17-летний Иван Васильевич официально принял новый титул — царь. Церемо­ниал обряда разработал митрополит Московский Макарий. Вен­чание на царство происходило в Успенском соборе Московского Кремля — великий князь из рук митрополита получил символы верховной власти — украшенные золотом и драгоценными каме­ньями шапку Мономаха, скипетр (жезл), державу (шар с крестом) и бармы (оплечья). Ритуал подчеркивал божественность верхов­ной власти и ее освящение церковью.

Венчание на царство — крупнейшее государственное преобразо­вание, нацеленное на внутриполитическое укрепление России и усиле­ние ее международного авторитета. Принятие царского титула:

— позволяло выделить Ивана IV из среды князей и бояр;

— было официальным актом начала правления нового государя;

— подчеркивало самодержавный характер власти в стране;

— указывало на преемственность власти русского царя от ви­зантийских императоров (царь — кесарь);

— возводило Россию в ранг западно-европейских имперских держав, так как русское слово «царь» соответствовало европей­скому титулу «император».

Венчание на царство не предотвратило усиления политиче­ского кризиса:

летом 1547 г. — из-за «великой засухи» возникли голод и пожары (выгорела почти вся деревянная Москва), в столице и других городах вспыхнули восстания, которые Боярской думе с трудом удалось погасить;

— среди горожан распространилось «Новое учение» — ересь, созданная бывшим беглым холопом Феодосией Косым. Он вы­ступал за социальное равенство и призывал к неповиновению властям.

В обстановке роста народного недовольства выявилась необ­ходимость объединения высших сословий, укрепления верхов­ной власти, центрального и местного аппарата управления.

Во внутренней политике 1550-х гг. обозначилась тенденция к установлению временного союза между царем, боярами и дво­рянами.

На политический курс Ивана IV влияли доверенные лица, про­исходившие из разных слоев высших сословий:

А. Ф. Адашев — думный дворянин (с 1553 г. окольничий), глава Челобитной избы (контрольного органа и фактически личной канцелярии царя);

протопоп Сильвестр — священник Благовещенского собора, ду­ховник Ивана; митрополит Макарий;

князь А. М. Курбский;

дум­ный дьяк Посольского приказа И. М. Висковатый.

Круг этих лиц не имел официального, правового статуса и не являлся прави­тельственным органом. В историю России ближайшие советни­ки царя вошли как Избранная Рада.

В конце 1540—1550-е гг. проводились политико-администра­тивные реформы. Это время историки называют «периодом поли­тики компромисса» согласия в проведении мер, необходимых для бояр и дворян. Первым проявлением этой политики стал со­зыв Земского собора.

В феврале 1549 г. в царских палатах в Кремле состоялось пер­вое совещание представителей разных социальных кругов: бояр, верхушки духовенства, столичных дворян и богатейших купцов — Собор примирения. Молодой царь обвинил бояр во многих зло­употреблениях, чинимых в его малолетство, однако закончил речь призывом к взаимному христианскому прощению и объ­явил о начале реформ.

Совещание 1549 г. положило начало практике созывов собра­ний представителей разных сословий для решения важнейших госу­дарственных дел: о финансах, войне или мире, о выборе главы государства во время междуцарствия и тому подобных вопросах. С середины XVI до середины XVII в. соборы созывались более 50 раз и, следовательно, в это время Россия представляла собой сословно-представительную монархию. Такое политическое устрой­ство было характерно не только для России, но и для многих за­падно-европейских государств (в Англии — двухпалатный пар­ламент, во Франции — Генеральные штаты).

Итоги первого Собора:

— создан новый орган высшей и центральной власти — Зем­ский собор — из представителей боярства, духовенства, дворян­ства, купечества;

— принято решение о составлении нового свода законов;

— одобрены намеченные Избранной Радой реформы.

В 1550 г. был принят новый общероссийский свод законов — Судебник. В его основу положили Судебник 1497 г., внеся ряд из­менений, чтобы создать более твердый порядок в системе судо­производства. Закон ограничил права наместников при судеб­ных делах дворян, ввел наказания за должностные преступления (взяточничество), отменил налоговые льготы монастырям.

В отношении крестьянства Судебник усилил степень их за­висимости от землевладельцев- получивших право следить за по­ведением крестьян. Статья 88 подтверждала положение Судебника 1497 г. о «Юрьеве дне осеннем», т. е. ограничении права пере­хода крестьян к новому владельцу земли двумя неделями до и после 26 ноября. Увеличивалась плата «за пожилое», оговарива­лись размеры других выплат и пошлин.

Судебник 1550 г. стал новым шагом в процессе юридического оформления крепостного права.

В 1551 г. состоялся церковный Собор, на котором присутство­вали духовенство и светские феодалы. Собор обсудил не только церковную реформу, но и светские вопросы: утвердил Судебник 1550 г. и новую Уставную грамоту, которая регламентировала по­рядок управления на местах и еще больше ограничивала права наместников (кормленщиков). Решения Собора при записи были разделены на 100 глав, поэтому он вошел в историю России как Стоглав.

Начало административных реформ обозначилось еще в конце 1530-х гг., но в основном они проводились в 1550-х гг. Реформы были нацелены на укрепление централизации управления и ликвида­цию остатков политической раздробленности сепаратистских устремлений прежних удельных властителей и их потомков. Ре­шение этой задачи достигалось ослаблением влияния родовитой аристократии (князей, боярства) и усилением политического веса дворянства, заинтересованного в создании сильной цент­ральной власти, способной удовлетворить его имущественные и социальные потребности.

Первый импульс к реформе управления — Губная реформа 1539—1541 гг. — создание органов дворянского самоуправления {губные старосты). Казалось, что она затронула только систему местного управления, но на деле стала первым шагом к превра­щению России в сословно-представительную монархию.

Второй импульс был задан принятием нового титула верховной власти. Венчание на царство укрепило монархический принцип общегосударственного устройства, особенно его главную черту — тенденцию к установлению единовластия.

Третий импульс обозначили созыв Земского собора — нового органа высшего управления с законодательными правами — и ре­форма органов исполнительной власти приказов. Они возникли еще при Иване III, а при Иване IV в 1550-х гг. превратились в постоянно действующую разветвленную систему.

Закрепилось слово «приказ» в названии органов центрально­го управления. В них усилилась роль дьяков из неродовитого дворянства. Функции приказов (ведомственная сфера) были раз­граничены; их количество увеличилось до двух десятков. Одна их часть ведала отдельными отраслями управления: Посольский — внешней политикой; Разрядный — организацией поместного войска; Пушкарский — артиллерией; Оружейная палата — арсе­налом; Большой приход — финансами; Разбойный и Холопий — борьбой с выступлениями зависимого населения. Другие: приказы Казанского и Сибирского дворца — ведали делами на вновь присоединенных территориях: управлением, сбором налогов и судопроизводством.

Приказы превратились в постоянную, смешанную систему тер­риториально-отраслевого управления с четко оговоренными функ­циями.

Местное управление подверглось еще более серьезному изме­нению по двум линиям.

Первая линия была нацелена на усиление централизации влас­ти за счет ослабления привилегий наместников-кормленщиков и расширения прав наместников, зависящих от центра, — в 1556 г. отменили систему кормлений. Ограничение прав и привилегий наместников и волостелей происходило также при назначении воевод, получавших жалованье из центра. В их руках постепенно сосредоточивались военная власть и судебно-административные полномочия.

Вторая линияправительство стремилось укрепить социаль­ное положение местных дворян и избавить их от произвола мест­ной аристократии. В ходе Земской реформы уезды с дворянским землевладением объединялись в один административный округ — губа. Из местных дворян и «детей боярских» (свободных служилых людей) на 1—2 года избирались «губные старосты» и формирова­лась «губная изба» орган дворянского местного самоуправления. Она занималась межеванием и отводом земель, сбором налогов, розыском и наказанием «лихих людей» (беглых крестьян и холо­пов). Судопроизводство по некоторым делам (особенно дворян­ским) было изъято из ведения наместников и передано губным старостам. Губная изба подчинялась Разбойному приказу.

Зажиточные черносошные крестьяне тоже вовлекались в сис­тему местного самоуправления. Они избирали «земских старост», а посадские (городские) жители — «излюбленных голов». Они со­ставляли «земскую избу», которая существовала на деньги населе­ния. В ее ведении находился суд по мелким (мирским) делам и сбор налогов — «кормленный окуп», который передавался в центр. Особые приказы — «Четверти» — контролировали дея­тельность земских учреждений. Наиболее полно земская рефор­ма была проведена на черносошном севере.

Земская реформа имела важное историко-политическое зна­чение. Она укрепила влиятельность местного дворянства и за­житочной части свободного сельского и посадского населения. Отмена кормлений, сокращение судебных полномочий и созда­ние выборных органов управления нанесли серьезный удар по местной боярской аристократии. Тем самым устранялись многие пережитки политической раздробленности и укреплялась цент­рализация управления.

Выборное самоуправление стало еще одним проявлением превра­щения России в сословно-представительную монархию.

Церковную реформу Стоглавый собор 1551 г. разработал с це­лью укрепления внутреннего порядка в монастырях и церквях, а также общерусского православного единства. Особо почитав­шиеся местные святые были занесены в общий список (панте­он). Унифицировались церковные обряды. Вводились единые правила церковной живописи — за образец были взяты произве­дения Андрея Рублева, творчество которого канонизировалось. Принимались меры для повышения морального уровня и обра­зованности духовенства. На местные церкви была возложена за­дача создания школ для населения.

Особо остро на Соборе встал вопрос о земельных владениях церкви — это было продолжение споров «иосифлян» («стяжате­лей») и «сориан» («нестяжателей»). Церковь была крупнейшим землевладельцем, а государство стремилось провести секуляри­зацию (изъятие) церковных владений. Митрополит Макарий поддержал иосифлян, сторонников богатой и независимой от го­сударства церкви. Однако сторонникам секуляризации удалось частично ограничить церковное землевладение. Монастырское хозяйство было отдано под контроль представителей правитель­ства. Монастырей обязали не принимать новых «вкладов по душе» (оплата молитв об умершем) от бояр и дворян. Они вер­нули земли, «вложенные» после смерти Василия III. Позднее (в 1581 г.) церкви запретили приобретать новые вотчины.

Церковная реформа стала важной составной частью преобра­зований, направленных на объединение страны и централизацию управления.

В 1550 г. началась военная реформа. Для создания постоян­ной, профессиональной армии набирали стрельцов из пищалей (до 3 тыс. человек), служивших за ежегодное жалованье и подчи­нявшихся Стрелецкому приказу. В мирное время они могли за­ниматься ремеслом или мелкой торговлей. Позднее количество стрельцов выросло до 25 тыс. человек.

«Дворянское ополчение» составляло ядро армии. Под Москвой 1070 провинциальных дворян за государеву воинскую службу по­лучили землю. Из них была создана «избранная тысяча» — глав­ная военная опора царя.

Основная (количественно) часть армии — посоха — ополче­ние из посадских людей, черносошных и монастырских кресть­ян. Они участвовали в военных действиях, сооружали фортифи­кационные укрепления, наводили мосты, везли обозы и выпол­няли другие работы, необходимые во время войны.

Военно-техническая реорганизация армии коснулась и артил­лерии, для развития которой был создан Пушечный двор. В армии появились новые типы пушек и свои литейных дел мастера. Рус­ская артиллерия того времени считалась лучшей в Европе.

11.2. «Опричнина» (1565-1572 гг).

С 1550 г. изменилась и организация армии — издан указ о новом принципе назначения воевод в полках, который ограничивал местготовности «вынюхивать и выметать измену государю»). Оприч­ники — особая военно-политическая сила, наделенная особыми пра­вами для защиты государя.

Опричное войско стало карательным инструментом царя. Расправы с неугодными людьми превратились в массовый тер­рор в центральных и северо-западных районах, в которых бояре имели значительные земельные владения и политическое влия­ние. Бояр переселяли из территории опричнины в земщину, вы­резали целыми семьями. Опричники громили города (Клин, Тверь, Торжок). С особой жестокостью в 1570 г. они расправи­лись с жителями Новгорода, которых во время Ливонской войны обвинили в стремлении перейти «под руку» Литвы. Летом того же года в Москве было казнено около 200 человек. Погромы городов и казни 1570 г. — кульминация политики опричнины. Опричным террором власть компенсировала свою слабость — неспособность организовать управление страной и обеспечить материальные ресурсы для ведения войны.

События 1571 г. продемонстрировали неэффективность оприч­ного войска для борьбы с внешними врагами — оно не смогло оказать отпор набегу крымского хана Девлет-Гирея, который сжег посад Москвы. В 1572 г. лишь при соединении опричного и земского войск под командованием земского воеводы князя М. И. Воротынского удалось отбить новый набег татар.

В 1572 г. разделение страны на две части было отменено. Зем­ли опричнины преобразованы в Государев двор, воспринявший черты дворцового ведомства. Самое слово «опричнина» запрети­ли упоминать. Однако репрессивные методы опричной полити­ки сохранялись до конца правления Ивана Грозного.

Социально-политический замысел опричнины — попытка фор­сированными и насильственными средствами установить само­державие и ликвидировать остатки раздробленности.

Экономический замысел опричнины — попытка подорвать эко­номическое могущество боярства путем перераспределения зе­мельных владений. Опричники должны были получить земли на территории опричнины, а их прежние владельцы должны были переселиться в районы земщины. На практике указ царя реали­зовать не удалось из-за неспособности Поместного приказа про­вести такую сложную «аграрную реформу».

Политический итог опричнины — наведением ужаса на всю страну Иван Грозный, с одной стороны, способствовал укрепле­нию самодержавия, а с другой — ослабил централизацию власти и управления. Разделенная на две части страна (территория, ад­министрация, вооруженные силы) не смогла выиграть Ливон­скую войну 1558—1583 гг.

Экономический итог опричнины — хозяйственное разорение страны из-за ее искусственного разделения и опричного террора.

Социальный итог опричнины — персональная перестановка внутри правящего слоя, усиление позиций дворянства, устрашение родовитого боярства, еще большее обострение социальных противоречий и недовольства внутри страны. Массовые побеги крестьян из центральных областей, особенно страдавших от бес­чинств опричников, привели к изданию указа 1581 г., впервые и временно вводившего заповедные годы (от слова «заповедь» — запрет), в которые запрещался «выход» крестьян от владельца земли. Это был еще один шаг в процессе оформления крепостно­го права, так как временная отмена Юрьева дня скоро стала по­стоянной.

В 1575 г., демонстрируя полное самоуправство, Иван «возвел» на царский трон своего ставленника из знатного татарского рода Симеона Бекбулатовича. Сам царь, сохранив всю полноту власти, называл себя удельным князем «Иванцом Московским». Поли­тический «спектакль» позволил Грозному обрушить репрессии на бывших своих соратников времен политики опричнины. Мни­мое отречение закончилось в 1576 г. — царь вернул себе трон.