- •Оглавление
- •Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения психофизиологии на практике 4
- •Введение
- •Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения психофизиологии на практике.
- •Характеристика применения психофизиологии для решения
- •Методический аспект психофизиологии для определения профессиональной деятельности.
- •Экспериментальные методы исследования психофизиологии
- •Глава 2. Психофизиологические компоненты работы.
- •2.1. Психофизиология работоспособности.
- •- Врабатываемость; 2 - оптимальная работоспособность; 3 – полная компенсация; 4 – неустойчивая компенсация; 5 – конечный порыв;
- •2.2. Психофизиологические особенности адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.
- •Заключение
- •Список литературы
2.2. Психофизиологические особенности адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.
В настоящее время основными направлениями изучении адаптации стали определение этапов становление психофизиологической системы адаптации, критериев её сформированности, выделение компонентов структуры этого феномена, стратегии развития его составляющих во времени и определение особенностей этого развития.
Адаптация — сложный процесс, затрагивающий все уровни функционирования организма — физиологический, психологический, социально-психологический, в том числе профессиональный. Поэтому важно понимать, какие изменения происходят на каждом из этих уровней [1].
Необходимость адаптации приводит к активизации так называемых защитных механизмов личности. Проблема защитных механизмов (психологических защит) разрабатывалась со времен 3. Фрейда. Роль защитных механизмов заключается, прежде всего, в снижении эмоционального напряжения в ситуациях внутриличностного конфликта, хотя это и не всегда решает саму проблему. Существует множество классификаций защитных механизмов, начиная с классификации Фрейда и заканчивая предлагаемыми последними исследованиями в этой области [14].
На основе системного анализа в сформированной психологической системе адаптации, кроме когнитивного и мотивационно-волевого, исследователи выделяют активационный компонент, который связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей, - с другой.
Феноменально регулирующая роль механизмов активации, преобразования и распределения ресурсов проявляется в индивидуальном паттерне фоновой ЭЭГ – активности, повышении/снижении общего уровня активации в процессе адаптации, величине диапазона перестроек ЭЭГ в критический период адаптации и в динамике ЭЭГ на микроинтервалах времени [17].
На основе анализа взаимодействия ЭЭГ – показателей активационных и продуктивных параметров когнитивных компонентов адаптации в операторской деятельности были выделены когнитивные стратегии адаптации, определяющие динамику эффективности деятельности и характер распределения физиологических ресурсов. Доказано, что гибкая и мобилизационная стратегии реализуются преимущественно при большом объёме ресурсов, а стратегии компенсации и угадывания – при дефиците ресурсов [17].
На основе анализа взаимодействия ЭЭГ-показателей активационного и продуктивных параметров когнитивного компонента адаптации в операторской деятельности были выделены когнитивные стратегии адаптации, определяющие динамику эффективности деятельности и характер распределения физиологических ресурсов:
• I - гибкая - проявляется в том, что каждый вновь поступающий стимул обрабатывается испытуемым в контексте более общей субъективной структуры стимульной последовательности, связанной с просчётом вероятностей «сигналов» и «шумов»;
• II - мобилизационная - характеризуется привлечением дополнительных ресурсов в сочетании с их концентрацией;
• III - компенсаторная - связана с концентрацией ресурсов на коротких промежутках времени, поэтому углубленная переработка стимула происходит дискретно, чередуясь периодами высокой и низкой продуктивности;
• IV - стратегия «угадывания» - реагирование по типу случайного угадывания, когда испытуемый поддерживает минимальный уровень активации, что не позволяет качественно перерабатывать информацию.
В качестве механизма адаптации выступает формирование разнообразных когнитивных стратегий, связанных с изменением глубины и цикличности переработки сенсорной информации, «просчётом» структуры стимульной последовательности и др. Использование той или иной стратегии зависит от объёма психофизиологических ресурсов: гибкая и мобилизационная стратегии реализуются преимущественно при большом объёме ресурсов, а стратегии компенсации и угадывания - при дефиците ресурсов [20].
Колебательный характер психофизиологических процессов, усиливаются в изменённых психофизиологических функциональных состояниях, объясняет причины пропуска значимого сигнала и появление отказов и «провалов» в деятельности оператора вследствие ухудшения ФС человека. Были выделены «провалы» трёх видов:
«пульсары» - пропуски сигналов, не связанные со значительным изменением ЭЭГ, когда испытуемый как бы «теряет» сигнал и начинает использовать стратегию угадывания;
конструктивные «провалы» - провалы типа микросна, сопровождающиеся резким увеличением мощности медленных волн и уменьшением мощности альфа и быстрых волн. После самостоятельного пробуждения наблюдается даже повышение продуктивности обнаружения сигнала;
деструктивные «провалы», когда для пробуждения требуется постороннее вмешательство и продолжение деятельности становится практически невозможным. Последние характеризуются увеличением мощности меленных и уменьшением мощности бета-2-ритма и наблюдаются при выраженной деформации ПФС испытуемого [20].
Психофизиологические данные помогают на практике различать состояния психической адаптации и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, уровни и варианты адаптационных систем, а также определять группы факторов, влияющих на процесс адаптации, которые усиливают или уменьшают компенсаторные возможности и ресурсы человека [1].
