Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_po_Obschetserkovnoy_istorii_2-y_kurs.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.06 Mб
Скачать

Папа Павел VI. II Ватиканский собор.

Джованни Батиста Монтини происходил из североитальянской буржуазной семьи. Первоначально вследствие слабого здоровья образование получил домашнее, его учителем был французский аристократ. Любовь к Франции и французской культуре вследствие этого стало характерной для Монтини. Получил высшее образование в государственном римском университете, затем - в Григорианском понтификальном университете, посещал с начала 20-х гг. Папскую академию. Примерно в это же время он поступает на службу в Ватикан и постепенно растет по карьерной лестнице. К концу 30-х гг. он уже видный чиновник курии, занимающий одно из важных мест. Его карьерный рост продолжался вплоть до 1954 г. Однако затем произошел его резкий разрыв с папой Пием XII, которого он считал своим учителем. Монтини не разделял симпатий последнего к фашизму и антипатий к коммунистам. Узнав о контактах Монтини с лидером коммунистической парии Италии Пальмиро Тольятти, Пий XII удаляет Монтини из курии, сделав его архиепископом Милана даже без полагающегося при этом посвящения в кардиналы.

С избранием нового папы отпали все опасения относительно продолжения собора. Новый папа был прогрессистом, однако прогрессистом расчетливым и холодным. Прежде, чем принять решения Монтини их тщательно взвешивал, за что и был прозван «миланским Гамлетом». В отличие от своего предшественника, Монтини хорошо знал аппарат управления Ватиканом и смог достаточно легко подчинить этот аппарат себе.

Накануне открытия 2-й сессии собора произошел ряд важных событий. Первое – получившая широкий общественный резонанс речь Павла VI в знаменитом Гроттаферратском аббатстве, которое было итальянским центром восточного обряда. Аббатство славилось своим собранием редких рукописей и книг. В своей речи папа выразил надежду на воссоединение христианства если не в ближайшем будущем, то в отдаленной перспективе.

Следующее событие – это конференция на о. Родос, проходившее с 26 по 29 сентября 1963 г. Интересы РПЦ, которые представлял возглавлявший Отдел Внешних церковных сношений митрополит Никодим (Ротов), заключались в том, чтобы и остальные православные церкви отправили своих представителей на Собор с тем, чтобы РПЦ не оказывалась в изоляции. Это наталкивалось на сопротивление Константинопольской Церкви в лице патриарха Афиногора, который стремился подчинить все православные церкви своему влиянию. Афинагор не хотел, поэтому, поддерживать РПЦ, чье присутствие на Соборе до этого обеспечивало ей первенствующую роль, а высказал идею диалога с Ватиканом «на равных началах», который, естественно должен вестись Афинагором от лица всех православных. В итоге было принято решение, что каждая поместная церковь будет сама определять целесообразность отправки наблюдателей на Собор.

Новая сессия собора проходила с 29 сентября по 4 декабря 1963 г. Перед открытием папа принял важное решение. Во главе Собора, по положению ваше президиума было поставлено 4 т.н. модератора. Все они были личными друзьями папы, и через них он осуществлял на соборе свою политику. Немаловажно, что все они в той или иной степени были прогрессистами.

На II-й сессии собора были, наконец, утверждены обсуждавшиеся еще на I-й сессии схемы или концепции о богослужении и средствах массовой коммуникации. Острая дискуссия возникла по поводу схемы «О Церкви». Здесь столкнулись консерваторы, традиционно стремившиеся подчеркнуть исключительную власть в Церкви римского папы как преемника Ап. Петра и сторонники коллегиальной роли епископата. Когда по этому вопросу высказалось около 200 человек, а желающих было еще больше, было решено предложить участникам собора несколько вопросов, с помощью письменного ответа на которые и будет сформулировано учение о Церкви. Большинство ответов было в пользу коллегиальной роли епископов.

На той же сессии стал обсуждать и вопрос об отношении к экуменизму. Следует отметить, что католическая церковь до того момента не участвовала в экуменических проектах и не входила во Всемирный Совет Церквей. Теперь Ватикану, чтобы не утратить своих позиций в мире предстояло разработать свой вариант экуменизма. Католический взгляд на экуменизм и отношение к другим христианским конфессиям будет сформулирован на III-й сессии Собора.

Новой политической интригой стало предложение освобожденного в СССР митрополита Иосифа Слипого образовать Киевский патриархат католической церкви, что не было поддержано организаторами собора и предложение 200 епископов разработать схему «О борьбе с коммунизмом», что, естественно, вызвало противодействие советской стороны.

С этими результатами II-я сессия Собора подошла к концу.

Между тем, в перерыве между сессиями собора, произошла сама значительная интрига, имевшая к ходу собора самое непосредственное отношение. Новый папа стал активно развивать диалог с православными церквами. В начале 1964 г. состоялся его визит на Св. Землю, в ходе которого состоялась встреча папы с константинопольским патриархом Афинагором. Эта встреча явилась итогом сепаратных переговоров между Римом и Константинополем. Главы других православных церквей были проинформированы об этой встрече без приглашения к участию в ней. К идее такой встречи главы разных поместных церквей отнеслись по-разному. В Москве отнеслись довольно сдержанно, не выразив определенного отношения, иерусалимский патриарх отнесся отрицательно, а Элладская церковь – резко отрицательно.

Между тем встреча состоялась. Сначала имело место совместное восхождение с разных сторон на Святую гору Афинагора и Павла VI. Затем – объятия, обмен любезностями. В ходе беседы Афинагор выразил надежду на организацию всехристианской конференции под эгидой Ватикана. Вечером того же дня состоялась беседа между Павлом VI и Афинагором. Была совместно прочтена 17-я глава Евангелия от Иоанна, а также прочтена молитва «Отче наш». На следующий день римский папа комментировал итоги встречи в духи возможности «возвращения» православных: «…Дверь овчарни открыта… Места хватит для всех… Мы с любовью ожидаем, что этот шаг будет сделан».

Эта встреча сделала необходимым проведение очередного совещания на о. Родос. Здесь опять столкнулись позиции Московского Патриархата и Константинополя. Митрополиту Никодиму удалось здесь отстоять интересы Русской Православной Церкви. От лица всего совещания была составлена декларация, в которой, признавая саму необходимость диалога с католической церковью, сам этот диалог был отсрочен на неопределенное время. Другим итогом встречи между Афинагором и Павлом VI стала отправка наблюдателей от Константинополя на Собор.

В тот момент положение Вселенского патриархата резко ухудшилось вследствие начавшегося на Кипре столкновения греческого и турецкого населения. В результате от представителей правительства и общественных организаций последовали недвусмысленные угрозы выдворения всей патриархии во главе с самим патриархом Афинагором. В этих условиях Афинагор был заинтересован в союзнике на Западе. В результате он, вопреки решения III совещания на о. Родос, пошел на односторонние переговоры с Ватиканом, результатом которых стала совместная Декларация Римско-Католической и Константинопольской Церквей по случаю снятия анафем 1054 г. Эта декларация была обнародована на последней, IV сессии собора. Как шаг навстречу православным церквам было воспринят многими «Декрет о Восточных Церквах», согласно которому в частности православным разрешалось принимать участие в таинствах Евхаристии, Покаяния и Елеосвящения в случае болезни «если они сами об этом попросят и будут настроены должным образом», такое же право закреплялось и за католиками.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]