Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История 6 ОБрМП КБФ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
549.89 Кб
Скачать

13 Ноября

Переговоры по прямому проводу Г.М.Маленкова с командованием Ленфронта. Жданов: На фронте 54-й армии Федюнинский вступил в командование переданной в его состав Волховской группой войск в составе 285, 311, 310 сд и 6-й морбригады.

14 Ноября

Враг открыл по поселку Волхов сильный минометный огонь с трех направлений. Загорелись постройки. Немцы большими силами атаковали 2-й батальон. Командир батальона майор Шевченко и комиссар Георгадзе подняли моряков в контратаку. Был убит Шевченко, ранены Георгадзе и начальник штаба батальона. Моряки, не видя своих командиров, залегли. Чтобы ошеломить врага, его надо было атаковать.

Тогда старший политрук Иван Епишев поднялся и собрал вокруг себя восемь коммунистов. "Всем приготовиться к бою, - надо идти на врага".

В это же время немцев яростно атаковал заградотряд под командованием мичмана Михаила Яицкова. Он находился в резерве, и когда мичман почувствовал реальную опасность для своих товарищей, он не стал ждать команды командиров батальона и бригады, повел моряков на врага.

Осколком мины в голову был ранен Иван Епишев. Его перевязали. Он сначала молчал, а потом тихо заговорил, усиливая свой голос. Видимо, чувствовал, что ему осталось совсем мало жить, поэтому сказал: "Кланяйтесь моей жене и дочке... Низкий поклон Кронштадту, он нас научил ценить и любить Родину, защищать ее. Ой, тяжко..." И умер. Его тело лежало на носилках, а кругом рвались вражеские мины, свистели пули, в лесу моряки гранатами выбивали пехоту противника. И.Епишева похоронили в братской могиле города Волхова.

К вечеру фашисты с ходу заняли разъезд Куколь, деревни Раменье и Сорокино, Вячково. До этого деревня несколько раз переходила из рук в руки. Вдоль реки морские пехотинцы отходили к Волхову. Их поддерживал один танк 16-й бригады под командованием лейтенанта Попова. Не было огневых средств, чтобы задержать врага.

Около Новой Ладоги был аэродром. Ксёнз и Лапинский отправились на машине к летчикам. Моряки выпросили шесть исправных пулеметов и 15 тысяч крупнокалиберных патронов. Вернувшись в бригаду, командиры отобрали 18 человек хороших бойцов и дали им команду изучить пулеметы за сутки.

Немцы вновь ударили по морякам. "Они били по нам с левого берега реки Волхов, так как войска оперативной группы генерала Ляпина оставили Гостинополье", - писал Ксёнз в своих воспоминаниях, в которых чувствовалась справедливая обида на армейских командиров, которые все время подставляли моряков. Батальоны отошли к Никольскому Погосту.

Моряки 6-й бригады морской пехоты и после войны были в обиде на 310-ю дивизию, которая все время отходила, открывая фланги бригады. Поэтому морякам приходилось драться в полуокружении. Хотя большинство подразделений в октябре и ноябре 1941 года воевали сами по себе.

Александр Сегаль

Когда стемнело и утихла стрельба, мы вылезли из нашей могилы и добрались до медсанбата. Там мне обработали рану и отправили в госпиталь. Но до госпиталя я не доехал: санитарный поезд, в котором меня везли, вскоре остановился — дорогу впереди перерезали немцы, и нас загнали в тупик в районе Сясьстроя. Здесь уже было два санпоезда, и мы оказались третьим.

Две недели простояли, ожидая, что вот-вот нагрянут немцы. Врачи куда-то подевались, кормить нас перестали. Тяжелораненные — умирали. Мы, раненные легко, добывали картошку и турнепс на брошенных полях и прикидывали, в какую сторону бежать, когда появятся немцы.

Но появились наши. Первым делом организовали медкомиссию. Рана под повязкой уже зажила, и я получил направление в свою часть.

14 ноября постоянно отступающие и вконец измотанные части 311-й стрелковой дивизии были заменены более боеспособными частями 3-й гвардейской дивизии.