„Малые голландцы" и пейзаж
Здесь ты прочтешь о другом жанре — пейзаже.
Художники древности не рисовали пейзажей. Впервые пейзажами заинтересовались художники в эпоху Возрождения. Мы уже знаем, что художники Возрождения стремились правдиво изображать природу, но она служила у них лишь фоном для человека.
Только в картинах голландских художников XVII века, тех же «малых голландцев», природа стала главным героем.
Большую часть поверхности Голландии занимает низменная равнина, почти всюду ее земля находится на одном уровне с морем. Ни яркими красками, ни пышной растительностью не отличается природа Голландии. Но голландские художники сумели найти красоту и очарование в самых обыкновенных уголках. То, что раньше не привлекало ничьего внимания, теперь появилось на полотнах: песчаная дорога с растущим вдоль нее кустарником, хижина рыбака на берегу тихой речки, зеленые луга с пасущимися стадами.
Голландцы часто пишут море. То оно спокойное и умиротворенное, то оно яростно бушует, и огромные волны рушатся на одинокий корабль.
МИЛАЯ НАШЕМУ СЕРДЦУ ПРИРОДА
Проникновенной любовью к родной природе наполнены картины русских пейзажистов: Саврасова, Шишкина, Левитана и Серова. На портрете Шишкина, написанном художником Крамским, изображен богатырски сложенный человек в высоких охотничьих сапогах, с тяжелым этюдником за плечами и с большим зонтом. Иван Иванович Шишкин и на самом деле, как богатырь, исходил луга, поля и леса России. Как он много видел, как хорошо изучил и передал в своих полотнах высокие сосны, золотую рожь и низкорослый папоротник в темных лесных зарослях!
Замечательным пейзажистом был Исаак Ильич Левитан. Он бесконечно любил тихие леса, перелески и поляны, глубоко чувствовал все очарование русской природы и создавал проникновенные, поэтические пейзажи нашей средней полосы. Пейзажи — это не просто изображение природы, в них можно передавать и мысли и чувства. Пейзажи могут вызывать у нас радость или грусть, порой тревогу. Широкая, могучая Волга в картинах Левитана вызывает ощущение величественности и бесконечности простора.
Левитан, как никто, умел передать весеннюю свежесть влажного воздуха, талый снег и нежность березок, стоящих в воде, или яркую синеву осеннего неба и очаровательную гамму желтых и красных пятен листвы.
Есть красота в нетронутой природе, но есть красота и в тех преобразованиях, которые внес в природу человек. Советский художник Г. Г. Нисский с увлечением, любовно рисует новый пейзаж нашей страны.
Казалось бы, нет ничего красивого и поэтичного в изображении железнодорожной станции. А вот Нисский нарисовал и ее. Получилось и красиво и поэтично. Большая станция со множеством путей. На них стоят паровозы, вот-вот готовые отправиться в путь, и разные вагоны: красные, желтые, зеленые. Картина наполнена ощущением деятельности человека, ритмом современной жизни.
Нисский часто изображает шоссе. Оно всегда стремительно убегает на его картинах вдаль между лугов и лесов. Среди нежной зелени лиственных деревьев красиво выделяются темные пятна елей. (См. иллюстрацию XII.)
Он рисует самолеты в синем-синем небе, арки мостов, перекинутых через реки, белоснежные виадуки на фоне изумрудных полей.
Художника радует и увлекает все новое, все, что создано добрыми руками человека.
ЗЕРКАЛО ДУШИ
Одни из самых древних портретных изображений, известные нам,— это статуи фараонов в Древнем Египте и сфинксы.
И статуи и сфинксы делались исполинских размеров. Их создавали для того, чтобы прославлять фараонов, чтобы память о них жила века.
Осенью 1877 года в Египте, в районе оазиса Фаюм, была найдена древняя гробница. В ней обнаружили много мумий. Вместо обычной маски для головы мумии были вставлены портреты. Эти самые первые известные нам живописные портреты создавались в I веке до нашей эры — IV веке нашей эры. Написаны они на деревянных досках восковыми красками, сохранившими до сих пор всю свою свежесть и яркость.
Сначала эти портреты украшали жилища, а после смерти владельца вставлялись в его мумию.
Лица людей поражают живым выражением, чувствуется, что они очень похожи на свои оригиналы.
По месту оазиса портреты называются фаюмскими. (См. иллюстрацию XIII.)
Художники всех времен и всех стран писали портреты.
Этот жанр, больше чем какой-либо другой, связан с внутренним миром человека.
Давно уже нет людей, которых рисовали художники, но они как будто знакомы нам. Их изображения рассказали нам не только о том, какой у них был нос или глаза, какого цвета были волосы, но и о более важном — о характере этих людей: мы узнали, добрыми они были или жестокими, беспечными или мрачными, подозрительными.
Чтобы написать портрет, нужно очень много знать о человеке: его характер, профессию, привычки, манеру одеваться, ходить. Очень часто ведь мы узнаем знакомого нам человека издали, когда черты лица еще нельзя рассмотреть, — узнаем по походке, по общему силуэту.
Художники, прежде чем приступить к работе над портретом, делают много набросков и эскизов, изучают человека, которого будут писать.
Цвет кожи или цвет волос, форма лица — все это внешние черты человека. Но не надо увлекаться ими. Ведь можно нарисовать все морщины на лице, добиться полного сходства, но не передать характера, образа.
Очень важно выбрать позу, характерную для этого человека, найти жест, такой своеобразный у каждого. Очень важны в портрете глаза. От того, какое выражение придаст им художник, зависит и наше понимание человека. Недаром говорят, что глаза — это зеркало души. Не менее важен выбор композиции и фона для портрета, который подходил бы к замыслу художника. Художник может посадить свою модель в кресло или за письменный стол. А вот Валентин Александрович Серов написал «Девушку, освещенную солнцем» в саду—чудесный портрет, полный воздуха и солнца.
Все, что художник поместит в портрете, не должно быть случайным. Даст ли он в руки того, кого пишет, книгу, кисть или молоток— все это будет иметь прямое отношение к этому человеку.
Как и во всякой картине, цвет и в портрете играет основную роль. Мы с тобой уже знаем, что колорит придает картине настроение — жизнерадостное или, наоборот, лирическое, грустное и даже мрачное. Вот портрет работы В. А. Серова «Мика Морозов». Белая рубашка, золотистые волосы и оживленные темные глаза мальчика освещены теплым светом. Портрет пленяет нас тонкостью и богатством колорита, жизнерадостностью. (См. иллюстрацию XIV.)
Может случиться и так, что два художника написали одного и того же человека, а получился он у них разным. Происходит это оттого, что каждый художник по-своему понял характер, мысли и чувства человека, а главное, он вложил в портрет свое отношение к изображаемому.
В истории искусства известны имена таких великих портретистов, как Рембрандт, Веласкес, Ван-Дейк. Среди русских художников были замечательные портретисты: Боровиковский, Кипренский. Среди советских мы знаем имена Нестерова, Кончаловского, Корина.
Огромную галерею портретов знаменитых людей XIX века создал Илья Ефимович Репин. Он считал, что писать портреты выдающихся современников его долг перед родиной.
Репин был очень дружен с композитором Мусоргским, очень любил и ценил его музыку. Когда композитор тяжело заболел, Репин приехал к нему в госпиталь и там в течение четырех дней написал великолепный портрет. Он изобразил Мусоргского в халате с малиновыми отворотами, сидящим в глубоком раздумье.
Репин писал не того больного человека, которого видел перед собой, а прежнего, полного сил и здоровья композитора. Художник поставил перед собой цель — передать образ одухотворенного гения. И это ему удалось. Современники, знавшие Мусоргского, были поражены необычайной правдивостью и жизненностью портрета.
Когда художник пишет свой портрет — это называется автопортретом. Пожалуй, больше всего автопортретов создал Рембрандт. Он писал себя молодым и веселым, зрелым мастером, во всем могуществе своих творческих сил, то улыбающимся, то глубоко задумавшимся. Писал и позже, в самые тяжелые годы своей жизни, писал и в старости, сгорбленным, с морщинами на лице, но не сломленным невзгодами, глубоко человечным и сильным духом.
