- •Глава 1. Базовые принципы формирования коммуникативного пространства современного вуза.
- •Глава 2. Стратегии эффективного взаимодействия социальных институтов в рамках научно-образовательных процессов.
- •Глава 3. Интерпретационно-экспериментальный подход
- •Универсальные смыслы релевантного времени университета
- •1.2 Социальные и антропологические факторы развития реформируемого российского образования
- •1.3 Аксиосфера модернизации высшей школы России
- •1.4 Типологии аксиосферы
- •1.5 Проблемы аксиосферы высшего образования
- •1.6 Проблемы аксиосферы высшего образования
- •1.7 Исторический экскурс моделей высшего образования
- •1.8 Модель высшей школы и методология ее исследования
- •1.4 Основные тренды реформирования высшего образования: зарубежный опыт
- •1.10 Национальная модель высшей школы
- •1.11 Информационно-коммуникативное пространство образования
- •1.12 «Паблик рилейшнз» как социальный институт
- •1.13 «Паблик рилейшнз» и современный вуз
- •Глава 2. Стратегии эффективного взаимодействия социальных институтов в рамках научно-образовательных процессов.
- •2.1 Коммуникативное пространство современного университета: стратегии взаимодействия социальных институтов
- •2.2 Интегративная модель институционализации в современном обществе
- •2.3 Институциональная динамика трансформации
- •2.4 Антропологические парадигмы социальных институтов
- •2.5 Символьная власть как квинтэссенция взаимодействия социально-культурных институтов
- •2.6 Определение культурно-антропологических констант взаимодействия
- •2.7 Коммуникации в науке: конвенциональность как фактор развития
- •2.8 Конвенциональность в сфере общественно-профессиональных коммуникаций
- •2.9 Имидж в фокусе интегрированных коммуникаций вуза
- •2.10 Имидж как коммуникационный продукт: социоантропологические факторы.
- •Глава 3 Интерпретационно-экспериментальный подход
- •3.1 Бренд вуЗа в контексте брендов веры, доверия, ценностей
- •3.2 Бренд: ценности, идентичность, позиция, тенденции
- •3.3 Брендовые характеристики вуза: актуальность идей веры, доверия и ценности в бренде вуза
- •3.4 Имиджевые и брендовые характеристики вуза как проекция эмпирически выявленных ценностей абитуриентов
- •3.5 Экспериментально выявленные образы, упоминаемые молодежью, ценности которых должны составлять характеристики бренда вуза при работе с абитуриентами
- •3.6 Антропологические границы социальной нормы: оценка толерантности к девиациям в молодежной среде.
- •3.7 Методология изучения корпоративной идентичности вуза
- •3.8 Программа первичных исследований в области формирования организационной идентичности
2.6 Определение культурно-антропологических констант взаимодействия
Эффективность социального взаимодействия в современном обществе во многом зависит от расстановки акцентов в информационном пространстве. Если в 90-е годы в России достаточно было озвучить ориентиры к «образцовой» (либеральной) модели государственного, политического, экономического устройства, то сегодня успешность общественных действий должна подтверждаться соответствием аутентичной культурной традиции, национальному общественному характеру. В этом контексте важно выстраивать не «апостериорные» по отношению к социальным феноменам стратегии, но выявлять идейные акценты, которые могут трансформироваться в инструменты управления и легитимации.
Внутри социального идеала заложена схема, состоящая в соотнесении субъектом себя с картиной мира, где абсолютное и относительное имеют своё четко обозначенное место. Эта имманентная модель приоткрывает возможность поиска достоверного, определенного и безотносительного в тех течениях социальной мысли, которые кажутся прагматичными или конъюнктурными. Здесь можно было бы вспомнить и ход Ж. Деррида, который выделяет смыслы, сохраняющие свою самодостаточность и вне «обозначающего» – называя это соотношение онто-тео-логией В отношении социального знания релятивизм, казалось бы, неизбежный, может обрести определенность, в основе которой – раскрытие имманентных установок, структурирование «субъекта, лишенного всякой идентичности и «подвешенного» на событие, единственным «свидетельством» которого как раз и является то, что субъект его декларирует» .
В этом контексте можно говорить о том, что новые подходы к социокультурной и антропологической реальности включают в себя приоритетное внимание не к «образцовой» (легитимной, рациональной) культуре социальных отношений, но к установкам культуры как имманентным принципам взаимодействия социальных институтов. Так, действенная для Запада концепция индивидуализма и правового обеспечения общественной жизни требует пересмотра в контексте национальных стереотипов, характерных для России. Такого рода «ассимиляция» совершенно необходима в позиционировании процессов реформирования важнейших социальных сфер – образования, культуры, медицины – традиционно относимым к элементам формирования национальной и государственной стабильности.
2.7 Коммуникации в науке: конвенциональность как фактор развития
Значение коммуникаций для развития науки, техники, культуры и социальной системы в целом всегда было велико. Каждый шаг в прогрессе коммуникаций открывал новые горизонты для развития социума. Как отмечал М. Маклюэн, возникновение империй становится возможным только с появлением фонетического письма, а формирование национальных государств непосредственно связано с изобретением печатного станка127.
Для развития науки на раннем этапе ключевыми факторами становятся: развитие городов как центров коммуникации и концентрации ресурсов; университетов, в которых концентрируются и общаются специалисты, профессионально занимающиеся наукой; библиотек, аккумулирующих и сохраняющих накопленные знания. Власти и меценаты, способствующие развитию науки, также являются участниками коммуникационного процесса.
Первой формой коммуникации, способствующей развитию науки и формированию научных конвенций, становятся коммуникации в научном сообществе и коммуникации между поколениями ученых опосредованные книгой. В результате этих коммуникаций формируется терминология, ключевые концепты областей науки, проходят научную верификацию данные исследований и обобщающие их теории.
Россия является ярким примером страны, в которой наука начинается с радикальным прорывом в развитии коммуникаций, состоявшимся благодаря Петру Великому – с «Окном в Европу» буквально прорубленным первым российским императором.
О коммуникации принято говорить как «обмене информацией». Однако точный перевод слова «коммуникация» подталкивает нас к широкой интерпретации этого понятия: «коммуникация» - это «общение», а «общение» - это процесс образующий «общности». «Коммуникация» есть системообразующая функция, в результате которой отдельные элементы образуют целостную структуру. В частности, такой структурой является система знаний, основанная на научных конвенциях, сформированных в процессе коммуникации большого числа социальных субъектов – ученых, менеджеров, бизнесменов, правительств, компаний, фондов, содействующих научному прогрессу, и т.д.
Системный – в широком смысле - подход к социальной коммуникации разрабатывался такими учеными и мыслителями, как М. Маклюэн, Р. Барт, А. Моль, Н. Луман, Ж. Бодрийяр, П. Вирилио и др.
Обратим внимание на новейшие примеры, доказывающие большое значение коммуникаций для научного прогресса. Недавно СМИ сообщили, что Нобелевская премия 2015г. по физиологии и медицине вручена американскому паразитологу ирландского происхождения Уильяму Кемпбеллу и японскому микробиологу Сатоси Омура, которые вместе с коллегами из своих лабораторий многие годы работали над важнейшей медицинской проблемой. Достигнутый ими результат был возможен благодаря хорошо налаженной коммуникации – не только в ученом сообществе, но и фармацевтической компанией, финансировавшей исследования.
Снова обратимся к истории. А.С. Попов действительно первым изобрел радио, однако во всем мире – кроме России – изобретателем радио считается Г. Маркони, который после эксперимента и публикации его результатов Поповым упорно пытался зарегистрировать изобретение в США, Франции, России и, наконец, в Англии зарегистрировал. Профессор А.С. Попов действительно первым в мире создал технические средства (передатчик и приемник), способные осуществлять связь без проводов. Конечно, технические средства А.С. Попова возникли не на пустом месте, а во многом благодаря исследованиям Г. Герца и других ученых и изобретателей. С одной стороны, как раз это и свидетельствует о важности хорошей коммуникации в научном сообществе, но с другой стороны, пиар, который получила активность Г. Маркони по регистрации и внедрению в производство изобретения А.С. Попова, закрепил в сознании мировой общественности приоритет изобретения именно за Г. Маркони.
Пример, говорит о том, что коммуникации в сфере научного прогресса давно вышли за пределы коммуникации собственно в научном сообществе. Сегодня науку двигают пиар, реклама, лоббирование, фандрайзинг и т.п. коммуникационные активности. Важнейшим техническим средством научных и «околонаучных» коммуникаций стал Интернет.
Яркие примеры сложных и интенсивных коммуникационных программ включают в себя международные научные проекты. Проект «Геном человека» продолжался с середины 80-х. до середины первого десятилетия 21 века. Он осуществлялся при поддержке министерства энергетики США и участии национального института здравоохранения. С 1990г., когда проект был запущен формально, его бюджет составил 3 миллиарда долларов. В консорциум проекта, помимо американских исследователей, вошли генетики Китая, Франции, Германии, Японии и Великобритании. Благодаря широкой международной кооперации первое описание генома было сделано к 2000г. О чем с гордостью заявили тогдашние президент США Билл Клинтон и премьер Великобритании Тони Блэр.
В 2006 г. в журнале «Nature» была опубликована последовательность последней хромосомы. Одновременно велось параллельное исследование генома на средства частных инвесторов»128.
Трудно отрицать, что проект, в котором задействованы несколько государств, их главы, огромные технические исследовательские ресурсы, тысячи ученых и доноров, государственные структуры, частные компании и медиа, приносит глобальные практические и теоретические результаты благодаря слаженной организации коммуникаций, дающей, помимо координации, существенный системный эффект.
Среди подобных проектов можно назвать МКС и строительство во Франции международного экспериментального термоядерного реактора ITER. Деятельность на МКС широко освещается в СМИ и, помимо получения разнообразных научных результатов, формирует имидж стран-участников и, в первую очередь – России. Участницами проекта ITER являются страны ЕС, Китай, Индия, США, Россия, Япония и Республика Корея. Протокол о месте строительства экспериментального термоядерного реактора подписывался в 2006г. министрами 6 стран-участниц консорциума. Первые эксперименты на ITER планируются на 2020г.
Понятно, что планирование, реализация и результаты экспериментов на ITER, а также обобщающие их теоретические выводы будут научной конвенцией, выработанной в результате коммуникационных процессов, охватывающих не только собственно ученых-участников и научное сообщество.
