- •Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства XIV-XVII вв.
- •Внутрипартийная борьба 1920-х гг.
- •Ссср и мир во второй половине 1940-х – 1950-х гг.
- •10.1. В чем проявилась биполярность Ялтинско-Потсдамской системы?
- •10.2. Каковы причины «холодной войны»?
- •10.3. Как решался германский вопрос во второй половине 1940-х гг.?
- •10.4. К чему привело создание военно-политических и экономических блоков?
- •10.5. Как развивались события в Азии в послевоенный период?
- •10.6. Почему в социалистических странах возникли кризисные явления?
- •10.7. Какие изменения в международных отношениях произошли в 1950-е гг.?
- •10.8. Как проходил процесс деколонизации?
- •10.9. Как развивались международные отношения в 1960-е гг.?
- •10.10. Как протекал процесс разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?
- •10.11. Какие факторы влияли на внешнюю политику ссср в первой половине 1980-х гг.?
- •Тема 11. Ссср и мир во второй половине 1980-х гг.
- •11.1. В чем состояла суть концепции нового политического мышления м.С. Горбачева?
- •11.2. На каких основах строились советско-американские отношения в 1985 – 1991 гг.?
- •11.3. Какие изменения в международных отношениях происходили в Европе в 1985 – 1991 гг.?
- •11.4. Почему произошел распад Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений?
- •Ссср 1985-1991
- •Российская Федерация в 1990-е гг. Внутренняя политика
- •Внешняя политика
- •Внутренняя политика
- •Внешняя политика
- •Основные даты 1985-2014 гг.
Внешняя политика
C 2005 года резко обостряются отношения России с западными державами, новый виток противостояния начинается 1 января 2006 года с началом т. н. «газовой войны» России с «оранжевой» Украиной.
Соединённые Штаты и Российская Федерация занимают резко противоречащие друг другу позиции по ряду вопросов: Поддержка «цветных революций» на постсоветском пространстве; Поддержка непризнанных властей Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья; Вступление Украины и Грузии в НАТО; Строительство системы ПРО;
26 августа 2008 года Д. А. Медведев подписал указы «О признании Республики Абхазия» и «О признании Республики Южная Осетия», согласно которым Российская Федерация признала и ту и другую республику «в качестве суверенного и независимого государства», обязалась установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Признание Россией независимости регионов Грузии вызвало осуждение большинства стран Запада; не было поддержано ни одним другим государством СНГ.
28 ноября 2009 года Д. А. Медведев, президент Белоруссии А. Г. Лукашенко и президент Казахстана Н. А. Назарбаев в Минске подписали договор о создании на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В июле 2010 года начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. 8 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет.
29 мая 2014 года Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — международного интеграционного экономического объединения (союза), созданного на базе Таможенного союза ЕврАзЭС. ЕАЭС должен начать функционировать с 1 января 2015 года.
2014
Россия осудила государственный переворот, силовой захват власти в Киеве в феврале 2014 года. Россия вносит, уже внесла свой огромный вклад в поддержку Украины. Наши банки проинвестировали в Украину около 25 миллиардов долларов. Минфин России выдал кредит в прошлом году – ещё три миллиарда. «Газпром» прокредитовал экономику Украины ещё на 5,5 – даже со скидкой, которую никто не обещал, на 4,5 миллиарда долларов. Это 32,5–33,5 миллиарда долларов только за последнее время.
О санкциях. Это не просто нервная реакция США или их союзников на нашу позицию в связи с событиями и госпереворотом на Украине и даже не в связи с так называемой «крымской весной». Если бы всего этого не было, то придумали бы какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России, повлиять на неё, а ещё лучше – использовать в своих интересах.
Политика сдерживания придумана не вчера. Она проводится в отношении нашей страны многие-многие годы – всегда, можно сказать, десятилетиями, если не столетиями. Словом, всякий раз, когда кто-то считает, что Россия стала слишком сильной, самостоятельной, эти инструменты включаются немедленно.
Однако разговаривать с Россией с позиции силы бессмысленно. Даже тогда, когда она сталкивается с внутренними трудностями, как это было в 1990-х и в начале 2000-х годов.
Продолжается настойчивая работа по созданию глобальной системы ПРО США, в том числе и в Европе. Это представляет собой не только угрозу безопасности России, но и для всего мира – как раз в силу возможного нарушения этого самого стратегического баланса
2015
Вечером 11 февраля лидеры и министры иностранных дел стран «нормандской четверки» - России, Франции, Германии и Украины собрались в Минске, чтобы во второй раз попытаться найти решение конфликта в Донбассе. После многочасового переговорного марафона, глубокой ночью было объявлено о достижении соглашения. Среди его пунктов - прекращение боевых действий, отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения и децентрализация власти на Украине через проведение конституционной реформы, положения которой должны согласовываться напрямую с представителями самопровозглашенных ЛНР и ДНР. Несмотря на признание Минска-2 основополагающим документом всеми сторонами конфликта, процесс урегулирования идет медленнее, чем рассчитывали в Луганске и Донецке. Киевские власти демонстрируют неготовность следовать пунктам соглашения, а ВСУ по-прежнему держат серьезные силы у линии соприкосновения, продолжая обстреливать позиции ополченцев
Ближневосточные кризисы и нестабильность на севере Африки обернулись для Старого света крупнейшим со времен Второй мировой войны миграционным кризисом. Около 1,2 миллиона мигрантов из Сирии и других стран Ближнего Востока прибыли в Евросоюз через южные врата Европы – Турцию и Грецию, множество мигрантов так и не смогли добраться до континента из-за многочисленных случаев крушений лодок, перевозивших беженцев.
В сентябре уходящего года Евросоюз продлил действие индивидуальных санкций в отношении граждан России и Украины до 15 марта 2016 года. Срок действия своих контрмер продлила и Россия – теперь до августа 2016 года поставщикам из США.
Борьба с международным терроризмом была в центре внимания и на открывшейся в конце сентября юбилейной 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Военная операция в Сирии, начатая 30 сентября 2015 года, стала первой широкомасштабной операцией постсоветской России за пределами территории бывшего СССР. После обращения о военной помощи со стороны сирийского президента Башара Асада, Россия развернула в Сирии смешанную авиагруппу Воздушно-космических сил РФ и начала наносить авиаудары по военным объектам боевиков самопровозглашенного "Исламского государства".
31 октября 2015 года произошла крупнейшая катастрофа в истории советской и российской авиации – лайнер Airbus A321 авиакомпании "Когалымавия", летевший из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург потерпел крушение на севере Синайского полуострова. В катастрофе погибли все 224 человека, находившиеся на борту, большинство из них – российские граждане.
В конце ноября ход российской операции в Сирии был омрачен инцидентом на сирийско-турецкой границе. Российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецким истребителем F-16 над сирийской территорией.
2016 год знаменовал исчерпание 70-летнего периода международных отношений, который состоял из двух стадий – холодная война 1940-х – 1980-х гг. и переходное время после распада Советского Союза. Мир стоит на пороге новой парадигмы. Провозглашена она была на рубеже восьмидесятых и девяностых годов, но на деле так и не наступила. Минувшие четверть века – не созидание нового устройства, а попытка адаптировать институты, пережившие эпоху идеологической конфронтации (в основном те, что во время противостояния обслуживали западный мир), к совершенно другому международному контексту
Завершающийся этап состоял из двух фаз, каждая из которых по-своему уникальна. На стадии холодной войны – не имеющая аналогов прочная стратегическая стабильность, основанная на военно-политическом равновесии двух сверхдержав. Затем, на стадии выхода из противостояния – нетрадиционный порыв распространить идейно-ценностные принципы одной группы стран на весь мир в качестве универсальных. После холодной войны, по сути, была предпринята попытка сохранить ту же модель власти над миром, что практиковалась раньше. Но теперь с опорой не на две уравновешивающих друг друга сверхдержавы, а на одну «гипердержаву».
Мировое устройство, возникшее по итогам идеологического противостояния второй половины прошлого века, вступило в финальную фазу своего кризиса в 2014 году. Намерение Евросоюза/НАТО институционально привязать Украину к своей сфере и отказ обсуждать это с Россией спровоцировали крайне жесткую реакцию. Москва заявила о нежелании соблюдать правила, сложившиеся в период ее слабости и неспособности добиться приемлемых договоренностей. С точки зрения России, порядок, установившийся после 1991 г., не был естественным продолжением соглашений, которые обеспечивали мир и стабильность в Европе на последней стадии холодной войны.
Ситуация опасна тем, что Россия, вернув геополитическую дееспособность и действуя умело в тактическом плане, обижена, отчуждена и нервна, и понимает, что если она снова даст слабину, то ее «добьют».
Завершающаяся эпоха (середина 1940-х – середина 2010-х) была, вероятно, исторической кульминацией непосредственной российской включенности в дела Европы. Во время холодной войны часть Европы просто контролировалась из Москвы, и судьба Старого Света в значительной степени зависела от решений, принимавшихся в Кремле. А после ее окончания Россия предприняла попытку стать частью новой Европы, полностью идентифицировать себя с ней. Но сейчас такая перспектива больше не стоит на повестке дня.
Значительная часть элит, и большинство населения перестали думать о будущем страны в западо-ориентированной перспективе. Дружественно настроенных к Западу людей больше почти не стало.
Для понимания природы и масштаба этих изменений важно увидеть их сквозь призму длительных исторических процессов. В течение более чем трех веков Россия выступала в европейском дискурсе в двух ролях. Первая – «варвар у ворот» – понятна и не нуждается в пояснении. Сегодня мы видим ее очередное издание. Вторая роль, предписанная России в европейских дискурсах идентичности, – «вечный подмастерье». В средневековой Европе ученик-подмастерье был в полной зависимости от мастера, у которого находился «в обучении».
После Первой мировой войны, в которой Россия отстаивала свою роль великой европейской державы, и революции, которая уничтожила империю и старое общество как таковое, Советская Россия смотрела на Европу как на арену продвижения мировой революции, а затем, в 1930-е гг., как на зреющую опасность. Европа перестала служить образцом для подражания и источником вдохновения. Точкой соотнесения стали Соединенные Штаты – и как основной союзник во Второй мировой войне, и как главный противник в войне холодной. СССР поделил Европу с США, и уже рассматривал континент как площадку соревнования двух сверхдержав.
Ренессанс и апогей русского европеизма пришлись на конец XX века, когда Михаил Горбачёв и поддержавшее его в этом общество отказались от холодной войны и вдохновлялись идеей не просто сближения с Европой, но создания общих структур, способных объединить континент «от Лиссабона до Владивостока» общими пространствами безопасности, гуманитарного и экономического сотрудничества. В понимании Горбачёва и его соратников «общеевропейский дом», как и вырастающий из него «новый мировой порядок» (этот термин в 1986 г. впервые ввел в оборот именно советский генсек), должен был стать совместным предприятием бывших соперников. СССР и Запад взаимодействовали бы «на паях», по сути руководствуясь идеей конвергенции социализма и капитализма. Иными словами, перестроечные власти позднего Советского Союза предполагали равноправное участие в созидании нового мира, а не подчинение какой-либо «правильной» системе. Крушение сверхдержавы перечеркнуло эту модель. После развала СССР ельцинское руководство все еще надеялось на объединение с Западом.
Готовность к роли ученика, продемонстрированная в начале 1990-х гг., сменилась в 2000-е гг. надеждой найти в Европе партнеров для ограничения американской гегемонии. В 2003 г., накануне вторжения США в Ирак, ненадолго показалось, что такое возможно. Но это была иллюзия. Расширение НАТО и Европейского союза в 2004 г. привело к серьезным последствиям в отношениях ЕС и России. Внутри Евросоюза сформировалась устойчивая антироссийская коалиция «новых» и части «старых» стран, имевшая, как показали последующие годы, поддержку влиятельных сил в европейском ядре и, естественно, в Соединенных Штатах.
Евросоюз полагал, что вправе диктовать нормативно-правовые рамки экономических связей с Россией, а политические отношения строить по принципу обусловленности – практически любой шаг со стороны Европейского союза Россия должна была «заслужить». Программа «Восточного партнерства» превратилась в инструмент геополитической борьбы между Западом и Россией. Конфронтация 2014 г. стала логическим завершением этих процессов.
Современный взгляд России на Европу выражается в публичном пространстве тремя формулами. «Западники», превратившиеся в маргинальную силу с точки зрения общественной поддержки, сохраняют влиятельные позиции в средствах массовой информации и в экономическом блоке правительства. Для них нынешнее состояние дел – срыв с верного «европейского» пути. Предполагается, что исчерпанность положительной повестки в отношениях с Западом будет как-то преодолена, и Россия вернется на траекторию интеграции во все еще западо-центричную глобальную экономику. Однако в большинстве случаев авторы даже не пытаются предположить, как и когда.
Другая формула, которую используют для описания отношений с Европой, предлагает считать Россию «иной Европой». Россия – неотъемлемая культурно-историческая и политическая часть Европы, хотя в рамках единой европейской цивилизации есть разные традиции и недопустима унификация. Настроения, которые можно выразить формулой «Россия – не Европа», возобладали, пожалуй, впервые в отечественной истории.
Европа всегда была для России источником заимствования технологий, ориентиром при построении системы науки и образования. Кризис коммунистического проекта сделал актуальным взгляд на Европу и как на социальный и политический образец, который справедливо признавался достойным подражания, а именно – верховенство права, модель представительной демократии и социального государства. К сегодняшнему дню в России утвердился взгляд, что Запад перестал быть единственно возможным источником заимствований.
Как выяснилось в 2014 г., убеждение, что Россия должна быть великой державой, объединило правящий слой и большинство населения.
Россия является великой державой «не потому, что способна контролировать других и навязывать им свои нормы, правила и решения, а благодаря высокому уровню самодостаточности и собственной устойчивости к внешнему воздействию, а также, что очень важно, благодаря принципиальной способности производить глобальные публичные блага, такие как обеспечение международной безопасности, международного правосудия и миротворческого посредничества».
