Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рышков Ф. А..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
78.02 Кб
Скачать

2.2. Организация законодательной власти штатов и ее взаимоотношения с Конгрессом сша

Законодательная власть США принадлежит законодательным собраниям. Легислатура  это название законодательного органа, принятое примерно в половине штатов. Остальные штаты называют свой законодательный орган Генеральной ассамблеей, Законодательной ассамблеей или Генеральным судом. Конституция каждого штата устанавливает структуру законодательного органа штата, порядок его избрания, срок полномочий его членов, полномочия законодательного органа и процедуру их осуществления.

Что касается структуры законодательных собраний, то здесь они во многом повторяют структуру Конгресса  традиционную модель двухпалатного парламента. Названия палат аналогичны названиям соответствующих палат Конгресса. В науке существует спор о том, какую же структуру легислатур штатов считать предпочтительней. Сторонники двухпалатной системы утверждают что:

1. двухпалатность является гарантией от принятия поспешных безответственных законов;

2. верхняя палата сдерживает импульсивные действия нижней;

3. эта система способствует лучшему балансу властей и предупреждает узурпацию;

4. двухпалатность позволяет справляться с большим объемом работы, поскольку законопроекты могут вноситься в обе палаты.

Приверженцы однопалатного устройства считают, что двухпалатный законодательный орган создает массу возможностей для различного рода махинаций групп давления, для закулисных сделок; затягивает и усложняет законодательный процесс, порождает волокиту и тем самым мешает осуществлению насущных законодательных программ. Основными преимуществами однопалатной легислатуры является более высокая эффективность и низкая стоимость. Возможно, что при таком устройстве качество законов заметно бы возросло. Палата представителей склонна пропускать слабопродуманные и неразумные законопроекты, причем сами конгрессмены прекрасно понимают, что такие законопроекты не должны стать законами, и рассчитывают на то, что Сенат их не пропустит. А в однопалатном конгрессе такая легкомысленность была бы недопустима. С учетом небольших территорий самих штатов и соответствующей численности населения в них не имеет смысла избирать две палаты. Все Соединенные штаты, за исключением Небраски, имеют двухпалатные легислатуры. Это можно объяснить влиянием традиции, а также боязнью законодателей американских штатов потерять свои места в законодательном органе. Поэтому Небраска даже по прошествии более 70 лет со дня введения в нем однопалатной легислатуры до сих пор остается единственным штатом с однопалатным устройством законодательного органа. Наличие в стране легислатур штатов, как с двухпалатной, так и с однопалатной системой свидетельствует о жизнеспособности обеих структур и об их способности работать одинаково хорошо[9, c. 106].

При рассмотрении прерогатив легислатур необходимо остановиться на их полномочии по принятию законов. Законодательные органы Соединенных Штатов вправе разрабатывать поправки к собственным конституциям, утверждать законодательство об охране окружающей среды, а также уголовное, трудовое и иное законодательство, предоставлять льготы малому бизнесу, повышать налоги на торговлю определенными видами товаров и так далее. Но не стоит забывать о верховенстве федерального права. Принимаемая в штате норма не должна противоречить федеральному закону. В случае такого противоречия верховным правом страны считается последний.

Конституции ряда штатов устанавливают и ограничения их прав в области принятия законов. В трети штатов предусмотрено право народа непосредственно законодательствовать в форме народной инициативы или изменять законы  право на референдум. В первом случае определенный процент избирателей с помощью петиции предлагает закон или поправку к конституции, которые ставятся на голосование в легислатуре. При референдуме на суд избирателей чаще представляют конституционные поправки, иногда законы, регулирующие производство и продажу спиртных напитков, или азартные игры и лотереи.

Одной из наиболее главных функций легислатур является принятие бюджета и финансовых программ. А также легислатуры активно участвуют в отборе назначаемых должностных лиц в исполнительной и в судебных спорах. На уровне федерации в целом эта роль принадлежит Сенату. На уровне штатов их сенаты утверждают должностных лиц на посты, имеющие политическое значение, за исключением членов кабинета, которые обычно избираются отдельно[10, c. 85].

Осуществление квазисудебных полномочий при импичменте также принадлежит легислатурам штатов. На федеральном уровне Палата представителей вправе выдвинуть обвинение против должностного лица, после чего Сенат проводит слушания по этому делу и в случае признания лица виновным освобождает его от занимаемой должности. Аналогичная процедура в отношении Губернатора, судей и ряда других должностных лиц существует и в большинстве штатов.

Исходя из всего вышесказанного, текст Конституции США позволяет определить полномочия Конгресса. Что касается полномочий штатов, здесь определяющую роль играет 10 поправка, относящая к их компетенции все то, что Конституция не закрепляет за Союзом. Так, в законе «Акт Федерализма 1999 подчеркивается, что Конституция создала сильную федеральную систему, резервируя за штатами все те полномочия, которые не были делегированы Федеральному правительству в явном виде».

Существует сфера частично совпадающих прав федерации и штатов. Ее возникновение можно объяснить действиями Суда, который позволил федеральной власти расшириться до такой степени, что федеральное правительство, согласно нормам Конституции по своим полномочиях в сфере регулирования торговли, может осуществлять регулирование практически в любой точке страны по любому предмету, который можно представить как имеющий хоть какое-нибудь воздействие на экономику. Наряду с расширившимися полномочиями федерального правительства сохранилась традиционная власть штатов, которая заключается в создании законов, которые касаются лиц и деловых операций в рамках их границ. Так и возникли параллельные полномочия двух уровней власти. Не стоит забывать о так называемом Положении о верховенстве в случае явного противоречия между законодательным органом федерации и отдельных штатов по конкретным вопросам экономической и социальной политики. Это Положение содержится в Статье 6 Конституции США: «Конституция и Законы Соединенных Штатов являются высшими законами страны».

В федеративном государстве противоречия между федеральными и региональными полномочиями не является редкостью. Коллизии федеральных полномочий и полномочий штатов могут иметь место в двух случаях: когда федеральные законы стремятся регулировать деятельность самих штатов, и когда эти законы направлены на регулирование частной деятельности в штатах.

Изучение различных случаев вторжения федеральных властей в компетенцию штатов позволяет говорить о существовании 14 методов такого вмешательства: от полного запрещения им регулировать те или иные сферы до разрешения регулировать частично определенные области. Конгресс нередко прямо требует от штатов принятия того или иного закона или выполнения соответствующих требований.

Соединенные Штаты дорожат своей независимостью от федерального центра. Случается, что любое вмешательство в их деятельность может оказаться болезненным. Необходимо отметить, что вмешательство Конгресса в деятельность легислатур часто имеет положительное значение, так как проблемы традиционно местного значения нередко становятся проблемами общегосударственного звучания.

Подводя итог, согласно всего вышесказанному, необходимо отметить особое положение федерального законодательного органа власти и законодательных собраний штатов. Конституция Соединенных Штатов разграничивает их полномочия, определяя права Конгресса, и закрепляя в Поправке 10 остаточную компетенцию органов штатов. Перечень разграниченных прав дополнен принципом подразумеваемых полномочий, в соответствии с которым Конгресс имеет право принимать все необходимые законы с целью реализации своих полномочий.

В области совпадающих прав нередко происходят конфликты  штаты попросту игнорируют законы, которые им не по душе. При возникновении коллизии федерального закона и закона штата, действует федеральная норма. Это положение не должно давать оснований считать штаты чемто второстепенным. Сохраняется тенденция известной самостоятельности органов штатов. Конгресс переадресовывает долю вопросов на уровень легислатур штатов, снимая тем самым часть общенациональных конфликтов среди правящих кругов[11, c. 98].

В вопросы ведения штатов Конгресс не имеет право вмешиваться. Федеральные органы и органы штатов независимы, каждый из уровней власти в пределах предоставленных Конституцией прав суверенен. Но реальный механизм федерации далек от его первоосновы. Жизнь переплетает федерацию и штаты тысячами нитей, интегрируя их в единое целое. Давно изучены случаи, когда Конгресс вторгался в компетенцию легислатур штатов, и это обстоятельство позволяет говорить о существовании более 10 способов такого вмешательства. Это вмешательство не должно выходить из разумных пределов сотрудничества двух уровней власти.