1. Вопросы о возрасте терапевта
П.: Я ожидал увидеть человека постарше
Т.: Вы разочарованы тем, что я слишком молод?
П.: На самом деле, я бы хотел, чтобы мужчина, старше чем вы, лечил меня.
Т.: Я вижу. Возможно вы чувствуете, что вы бы имели больше уверенности в пожилом человеке. []
П.: Это не личное, доктор, просто это было у меня так долго, я хотел человек с большим опытом. Доктор Д. сказал мне, что у вас много... но, я думал, что вам будет не менее 55-60 лет.
Т: Да, это естественно, что вы хотите получить наилучший вид помощи для своей проблемы, и ощущаете, что пожилой человек имеет больше опыта. Если вы хотите рассказать мне, в чём состоит ваше затруднение, возможно, я смогу помочь вам найти такого человека (принятие просьбы пациента).
П.: Ну, я жил с этим долгое время (с пациентом обсуждается проблема) .
2. Вопросы об опыте и квалификации терапевта.
а) Размеры опыта
П.: Я хотел бы спросить вас о вашем обучении.
Т.: Мм, хм, (улыбаясь) что бы вы хотели узнать?
П.: Ну, как давно вы занимаетесь психиатрией?
Т.: Вы должны иметь какой-то вопрос о моей квалификации. Как вы считаете, какой тип терапевта, по-вашему, наиболее способен к работе? [отражение возможных установок, скрытых данным вопросом]
П.: Ну, мне нужен кто-то, кто имеет большой опыт.
Т.: Я не виню вас за это. Конечно, вы бы хотели кого-то, кто действительно знает, как разобраться с вашей проблемой [снова принимая пожелание пациента].
П.: Да
Т.: Допустим, я скажу вам, что я имел достаточную профессиональную подготовку и опыт, которые способствовали помощи многим людям. Сейчас я не знаю, являюсь ли я лучшим человеком, чтобы помочь вам. Но, почему бы вам не рассказать мне о вашей проблеме, и тогда мы определим лучший тип психотерапевта для вас. Если я не лучший, тогда я помогу вам найти кого-то.
б) Специфичный опыт – иногда пациент в поиске особого вида терапии и задаёт вопросы об ориентированности терапевта.
П.: Вы занимаетесь гипнозом и гипноанализом?
Т.: Вы чувствуете, что вам нужен гипноз?
П.: Ну, все говорят мне, что я должен получить его. Я читал об этом.
Т.: Конечно, если вам нужен гипноз, вы должны получить его. Но, я бы хотел углубиться в вашу проблему и тогда мы сможем определить, является ли гипноз лучшим лечением для вас.
в) Специфика обучения
П.: Могу задать вам вопрос? Где вы получали обучение?
Т.: Вам должно быть интересно, адекватно ли я обучен, чтобы помочь вам. [отражая возможные установки, скрытые вопросом]
П.: Мне интересно, какой тип терапии вы осуществляете.
Т.: Я вижу. У вас есть представление о том, какой тип терапии вам нужен?
П.: Ну, нет, но я знаю, что обучение важно.
Т.: Я думаю, вы имеете право знать, что человек, лечащий вас, в достаточной мере обучен[В этот момент, терапевт может кратко обрисовать своё обучение, и, если пациент не удовлетворён, пациенту может быть сказано, что после рассмотрения его проблем, будет обсуждено перенаправление (к другому терапевту, прим. пер.)].
3. Вопросы о половой принадлежности терапевта
П.: Как-то я представлял, что буду лечиться у женщины.
Т.: У вас есть какие-то предчувствия о взаимодействии с мужчиной?
П.: Нет, но я думаю, что женщина была бы лучше для меня. Я могу сказать проще.
Т.: Я понимаю, ну, пожалуй, что мы можем сделать, так это поговорить о вашей проблеме, и тогда сможем принять решение о лучшем человеке для взаимодействия с вами.
4. Вопросы о религиозной принадлежности терапевта
П.: Вы католик?
Т.: Нет. Вы считаете, что это меняет ситуацию?
П.: Я думаю, что доктор-католик сможет понять мою проблему лучше. Видите ли, я католик.
Т.: Да, вполне возможно, что терапевт, со схожим вашему, жизненным опытом, может лучше работать с кругом определённых проблем. Но, предположим, вы опишете свою проблему, и мы решим о лучшем человеке, который сможет взаимодействовать с вами.
5. Вопросы о профессиональной идентификации терапевта.
П.: Мне сказали обратиться к психологу, потому что я завалил свою учёбу.
Т.: Есть ли для вас разница в том, что я не психолог?
П.: Ну, я не знаю. Знаете, моя сестра назвала вас, когда я сказал ей, что хочу обратиться к психологу, из-за того, что я делаю в колледже.
Т.: Это правда, что психологи осуществляют работу с трудностями в образовании, но и другие подготовленные люди также могут это делать. Итак, я психиатр, и я думаю, что смогу помочь вам, но предполагаю, мы поговорим о вашей проблеме, а затем, мы обсудим, будет ли психолог лучше для вас. Тогда я найду лучшего психолога, чтобы помочь вам.
Принцип, изложенный в этих интервью, состоит в присоединении к начальному сопротивлению, а не борьбе с ним. Цель состоит в побуждении пациента вербализовать и задать больше вопросов, если необходимо.
После ответов на эти вопросы, пациент будет, как правило, говорить свободнее об этой проблеме. Крайне редко, при правильно проведённом интервью, возникает столкновение с желанием менять терапевтов. Пациент, как правило, будет находить интервьюера достаточно проницательным и сопереживающим, чтобы хотеть продолжать терапию с этим терапевтом.
