- •С.М. Каштанов русская дипломатика
- •1. «Дипломатика» и «дипломы»
- •2. Объект и предмет дипломатики
- •Глава III. Методология и методика дипломатики
- •1. Классификация русских актов
- •I. Публично-правовые акты.
- •II. Публично-частные акты.
- •III. Частные акты.
- •IV. Делопроизводственные документы.
- •V. Частно-публичные документы.
- •VI. Частные письма.
- •2. Изучение внешней формы актовых источников
- •3. Изучение внутренней формы актов
- •4. Изучение происхождения и функции актов
- •5. Изучение внешнего и внутреннего содержания актов. Проблема исторического факта и его отражения в актовых источниках
С.М. Каштанов русская дипломатика
Допущено
Министерством высшего и среднего
специального образования СССР
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности «История»
Москва
«Высшая школа»
1988
[3]
ВВЕДЕНИЕ
1. «Дипломатика» и «дипломы»
Дипломатика — это научная дисциплина, изучающая происхождение, форму и содержание, функционирова ние, историю воспроизведения текста и архивную судьбу документов правового характера, причем в большей мере таких, где указаны автор и адресат или контра генты (участники сделки, договора), часто же не только адресат, но и фактический контрагент, не тождествен ный адресату. В поздней латыни слово diplomatica оз начало: относящаяся к дипломам. Название дисципли не дал труд ученого французского монаха Жана Мабильона (в латинско-русской традиции; по-французски — Мабийон) «Шесть книг о вещи дипломатической (или «относящейся к дипломам»)»: «De re diplomatica libri sex» (1681). Прилагательное diplomatica субстантиви ровалось и превратилось в самостоятельное понятие — существительное женского рода diplomatica — диплома тика. Свою латинскую форму это слово полностью сохранило в итальянском, испанском, португальском язы ках. В некоторых других языках видоизменилось лишь его окончание: diplomatique (фр.), diplomatics (англ.), diplomatică (рум.). В немецком языке для обозначения дипломатики употребляются термины Urkundenlehre (учение о грамотах), Urkundenforschung (исследование грамот) и Diplomatik. Последний термин вследствие его общеевропейского характера сейчас более принят в немецкой научной литературе. Аналогичная терминоло гическая двойственность наблюдается в венгерском языке, где наряду с общеевропейским diplomatika упот ребляется специфическое oklevéltan (учение о дипло мах). В славянских языках распространены формы, воспроизводящие латинское звучание термина (как, например, русское «дипломатика») или очень близкие к нему.
[4]
Вырастая из практической необходимости различе ния подлинных и подложных грамот, дипломатика в период средневековья и в начале нового времени уделяла основное внимание королевским и императорским гра мотам, закреплявшим за феодалами (преимущественно духовными) земли и иммунитет. Объектом изучения в дипломатике стали не только документы, исходившие от лица носителей светской власти, но и грамоты пап ской канцелярии. В XIX—XX вв. получила развитие также дипломатика частных актов.
В греческом языке слово «диплом» (от «диплоо» — удваиваю) использовалось для определения документов уже в I—II вв. н. э. [например, Плутархом (40—120 гг. н. э.)]. Вероятно, это словоупотребление связано с вли янием латыни, где термин diploma (мн. ч. diplomata) укоренился в I в. до н. э. и означал не что иное, как разного рода документы. Цицерон (106—43 гг. до н. э.) называет дипломом 1) официальное рекомендательное письмо, дававшееся тем, кто отправлялся в провинцию с поручением от центральной власти; 2) грамоту о по миловании. Сенека (55 г. до н. э.— 39 г. н. э.), Тацит (ок. 55—120 гг. н. э.) и Плиний Младший (62—113 гг. н. э.) понимают под дипломом подорожную грамоту, Сенека и Светоний (ок. 75—160 гг. н. э.)—также и охранную. У Светония diploma — это еще и грамота о принятии в римское гражданство. Позднее Макробий (IV—V вв.) называл дипломами и письма, записки.
Единственная разновидность римских дипломов, об разцы которых сохранились до наших дней,— это так называемые военные дипломы. Они предоставляли права римского гражданства (civitas) и законного брака (conubium) военным за выслугу лет. Их, вероятно, и имеет в виду Светоний, говоря о дипломах, дарующих римское гражданство. Военные дипломы состояли из двух бронзовых пластинок, соединенных обычно про волокой и складывавшихся в виде диптиха. Отсюда их название — diploma, т. е. «сложенное вдвое».
Военные дипломы известны за период с 52 по 301— 305 гг. К 1880 г. их было обнаружено и опубликовано 70, в конце XIX в. это число увеличилось до 81, в 1955 г.— до 189[1]. В последующее время находки воен ных дипломов продолжались. Военные дипломы изуча лись в связи с историей вспомогательных частей рим-
[5]
ского войска, ибо они выдавались солдатам и ветера нам именно этих подразделений и морякам флота. Те и другие набирались из числа народов, которые на селяли римские провинции и первоначально не имели прав римского гражданства. Солдаты и ветераны вспо могательных войск и флота получали эти права в на граду за многолетнюю безупречную службу.
Дипломы касались отдельных военных (реже двух) и их семей, но писались на основании императорской привилегии, даваемой целой группе солдат, либо оста вавшихся на службе, либо уволенных в почетную от ставку (diniissi honesta missione) из определенных вой сковых единиц. Последние перечислялись как в общей привилегии, так и в отдельном дипломе конкретному лицу. Общуя привилегия оформлялась в виде закона (lex data), высеченного на бронзовой доске (tabula aenea). Она устанавливалась для публичного обозре ния в том или ином месте римского Капитолия: сна чала довольно часто — у алтаря рода Юлиев, но с 93 г. — всегда в стене за храмом Минервы. Текст дипло ма в основном повторял текст закона, но в конце его указывалось имя данного конкретного ветерана.
Текст диплома начинался с указания титула импе ратора и всех его магистратур. Поэтому с «дипломами» позднее стали ассоциироваться прежде всего торжест венные акты, выдававшиеся от имени императоров и королей. Текст размещался на внутренней и внешней сторонах соединенных бронзовых пластинок, причем тексты внешней и внутренней сторон были идентичны. Дипломы скреплялись печатями семи свидетелей. Пе чати прикреплялись с помощью проволоки, продевае мой через специальные отверстия в пластинах. При подавляющем большинстве дипломов печати не сохра нились.
Римские дипломы от деловых документов отличает материал для письма (бронза). Многие деловые до кументы в Риме — квитанции, счета, торговые сделки, арендные договоры и т. п.— писались на папирусе или деревянных, покрытых воском табличках. Обычно две или более деревянных табличек соединялись между со бой с помощью шнура или ремешка, продетого сквозь 2—3 дырки, просверленные с одного из краев таблички. При этом восковые стороны табличек оказывались внутри такого диптиха, триптиха или полиптиха.
Диптихи, триптихи и полиптихи отличались от дипло мов также своим правовым характером. Если диплом
[6]
были, как правило, публично-правовыми документами (исходившими от органов власти), то восковые писчие таблички имели частноправовое происхождение. Этим, в сущности, и объясняется разница применявшегося в двух данных группах источников писчего материала. Восковые таблички предназначались для многократного использования. Потерявшие практическое значение записи могли быть легко стерты и заменены новыми. Изменить текст на металлических дипломах было труд нее. Вероятно, такой способ фиксации правительствен ных постановлений и распоряжений рассматривался как предохраняющий официальные документы от подделок и сообщающий им торжественность и длительное сох ранение юридической силы.
В раннесредневековых документах, которые наука нового времени относит к разряду «дипломов», опреде ление diploma обычно отсутствует. Это и понятно. Фор ма бронзовых табличек ушла в прошлое. Грамоты но сителей верховной власти во вновь образовавшихся европейских «варварских» государствах писались на папирусе, пергамене и представляли собой открытый лист, а не закрывающийся диптих. Лишь позднее (в XIII—XIV вв.) возникли так называемые закрытые письма, но они и по материалу, и по форме мало на поминали римские дипломы.
К числу «дипломов» меровингских королей научная дипломатика относит две категории документов: прецепты, или распоряжения (praecepta), и судебные ре шения, или приговоры (placitaj. Среди прецептов значи телен удельный вес актов пожалования иммунитета. Наиболее древний прецепт, сохранившийся в ориги нале,— Хлотаря II — датируется 625 годом, однако предполагают, что иммунитетные прецепты могли вы даваться Меровингами уже в VI в. В оригинале дошло только 38 дипломов королей Меравингской династии. По следний из этих документов — прецепт Хильперика II — 717 г. 13 старейших оригиналов (625—659 гг.) написа ны на листах папируса. Использование папируса было продолжением письменных традиций Римской им перии. Начиная с прецепта Теодориха III 677 г. идет серия оригиналов на пергамене. Грамоты королей и императоров следующей династии — Каролингов — со ставлялись также на пергамене. Для изготовления дип ломов пергамен оставался основным писчим материа лом в течение многих веков, даже в период широкого распространения бумаги (с XIV в.).
[7]
Если термины типа praeceptum, placitum содержатся в самих документах и часто выступают как их само названия, то определения diploma, diplomum в средне вековых грамотах встречаются редко.
Термин diploma получил широкое применение в тру дах ученых эпохи Возрождения, которые, занимаясь изучением греко-римских древностей, перенесли назва ние римских «дипломов» на сходные с ними по проис хождению от высшей власти средневековые документы. Французский гуманист Гийом Бюде (1467—1540) пони мал под «дипломами» публично-правовые документы в широком смысле слова.
Содержание римских «дипломов» как официальных документов обусловило специфику применения этого термина в науке и практике позднего средневековья, нового и новейшего времени. В науке римское влияние выразилось в том, что «дипломами» стали называться те категории королевских и императорских грамот, ко торые имели торжественную форму и фиксировали опре деленные привилегии или преимущества частных лиц — физических или юридических. По мнению бельгийского историка П. Бонанфана, «дипломами» могли назы ваться акты королевской власти, предоставляющие при вилегии, связанные с беспошлинным проездом, иммуни тетом и т. д., а также распорядительно-управленческие грамоты церкви и грамоты, в которых епископ давал свое согласие на провозглашаемое папой отлучение ка кого-либо лица от церкви[2].
В новое время название «дипломов» получили офи циальные документы, закрепляющие в торжественной форме предоставление частному лицу определенного звания или титула. Слово «диплом» перестало быть исключительно латинским термином. Оно вошло в на циональные европейские языки, пополнив их словар ный запас. В XVIII в. французское новообразование diplôme обозначало грамоту (charte), хотя современная французская дипломатика отличает «грамоту» в узком смысле слова от «диплома». Президент Международной комиссии по дипломатике Р.-А. Ботье указывает сле дующие отличительные особенности капетингских королевских «дипломов»: 1) наличие начальной инвокации (призывание священного имени) во имя неразделимой Троицы; 2) присутствие монограммы королевского име-
[8]
ни, помещаемой в середине канцелярской формулы: «Data vacante cancellaria» или «Data per manus...»; 3) слово «Actum» перед датой, к которой присоеди няется список главных должностных лиц королевства. Начальная инвокация и упоминание канцелярии писа лись в дипломах удлиненными или утолщенными бук вами. Дипломы перестают выдаваться во Франции в начале XIV в. «Грамоты» отличаются от дипломов от сутствием начальной инвокации, монограммы и списка главных должностных лиц. Этого нет и в других раз новидностях королевских актов. Все они начинаются с интитуляции, т. е. с имени и титула лица, от которого исходит документ.
Однако эти критерии различения «дипломов» и «грамот» нельзя признать универсальными. Так, меровингские дипломы не имеют словесной инвокации, хотя в хорошо сохранившихся оригиналах можно наблюдать символическую инвокацию — хризмон (соединение X и Р) или изображение креста. Словесная инвокация появляется только в каролингских дипломах. После корона ции Карла Великого императорской короной (25 де кабря 800 г.) инвокация присутствует в дипломах обяза тельно.
И в новое время торжественные документы типа дип ломов роскошно оформлялись и часто по традиции писались на пергамене[3]. В XVIII в. термин diplôme использовался для обозначения грамот, предоставляв ших те или иные почетные звания и титулы. Дипломами во многих европейских странах стали называться также документы, которые выдавались высшими учебными заведениями и закрепляли ученые звания и степени — бакалавра, лиценциата, доктора, позднее инженера и т. д. Со второй половины XIX в. во французском языке приобретает права гражданства слово diplomé, «дипломированный», производное от diplôme (ср. Diplomingenieur в немецком).
Как перевод латинского diplomaticus во французском языке уже в XVIII в. образовалось прилагательное diplomatique. Оно имело значения: 1) относящийся к дипломам, грамотам (1708); 2) относящийся к догово рам (1726,). Второе значение породило совершенно но вые понятия: diplomate, diplomatie (1791—1792) —«дипломат», «дипломатия» (по образцу aristocrate, aristo-
[9]
cratie—«аристократ», «аристократия»). В латинском языке не было производного «дипломатия» от слова «диплом». В «Полном русско-латинском словаре» Ю. Ходобая и П. Виноградова (М., 1880) слово «дипло матия» переводится как doctrina rerum civilium, «дип ломат»— как legaius.
В России дипломы на графское и баронское достоин ства были введены в начале XVIII в. С первой поло вины 60-х годов распространилась практика составления дипломов на вновь учреждаемое дворянское до стоинство, а с начала 70-х годов — и дипломов, под тверждающих старинное дворянство. При Павле I дип ломы на дворянское достоинство стали выдаваться лицам, дослужившимся до дворянства по чинам. При Александре I появились указы и положения, опреде лявшие порядок изготовления дворянских дипломов в Герольдии, контрассигнирования их министром юстиции и подписания императором. В 1852 г. был вновь регла ментирован размер пошлин с дипломов на дворянство, выдаваемых департаментом Герольдии, а в 1867 г.— с дипломов («грамот»), жалуемых на имения и дос тоинства (титулы). В начале 60-х годов XVIII в. в России были учреждены дипломы на ученые степени Академии художеств. В первой трети XIX в. появились положения, регламентировавшие взимание пошлин за университетские дипломы на медицинские звания[4].
В наше время название дипломов носят документы, удостоверяющие окончание учебного заведения, утверж дение в ученой степени, а также отмечающие выдаю щиеся заслуги и достижения отдельного лица или кол лектива в той или иной форме производственной или общественной деятельности, в спорте и т. д.
Отметим теперь эволюцию значения слова «диптих», которое в древности обозначало документы, по внеш ней форме близкие к «дипломам». Уже в сочинениях церковных христианских писателей первых веков нашей эры это слово имело значение «опись», «список», «пере чень». В период раннего средневековья (VI—VII вв.) диптихи (diptycha) приобрели и более узкое предназ-
[10]
начение: в них заносились имена умерших без указа ния даты смерти. Таким образом, диптихи продолжали играть роль списков или перечней. В средние века вос ковые таблички широко употреблялись для записи раз ного рода сделок и счетов. От XV и более поздних ве ков они сохранились в значительном количестве. Отчет ность рыбного рынка в городе Руане во Франции ве лась на таких табличках вплоть до 1860 г. В таблич ках, найденных в Северной Африке и относящихся ко времени существования там вандальского королевства (конец V в.), текст написан чернилами прямо по де реву, не покрытому воском. Подобные таблички до сих пор распространены в Марокко. За деревянными таб личками типа диптихов и триптихов в средневековой литературе закрепилось название tabulae, tabulettae — от латинского tabula: доска, таблица, дощечка, запись, картина и т. п. Вместе с тем слово «диптих» в эпоху Возрождения и в новое время стало все в большей мере применяться для обозначения двустворчатых икон и других картин, выполненных на дереве. Еще в XVII в. выкристаллизовавшееся из латыни французское слово diptyque обозначало двойную дощечку вообще, но уже в XIX в. это только название складня, картины, написанной на двух соединенных и складывающихся досках.
Таким образом, термины «диплом» и «диптих», обоз начавшие в древности схожие по внешней форме доку менты, хотя и написанные на разном материале, эво люционировали по-разному. Слово «диплом» в своем позднейшем значении потеряло связь с первоначальной формой источника, от которой произошел сам термин, и, с одной стороны, стало применяться в юридической практике для обозначения отдельных разновидностей современных документов публично-правового характера, а с другой стороны, превратилось в научное понятие, охватывающее более или менее широкий круг актовых источников. Слово «диптих», испытав в период раннего средневековья тенденцию к превращению в наимено вание определенной узкой разновидности перечней, за тем приобрело свое прежнее значение, обусловленное прежде всего внешней формой памятника, и в XIX — XX вв. стало прилагаться в большей мере к изобразительным, чем к письменным материалам.
Дипломатика — это не наука о «дипломах» в том или ином узком смысле слова, а наука о документах в более широком понимании.
[11]
