- •Жизнь трёх «к» как отражение процессов в российском государстве
- •Происхождение аббревиатуры
- •Введение
- •Начало XX века – детство и юность будущих академиков
- •Детство и юность Курчатова
- •Детство и юность Королёва
- •Детство и юность Келдыша
- •Социальная обстановка в России
- •Связь между общественным и частным в биографиях
- •Годы активной деятельности
- •Работа Курчатова
- •Работа Королёва
- •Работа Келдыша
- •Выводы по главе
- •Вывод глобальных факторов, влияющим на «трёх к»
- •Список литературы
Работа Королёва
Есть сведения, что встречи К. Э. Циолковского с С. П. Королёвым не было, и рассказы об этом являлись выдумкой С. П. Королёва с целью получения карьерных выгод43. Началом интереса к ракетной технике является встреча с Фридрихом Цандером и Борисом Черановским для оценки перспективы установить реактивный двигатель Цандера на "бесхвостный" планер Черановского. Это произойдёт осенью 1931 года.
В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добились создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД)44; в апреле 1932 года она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.
17 августа 1933 года был осуществлён первый удачный пуск ракеты ГИРД.
«В 1932 году в Ленинграде состоялись встречи сотрудников ГДЛ (ленинградской Газодинамической лаборатории) с руководящими работниками ГИРД Королевым, Цандером, Тихонравовым и Победоносцевым. Руководители вооружения РККА, ознакомившись с работами ГДЛ и ГИРД, пришли к твердому убеждению о необходимости их объединения и создания на их базе Реактивного научно-исследовательского института.
21 сентября 1933 года Михаил Тухачевский издал приказ Реввоенсовета СССР об организации Реактивного научно-исследовательского института. РНИИ был первой в мире государственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией, объединившей различные направления теоретической и практической разработки проблем ракетной техники. Уже через полтора месяца постановлением Совета Труда и Обороны РНИИ передается из ведения Наркомата по военным и морским делам в Наркомат тяжелой промышленности.
При создании РНИИ его начальником был назначен руководитель ГДЛ Клейменов, а заместителем (дивинженером) – начальник МосГИРД Королев. Однако расхождения технических интересов молодого Королева и руководства РНИИ вскоре послужили причиной назначения на должность заместителя начальника института Лангемака 31 марта 1934 года45.
«После организации РНИИ его работе был придан необходимый размах, начались совместные работы с авиацией и Главным артиллерийским управлением – ГАУ. Работы по широкому спектру ракетной тематики в 1930-х годах пользовались государственной поддержкой только в СССР и Германии. Однако немцы в период 1932–1935 годов от нас сильно отставали, особенно в области реактивных снарядов.
С 1935 года немцы начинают догонять, а затем и опережать нас в разработках ЖРД и, главным образом, на компонентах кислород – спирт»46.
В совет входили Глушко, Королев, Победоносцев, Тихонравов, Дудаков. Разработки велись по многим направлениям ракетной техники. Однако в производстве преимущество отдавалось боевым пороховым реактивным снарядам и пусковым установкам для их использования (легендарным "катюшам"). К концу 1937 года были отработаны снаряды РС-82 и PC-132 и далее приняты на вооружение для самолетов И-16, И-15, И-153 и СБ. В период 1934–1937 годов под руководством Глушко был отработан азотнокислотно-керосиновый двигатель ОРМ-65 для крылатой ракеты 212 и ракетоплана РП-318-1 конструкции Королева.
Фото |
13 Испытания крылатой ракеты 212 конструкции С. П. Королёва47 |
В 1935 году С. П. Королёв стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов; в 1936 году ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — 212 с жидкостным ракетным двигателем. В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет. Но основной работой Королева в РНИИ было проектирование и строительство ракетоплана.
«В 1937 году Тухаческий был арестован как шпион и один из фигурантов сфабрикованного дела «антисоветской троцкистской военной организации». Так как он являлся основателем РНИИ, то начальник и его заместитель автоматически были объявлены "Врагами народа48". Клейменов и Лангемак в 2 ноября 1937 году были арестованы и в январе 1938 года расстреляны.
В 1938 году был арестован Глушко, а вслед за ним Королев. Репрессии в отношении руководителей создали в институте тяжелую психологическую обстановку, подавлявшую инициативу и смелый творческий поиск.
25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории49. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем50.
«С.П. Королёв обвинялся в участии в троцкистской организации и намеренном вредительстве, например в намеренном разрушении ракетоплана РП-318-1 (в действительности находился в исправном состоянии на территории НИИ-3)»51. Под эмоциональным и физическим воздействием Королёв подписал обвинительные показания против себя. В ходе допросов в Бутырской тюрьме ему сломали обе челюсти.
Королёв был осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года, обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах.
21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах». 23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага52.
Фото |
14 С. П. Королёв через 18 месяцев заключения, 29 февраля 1940 г. |
В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где 10.06.1940, был судим вторично Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения, место заключения заменяется на «желдорлаг» - строительство Печёрской железной дороги.
В 1940 году Сталин при их личной встрече дал задание А. Н. Туполеву создать новый бомбардировщик, на что тот ответил: «Не могу». «Как не могу, почему?» «Потому что конструктора, с которыми надо создавать, сидят у вас по ссылкам, не с кем делать» «Напиши список, я их освобожу53». Далее С. П. Королёв был направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Одной из его любимых поговорок в это время была: «Вот увидите, шлёпнут нас без некролога»54.
С. П. Королёв в 1942 году был переведён в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Здесь С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.
В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости но без реабилитации (протокол от 27 июля 1944 года заседания Президиума Верховного Совета СССР) по личному указанию И. В. Сталина, после чего он ещё год проработал в Казани.
«В 1945 году идея развития ракетной техники в интересах обороны нашла активную поддержку начальника Главного артиллерийского управления (ГАУ) маршала артиллерии Н.Д. Яковлева, Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова, генерал-полковника (в будущем Главного маршала артиллерии) М.И. Неделина. Ответственность за создание ракетной промышленности приняли на себя министр вооружения Дмитрий Устинов и его первый заместитель Василий Рябиков. Их инициатива и пробивная сила способствовали принятию высшим политическим руководством страны в мае 1946 года постановления о развертывании широкого фронта работ по ракетной технике. Только после этого Совет главных конструкторов получил реальную возможность выполнить свою историческую миссию. Несмотря на давление тоталитарной власти, им был осуществлен уникальный вариант технократического управления»55.
В августе 1946 года он был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде, для разработки баллистических ракет дальнего действия, и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.
Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, как Главным конструктором ОКБ-1, и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже в 1947 году вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта — до 3000 км.
В 1948 году С. П. Королёв начал лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.
В течение одного только 1954 года Королёв одновременно работал над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), закончил работу над Р-5 и наметил пять разных её модификаций, завершил сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Шли работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретала межконтинентальная Р-7.
В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур). Для боевого дежурства этих ракет в 1958—1959 годах была построена боевая стартовая станция (объект «Ангара») в районе посёлка Плесецк (Архангельская область). Модификация ракеты Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1968 годы.
В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ).
Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёх- и четырёхступенчатых носителей.
«До начала строительства лунной суперракеты Н-1 все ракеты Королёва делались для военных целей и предназначались, в общем, для одного: доставки до территории вероятного противника - США ядерного заряда. Королёв, Курчатов и Келдыш хотят поженить бомбу и ракету" - так говорили в середине 50-х немногие посвященные в тайны советского ВПК»56.
Из интервью Георгия Гречко: "И когда залетала наша ракета (Р-7) и стала попадать на Камчатке в квадрат, то американцы прекратили летать вдоль наших границ с ядерными бомбами»57.
В 1957 году Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.
По его заявлению в Военную прокуратуру от 30 мая 1955 года Королёв реабилитирован «за отсутствием состава преступления» 18 апреля 1957 года58.
4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.
Фото |
15 Ракета-носитель 8К71-ПС (Р-7) со Спутником-1 на стартовом столе 59 |
Параллельно с подготовкой к пилотируемым полётам ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический Спутник-3, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматические станции к Луне.
12 апреля 1961 г. С. П. Королёв реализует первый в мире полёт человека в космос — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. За подготовку первого полёта человека в космос С. П. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда. Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки.
Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А. А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут.
Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Прообразом ДОС явился принципиально новый, более совершенный чем предыдущие, космический корабль «Союз».
Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н. С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована из-за недостатков в организации программой и нехватки материальных ресурсов. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических кораблей.
Королёв умер в больнице после сделанной ему операции, одной из причин его смерти являлась невозможность ввести дыхательную трубку из-за травмы челюстей.
