Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2016_12_18_15..19 Казеев Я.Г. Реферат по истории Три К.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.57 Mб
Скачать
    1. Детство и юность Келдыша

Мстислав Всеволодович Келдыш родился 28 января (10 февраля) 1911 года, в Риге, в семье Всеволода Михайловича Келдыша (1878—1965) — профессора, генерал-майора инженерно-технической службы, основоположника методологии расчёта строительных конструкций, которого называли «отцом русского железобетона». Дед по линии матери — полный генерал от артиллерии А. Н. Скворцов, дед по линии отца — М. Ф. Келдыш, окончивший духовную семинарию, но затем избравший медицинскую стезю и дослужившийся до генеральского чина.

Известно, что прадед Мстислава Всеволодовича Фома Симонович Келдыш происходил из мещанского сословия, был православным по вероисповедыванию и служил псаломщиком в Варшаве. Как долго он прожил в Польше и где родился, пока не установлено. Жена его Александра Иосифовна, урожденная Михомлом, по некоторым сведениям плохо владела русским языком20.

Фото

7 Из семейного фотоальбома семьи Келдышей 1911 год21

Мать — Мария Александровна, урождённая Скворцова, (1879-1957) родилась в Тифлисе (Тбилиси) и выросла в дворянской семье. После замужества с В. М. Келдышем стала домохозяйкой. Мстислав был пятым ребёнком (и четвёртым сыном) в семье, позже родились ещё две девочки. Дети росли в интеллектуальной обстановке - изучали языки, занимались музыкой.

В 1915 году семья Келдышей переехала из прифронтовой Риги в Москву. В 1919—1923 годах Келдыш жил в Иваново-Вознесенске, где его отец преподавал в политехническом институте, организованном по инициативе М. В. Фрунзе. В Иваново-Вознесенске начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях у Марии Александровны. По возвращении в Москву (1923 год) стал учиться в школе со строительным уклоном (опытно-показательной № 7), летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим. Склонность к математике у Келдыша проявилась ещё в 7—8-м классах, учителя уже тогда отличали его незаурядные способности к точным наукам.

Фото

8 Из семейного фотоальбома семьи Келдышей 1920 г.22

В 1927 году Келдыш окончил школу и хотел получить нравившуюся ему отцовскую профессию инженера-строителя. Однако в строительный институт, где преподавал отец, его не приняли по молодости лет (всего 16). По совету старшей сестры Людмилы, закончившей физико-математический факультет Московского государственного университета (ныне МГУ имени М. В. Ломоносова), занимавшейся математикой под научным руководством Н. Н. Лузина, он поступает на тот же факультет МГУ. Во время учёбы в университете Келдыш завязывает научные контакты с М. А. Лаврентьевым, переросшие потом в многолетнее научное сотрудничество и крепкую дружбу.

В ходе обучения М. В. Келдыша несколько раз пытались исключить из МГУ за непролетарское происхождение.

Фото

9 Келдыш в верхнем ряду 3-ий справа с группой выпускников физмата МГУ (1931 г.)23

    1. Социальная обстановка в России

Индустриальная модернизация была императивом развития России на протяжении нескольких столетий, что вызывалось преимущественно не внутренними условиями, а давлением внешних факторов – индустриальным развитием ряда западных держав, чреватого экономическим и военным отставанием страны. Это угрожало ее национальной безопасности и самому суверенному существованию.

Промышленный переворот в России завершился в 80-е гг. XIX в. К этому времени уже произошло техническое перевооружение основных отраслей промышленности, ручной труд успешно вытеснялся машинным. В конце XIX в. в три раза вырос объем продукции машиностроительной промышленности. Ускорение темпов экономического развития России после 1861 г. и последовавших буржуазно-либеральных реформ выразилось и в создании в 80-е гг. XIX в. монополий.

Политика государственного вмешательства и поддержки промышленности, экономики России сложилась исторически. Она включала целую систему правовых, финансовых, организационных и даже моральных мер и стимулов24. В результате только за последнее десятилетие XIX в. количество предприятий в России увеличилось в 1,4 раза, объем промышленного производства вырос в 2 раза, было учреждено около 150 учебных заведений.

Развитие России от аграрного общества к индустриальному резко усилилось в конце ХIХ – начале XX в. С.Ю. Витте внёс немалый вклад в индустриализацию России и проявил себя как сторонник развития крупной промышленности России, ее всесторонней модернизации, особенно машиностроения, строительства железных дорог. Витте отмечал в своем докладе 1899 г. Николаю II: «Создание своей собственной промышленности это и есть коренная не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольный камень нашей протекционистской системы».

Эффективно проведенная С.Ю. Витте в 1897 г., реформа сделала российский золотой рубль конвертируемым. Было достигнуто оздоровление финансовой системы, проведена реорганизация Госбанка, что отвечало потребностям капиталистического развития страны, которая имела теперь устойчивую денежную единицу, и способствовало росту деловой активности в стране, экономическому подъему конца XIX – начала XX в.

Реформаторскую политику С.Ю. Витте в начале ХХ в. Продолжил П.А. Столыпин, и хотя акцент им был перенесен на решение аграрных проблем, индустриальное развитие продолжало быть двигателем всего экономического развития.

Российская индустрия отличалась высоким уровнем технического оснащения: оборудование на российских заводах и фабриках соответствовало последнему слову техники. Внутреннее производство промышленного оборудования равнялось импорту. Причем для России был характерен высокий уровень концентрации капитала и рабочей силы в индустриальных предприятиях. Так, на предприятиях с числом рабочих свыше 1000 чел. к 1914 г. было занято 44% рабочих, то есть более чем в 2 раза больше, а с учетом наиболее крупных казенных и металлургических заводов – 3 раза больше, чем в промышленности США. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции составляли в 1909–1913 гг. 9%, в машиностроении – 13%, добыча нефти с 1894 по 1914 г. увеличилась на 65%, производство чугуна – на 50%, железа и стали – на 224%25.

К началу Первой мировой войны Россия вышла на 5-е место в мире по объему промышленного производства, по годовым темпам роста промышленной продукции на душу населения уступала только США, а по темпам роста производительности труда – даже опережала их. Российская империя занимала 4-е место в мире по производству индустриального оборудования, 6-е место – по производству электромоторов и т.д. Россия уверенно и по праву вошла в пятерку мировых экономических лидеров.

Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения как ответ на запрос промышленности к увеличению числа профессиональных кадров. Государство увеличило свои расходы на народное образование с 1900 по 1915 гг. более чем в пять раз. В период конца 19-го, начала 20-го века было проведено множество реформ образования. Было введено всеобщее начальное образование. Вводилось несколько типов начальных школ, наиболее распространенными из них были церковно-приходские (в 1905 г. Около 43 тыс.). Выросло число земских училищ. В 1904 г. Их было 20,7 тыс. а в 1914г. – 28,2 тыс. В 1900 г. В начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г.- уже около 6 млн.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В Гимназиях увеличилось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку – на физико-математические факультеты университетов. (Отсюда и объяснение столь большого числа открытий в этой области).

По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В 1913 г. В 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных и др.

Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появлялись в Петербурге, Новочеркасске, Томске, Харькове и др. В Саратове был открыт университет. Известным физиком П. Н. Лебедевым была открыта первая физическая школа. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов. К 1914 году насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. При этом 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию. Всего к 1917 году в России действовало 12 университетов, причем в годы Первой мировой войны университетскими городами стали Ростов-на-Дону и Воронеж (сюда эвакуировали соответственно Варшавский и Юрьевский университеты), а потом и Пермь, где открылся филиал Санкт-Петербургского университета. Особенно росли в популярности кадетские корпуса и военные училища.

Наиболее значительное влияние на реформирование советской школы оказало принятие в октябре 1918 г. "Положения о единой трудовой школе" и "Декларации о единой трудовой школе". Это позволило ввести единую систему бесплатного совместного обучения с двумя ступенями образования: 5 лет обучения в школе первой ступени, 4 года в школе второй ступени. Все начальные и средние школы, ремесленные училища, низшие и средние технические, сельскохозяйственные, экономические школы и училища преобразовывались в единую школу. Провозглашались право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщин и мужчин, школа на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом. Проект единой трудовой школы ликвидировал элитарные и тупиковые учебные заведения, обеспечивал преемственность между основными звеньями системы народного образования. Основные предметы - русский язык, литература, математика, физика - были сохранены в том же или даже большем объеме, как и в дореволюционной школе.

В 1920–1925 гг. началось восстановление сети учебных заведений. Наряду с увеличением числа учебных заведений возрастала численность средних школ, быстро увеличивалось количество школ в деревне. К началу 1920-х гг. в условиях войны, разрухи и голода в школах обучалось около 20 % всех детей школьного возраста. В связи с этим параллельно со школами второй ступени открывается ряд клубов для подростков старше 13 лет, не посещающих школы. В 1919 г. возник особый тип средней школы – рабочий факультет, который первоначально решал задачи повышения технической квалификации рабочих. К этому времени наиболее остро стоял вопрос о развитии школы второй ступени на основе соединения обучения с производительным трудом. Выдвигались проекты преобразования средних школ в техникумы, однако они не были реализованы, в результате в средних учебных заведениях сохранилась общеобразовательная подготовка.

Основу образования составляла семилетняя трудовая политехническая школа, охватывающая детей от 8 до 15 лет и подготавливающая их к специальному образованию. Значительное место в системе образования занимала школа ФЗУ (фабрично-заводская школа), которая решала проблему подготовки квалифицированных рабочих кадров для промышленности. Программа обучения в ней была близка к программе семилетней школы. На селе образование пыталось решить проблемы связи с сельскохозяйственным производством, в результате чего возникали школы крестьянской молодежи. К 1927 г. усилилась профессионализация школы второй ступени, она включала подготовку дошкольных работников, учителей начальной школы, избачей, библиотекарей, работников кооперации, служащих учреждений. Однако к 1929 г. было выдвинуто требование, чтобы средняя школа наряду с теоретической и практической подготовкой давала всю сумму знаний, которая "необходима для перехода на следующую, более высокую ступень"26.