Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эрозия и охрана почв (В. Д. Иванов, Е. В. Кузнецова).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
48.79 Mб
Скачать

Литература

  1. Аксенов П.И. Щелевание мерзлой почвы и перспективы его применения // Механизация работ по защите почв от водной эрозии. М., 1969, с. 170-176.

  2. Аристов И.Ф., Иванов В.Д., Дощечкина Г.В. Некоторые физико-химические и водно-физические свойства почв склонов и днищ балок. – Науч.-техн. Бюл. По проб­леме «Защита почв от эрозии». Курск, 1974, вып. 2, с. 30-35.

  3. Бажин Н.А., Павлова К.К. Интегральные показатели водопоглотительной способ­ности почв. – Метеорология и гидрология, 1978, № 6, с. 71-76.

  4. Иванов В.Д. О температурной активности целинного и окультуренного типичного мощного чернозема. –Науч. Тр. Курской с.-х. оп. Ст., 1971, т. 7, ч. 1, с. 138-148.

  5. Иванов В.Д. Метод расчета интенсивности поверхностного смыва с пахотных скло­нов в ЦЧО. – Геоморфология, 1980, № 4, с. 61-66.

  6. Михайлова Н.Ф., Иванов В.Д. Продуктивность плакорных участков Стрелецкой степи в зависимости от внешних условий. – Тр. Центрально-черноземного гос. за­поведника им. проф. В.В.Алехина, 1977, вып. 13, с. 14-22.

  7. Рязанцев В. К. Зависимость потерь талых вод от промерзания и влажности почво-грунтов на малых водосборах в ЦЧО. – Науч. Тр. Воронежем СХИ, 1978, т. 97, с. 215-228.

  8. Серых Г.И., Леконцев Б.А., Черепанов М.Е. Снижение стока талых вод — неот­ложная задача. – Земледелие, 1979, № 1, с. 31-32.

  9. Сурмач Г.П. К вопросу об изучении весеннего стока в сети лесных полос на чер­ноземах Куйбышевского Заволжья. – В кн.: Вопросы земледелия и борьбы с эро­зией почв в степных и лесостепных районах СССР. Саратов, 1959, т. 2, с. 489-497.

  10. Цыкин Е. Н. Водопроницаемость талых вод и ее динамика во время снеготаяния. – В кн.: Снег и талые воды. М., 1956, с. 101-111.

  11. Чириков Ф.B., Малюгин А.Б. Ход влажности в подзолистой почве при замерзании и оттаивании. – Научно-агроном. ж., 1926, № 1, с. 40-51.

  12. Шалабанов А.А. Пропускает ли воду мерзлая почва? – Почвоведение, 1903, т. 5, № 3. С. 269-274.

  13. Шпак И.С. Зависимость коэффциента стока от влажности и глубины промерзания почвы. – Почвоведение, 1969, № 12, с. 57-61.

  14. Юшкевич Л. Водопроницаемость таломерзлого прииртышского чернозема л возмож­ности ее улучшения. – В кн.: Тезисы докл. на IV зональной науч.-произв. конф. молодых ученых и специалистов с. х. - Тюмень, 1978, с. 144-145.

  15. Яровенко В.В. и др. Эрозия почв и меры борьбы с ней. Курск: Курское кн. изд-во, 1962. 98 с.

  16. Иванов В.Д. Влияние влажности и глубины промерзания почв на поверхностный сток талых вод. – Почвоведение, 1982, № 6. С. 80-86.

5.3. Эрозионная опасность дождя как сопряженная функция

его интенсивности и водопроницаемости почв

Одна из причин отсутствия в настоящее время надежных методов прогноза дождевой эрозии – отсутствие теоретически и эксперимен­тально обоснованной методики определения эрозионной опасности дож­дей и способов количественного их выражения. Оценка энергии выпа­дающих дождей и массы стекающей по поверхности почвы воды в стро­гих рамках классической механики сама по себе выполнима, и в этом направлении трудностей принципиального характера практически нет (Иванов, 1985; 1988; Иванов, Кузнецова, Попов, 1990, Методические рекомендации…, 1987, Мирцхулава, 1970, Сластихин, 1961; 1964; 1975, Швебс, 1968; 1974).

Однако использование указанных подходов осложняется тем, что не вся энергия дождей расходуется на отрыв и перемещение почвенных частиц вниз по склону. Дожди небольшой интенсивности и значительной продолжительности не приводят к формированию по­верхностного стока и смыва почв. Такие дожди считают неэрозионно опасными. Очевидно также, что эрозионная опасность дождя не может быть определена безотносительно к объектам его воздействия: почвам, состоянию их поверхности, вида растительности и т. д.

Изложенное дает основание продолжить поиск в оценке эрозионной опасности дождей с использованием косвенных методов, лежащих за пределами классических представлений, но отражающих физическую и энергетическую сущность процесса эрозии. Один из таких подходов был использован американскими исследователями (Wischmeier and Smith,1965). Эрозионный индекс (эрозийность) дождя они характеризовали произведением кинетической энергии дождя на среднюю максимальную его интенсивность 30-минут­ной продолжительности. Аналогичный подход в определении эрозионно­го индекса дождей использован в работах Ларионова (1984) и Тарабрина с соавт. (1981). Остается невыясненным, чем вызвана необходимость умножать кинетическую энергию дождя на его интенсивность.

Если в смелом отходе от классических представлений в определении эрозионности дождя американских исследователей стоит солидная широкая сеть многолетних наблюдений на стоковых площадках, выполненных по единой программе, то в условиях отсутствия такой сети дли­тельных наблюдений за смывом почвы возникает необходимость систе­матизации обширного разнородного материала полевых наблюдений на качественно новой методической основе. Наличие разрозненных экспе­риментальных наблюдений за смывом почвы определяет необходимость разработки таких приемов и средств определения показателей эрозион­ной опасности дождей, которые могли бы быть использованы в качестве рациональной методической основы для систематизации и обобщения имеющихся сведений и накопления новой информации.

Существенный недостаток описанного метода оценки эрозионной опасности дождей заключается в чрезмерной обособленности определяе­мых показателей и отсутствии связи с почвенным фактором, объектом воздействия, которые в совокупности и определяют специфические зо­нальные особенности проявления эрозионных процессов.

Представляется маловероятным сам факт определения потенциала эрозионной опасности дождей вне связи с объектом воздействия – поч­вами. Эрозионная опасность дождей определяется не только силой их воздействия, но и свойствами конкретной почвенной разности, условия­ми ее состояния и увлажнения. Один и тот же дождь в зависимости от свойств и состояния объекта воздействия имеет различную оценку эро­зионной опасности. В противном случае неизбежны дальнейшие ослож­нения в определении показателей эродируемости почв и прогноза их потерь со склонов. В качестве альтернативного интегрального показа­теля свойств почв, отражающих их генезис и условия определения эро­зионной опасности дождей, может быть использована их водопроницае­мость.

Поскольку показатель эрозионной опасности дождя призван отра­жать его способность вызывать смыв и размыв почв, постольку он и дол­жен определяться с учетом свойств и состояния объекта воздействия. Совершенно очевидно, что дожди с абсолютно одинаковыми физически­ми и энергетическими характеристиками будут иметь различную эрози­онную опасность в зависимости от начальной интенсивности водопоглощения, установившейся скорости фильтрации почв, их противоэрозионной стойкости и некоторых внешних условий. Применительно к конкрет­ным условиям эрозионная опасность дождя определяется сопряженным взаимодействием во времени двух функций: интенсивности дождя и во­допроницаемости почв.

Анализ функционального взаимодействия интенсивности дождя во времени и водопроницаемости почв в одной системе координат (рис. 1) позволил выявить следующие закономерности.

1. Неэрозионноопасными являются дожди любой продолжительно­сти, интенсивность которых равна или ниже установившейся скорости фильтрации почв (на рис. 1 - ниже линии ЕД). Дожди с интенсив­ностью, превышающей установившуюся скорость фильтрации почв, яв­ляются эрозионноопасными (на рис. 1- выше линии ЕД). В данном случае влажность почв соответствует или близка их наименьшей влагоемкости, что может иметь место после предшествующего выпадения дождей или произведенного полива.

2. Эрозионноопасные дожди могут приводить или не приводить к поверхностному стоку воды и смыву почв в зависимости от начальной скорости водопоглощения (впитывания), предшествующей степени увлажнения почв, их состояния и свойств (на рис. 1 – выше точек А и В; точка С соответствует максимальной интенсивности).

3. Наложение кривых интенсивности дождя и водопроницаемости почв во времени в единой системе координат и масштабе позволяет с достаточной точностью определить эрозионноопасный слой дождя как произведение его средней эрозионноопасной интенсивности на соответ­ствующий отрезок времени и определить его эрозионно опасную массу на единице площади.

4. На основе определения массы эрозионноопасной части дождя и скорости падения капель, связанных с его интенсивностью и диаметром капель, может быть вычислена кинетическая энергия той части дождя применительно к конкретным почвам, которая совместно с энергией сте­кающей массы воды по склону и будет определять соответствующую ве­личину смыва почв.

Такова в общих чертах теоретическая основа, позволяющая решать двуединую задачу – дать объективную характеристику эрозионноопасной части дождя и через показатель удельного смыва перейти к расчету потерь почвы со склонов (ливневой эрозии). В действительности же дело обстоит сложнее. Обусловлено это динамикой используемых величин.

Рис. 1. Схема, раскрывающая физическую сущность определения эрозионной опасно­сти дождя: 1 – водопроницаемость почвы; 2 – интенсивность дождя; х – время: минуты, часы; у водопроницаемость почвы и интенсивность дождя, мм/мин, пояснения в тексте

0 10 20 30 40 50 1 2 3 4 5

Время: мин, ч

Рис. 2. Водопроницаемость (х, мм/мин) чернозема обыкновенного тяжелосуглинистого слабосмы­того на лёссовидном карбонатном суглинке при различном гидростатиче­ском напоре воды (мм): 1 – 50; 2 – 100; 3 – 20

Возьмем для примера такой показатель, как водопроницаемость почв. Существенное варьирование водопроницаемости обыкновенного тяжело­суглинистого чернозема, сформированного на карбонатном лёссовидном суглинке даже на небольшом (100 га) участке (табл. 1), указывает на необходимость определения и использования их средневзвешенных ха­рактеристик применительно к конкретной почве. Варьирование обуслов­лено состоянием поверхности почвы, различным уплотнением пахотных и подпахотных ее слоев, наличием трещин, кротовин, различной сте­пенью иллювиированности переходных горизонтов и т. д. Исследования водопроницаемости почв выполнены в июне-июле 1986-1987 гг. в кол­хозе «Дружба» Кантемировского районана Воронежской обл., на 5-м и 6-м полях первого производственного участка.

Особой спецификой и динамикой обладают дожди (Ливневые дожди…, 1961; Метеоролог. Ежемесячник, 1983). Они раз­личны по продолжительности и интенсивности. Дождь может иметь пре­рывистый и непрерывный характер, один или несколько максимумов (пиков) интенсивности (табл. 2). Все это накладывает сложный отпеча­ток на определение его эрозионной опасности.

Сравнивая интенсивность и характер выпадения отдельных дождей (табл. 2) с водопроницаемостью обыкновенного чернозема (см. табл. 1), можно по установившейся скорости фильтрации определить, что дожди по метеостанциям Тамбов, Моршанск, Орел, Курск являются эрозионноопасными. Дожди, интенсивность которых ниже установившейся скоро­сти фильтрации (Льгов, Лиски, Воронеж, Конь-Колодезь), являются неэрозионноопасными. На самом же деле, в реальной обстановке функ­циональное взаимодействие процессов выпадения дождей и водопрони­цаемости почвогрунтов гораздо сложней. Наибольшую сложность пред­ставляет учет влияния малого гидростатического напора стекающей воды и различной ее мутности на уменьшение водопроницаемости почв в период выпадения дождей.

Специально выполненные исследования по­казали, что установившаяся скорость фильтрации тяжелосуглинистого слабосмытого чернозема в конце 5-го и 6-го часа, приведенная к темпе­ратуре 10°С, при напоре чистой, невзмученной воды слоем 20, 50 и 100 мм соответственно была равна 1,2, 1,9 и 2,15 мм/мин (рис. 2). Уста­новившаяся скорость фильтрации чистой воды карбонатного среднесмытого глинистого чернозема в нижней части склона в конце 5-го и 6-го часа при напорах 25, 50 и 75 мм была соответственно равна 0,32; 0,42 и 0,51 мм/мин. Следовательно, при оценке эрозионной опасности дождя необходимо исходить из условий влияния гидростатического напора воды, который в естественных условиях всегда меньше стандартного определения водопроницаемости при наборах 50 и 100 мм. Если принять величину гидростатического напора воды 20-25 мм, то для первой поч­вы эрозионноопасными будут дожди, интенсивность которых превысит 1,2 мм/мин, а для карбонатных среднесмытых глинистых черноземов – 0,32 мм/мин.

Приведенные данные свидетельствуют и о том, что при изменении гидростатического напора в 2 раза установившаяся скорость фильтрации почв изменяется относительно стандартных уровней при­мерно в 1,3 раза.

Водопроницаемость почв зависит не только от гидростатического дав­ления, но и от мутности воды, которая, в свою очередь, зависит от интен­сивности дождя и свойств почв. При стандартном (50 мм) напоре чистой воды установившаяся скорость фильтрации чернозема обыкновенного слабосмытого тяжелосуглинистого на поле под эспарцетом равна 1,9 мм/мин, при мутности ее из расчета 600 г почвы на 10 л воды (после минутного отстаивания 3 г/л) – 0,62 мм/мин, а при периодиче­ском взмучивании воды с фильтрующей поверхностью почвы – 0,32 мм/мин, т. е. соответственно в 3 и 6 раз меньше (рис. 3).

В связи с этим эрозионноопасными для этих почв будут дожди с интенсивностью более 0,25 вместо 1,9 мм/мин при стандартных условиях определения водопро­ницаемости.

Установившаяся скорость фильтрации чистой воды при стандартном напоре (50 мм) чернозема среднесмытого глинистого обыкновенного на чистом пару равна 0,42 мм/мин. При мутности воды из расчета 400 и 1000 г почвы на 10 л воды (соответственно 2,8 и 5,8 г/л после минут­ного отстаивания взвеси) скорость фильтрации соответственно равна 0,35 и 0,28 мм/мин, или примерно в 1,3 раза меньше, а при меньшем напоре эрозионноопасными будут дожди с интенсивностью более 0,24 мм/мин.

137

Табл. 1. Варьирование водопроницаемости чернозема обыкновенного тяжелосуглинистого

на участке 100 га (Н = 50 мм, t = 10 оС)

Минуты

Водопроницаемость в различных точках, мм/мин

Сред­няя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

7,8

7,8

10,9

14,4

1,4

19,2

10,1

10,1

20,2

9,7

16,1

10,1

10,3

6,2

10,3

10,3

4,0

4,8

10,1

10,0

2

6,7

7,0

8,4

9,8

0,7

10,0

7,4

5,6

10,1

4,0

6,7

10,1

5,2

4,0

5,2

4,1

3,1

2,0

4,3

6,0

3

5,0

5,0

8,7

10,4

0,3

5,8

6,7

5,7

5,4

2,7

4,7

9,7

2,9

3,5

5,0

2,1

1,4

0,8

5,6

4,8

5

3,1

4,3

5,6

6,9

0,5

8,1

3,7

4,8

4,0

2,8

5,1

10,5

4,1

3,2

5.7

3,1

1,3

0,4

4,1

4,3

5

3,9

3,6

5,2

5,9

0,2

5,6

3,9

4,0

3,9

3,0

4,0

8,9

4,0

3,2

6,3

2,1

0,8

1,0

4,2

3,9

10

3,3

3,1

5,5

5,5

0,3

5,3

3,8

2,0

5,2

2,6

3,9

5,9

3,3

2,9

4,7

2,1

1,0

1,4

4,8

3,5

10

3,3

2,4

5,2

4,7

0,3

4,0

3,4

2,0

4,4

1,4

5,3

5,8

2,6

3,0

4,0

1,9

1,0

1,0

2,9

3,1

10

3,1

2,7

4,9

4,4

0,2

4,0

2,3

2,0

4,8

2,0

4,9

5,7

3,1

0,6

4,0

1,8

1,0

1,2

2,7

3,0

15

2,6

2,2

3,8

3,8

0,1

2,7

2,3

2,1

4,5

2,8

4,6

5,0

3,1

2,8

3,2

2,7

0,8

1,2

4,0

2,8

15

2,9

1,9

3,1

3,4

0,2

3,1

3,1

1,7

3,7

2,6

3,9

4,8

2,3

2,6

2,7

1,4

0,8

1,2

3,9

2,6

30

2,9

2,0

3,1

3,2

0,1

3,2

2,4

1,7

3,9

2,8

3,8

4,1

2,6

2,4

1,7

2,1

0,8

1,1

3,6

2,5

30

1,8

2,0

3,1

3,2

0,2

2,7

2,0

1,7

3,3

2,0

3,7

3,1

2,8

2,6

2,1

1,3

1,0

1,1

3,6

2,3

30

1,8

2,1

3,1

2,8

0,2

3,3

2,5

1,7

3,0

2,1

3,1

3,0

2,4

2,1

2,1

1,6

1,0

1,1

3,5

2,2

30

1,8

2,1

2,8

2,4

0,2

2,4

2,3

1,7

2,7

2,0

2,7

2,7

2,4

2,1

1,8

1,7

1,0

1,1

3,5

2,1

30

1,4

2,0

2,8

2,3

0,2

2,3

2,3

1,7

2,7

1,5

3,0

1,8

2,6

2,2

1,9

1,4

0,9

1,1

3,1

2,0

30

1,4

2,0

2,8

2,1

0,2

2,1

2,0

1,7

2,6

1,7

2,7

1,5

2,4

2,1

1,6

1,4

1,0

1,1

3,3

1,9

30

1,4

2,0

2,3

2,0

0,1

2,1

2,2

1,7

2,6

2,5

1,5

2,4

2,1

1,3

1,0

1,0

3,0

1,8

30

1,5

2,1

2,3

2,0

0,1

2,3

1,9

1,7

2,5

2,3

1,3

2,4

2,0

1,3

1,0

1,0

3,0

1,8

30

1,4

2,0

2,2

2,2

1,7

2,2

2,0

3,0

Примечание. Водопроницаемость в каждой точке определялась в четырехкратной повторности.

0 10 20 30 40 50 1 2 3 4 5 6