Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
s_30-57.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
243.6 Кб
Скачать
  1. Статуты как источник права Англии

С XV в. появляются ученые трактаты уже по наиболее важным и сложным вопросам права. В сферу внимания английских правоведов все чаще попадают и нормы статутного права, значение которых со временем все больше возрастает. В практике английских судов постепенно устанавливается обыкновение ссылаться на сочинения наиболее известных правоведов, тем самым их труды приобрели характер своеобразных источников английского права.

При доминирующем распространении в средневековом праве Англии прецедентных норм важное значение на всех этапах его развития, особенно в переломные эпохи, имело королевское законодательство, статутное право.

Королевское законотворчество в посленормандские времена началось с Вильгельма Завоевателя. Его первые законы касались отношений королевской власти с христианской церковью. В 1114 году появляется один из самых ранних сборников королевских законов. Законы короля назывались ассизами, хартиями, но чаще всего ордонансами, статутами. Законодательство Генриха II (XII в.), Эдуарда I (XIII в.), прозванного за бурную правотворческую деятельность английским Юстинианом, предопределило в значительной мере форму и содержание "общего права", выработало его основополагающие правила и принципы.

До возникновения парламента, а точнее до царствования Эдуарда I, различий между королевским ордонансом и статутом не проводилось. Постепенно название статута закрепилось за актом, принятым парламентом и подписанным королем. Статуты - парламентские акты стали отличаться от других источников права средневековой Англии тем, что их законность, в отличие от их толкования, не могла обсуждаться в судебном порядке.

Понятие статут, более приближенное к современному парламентскому акту, появилось лишь в 1327 году, когда общины обратились к королю с просьбой доводить до его сведения "общие петиции" (содержащие часто готовые законопроекты - билли) и получать "ответ короля и его советы в письменной форме за Большой печатью королевства". С этого времени одни законодательные акты принимались королем "с согласия Совета", другие - "с согласия парламента". Подтвердив право короля издавать "указы в Совете", парламент установил, что впредь только статут может изменить содержание ранее принятого статута.

Все парламентские ограничения королевского законодательства фактически были отброшены в период абсолютизма, когда указы короля вторгались в решение самых важных государственных вопросов, а парламент часто сам уполномочивал короля издавать указы, которые существенно меняли содержание парламентского статута. Установившаяся практика была закреплена статутом 1539 года, предоставившим королю широкие права в издании прокламаций, указов, когда парламент не заседает, "если возникает необходимость действовать со всей быстротой, требуемой обстоятельствами".

  1. Делегированное законодательство как источник права Англии.

К 40-м гг. XIX в. значительная степень политического влияния в Великобритании переходит в руки промышленной буржуазии (϶ᴛᴏ доказывает, например, принятие так называемых «хлебных законов»), значительно меняется состав палаты лордов: туда приходят так называемые «маргариновые лорды» а также социалисты (лейбористы, социал-демократы).

Палата лордов в XIX–XX вв. играла роль сдерживающей силы для палаты общин, хотя лорды, в отличие от депутатов нижней палаты парламента, никого, кроме себя лично, не представляют. Со временем лорды перестали саботировать предложения палаты общин, как они ϶ᴛᴏ часто делали в XVIII – начале XIX вв. Лорды обычно склонялись перед мнением устойчивого большинства членов палаты общин (коммонеров). Бюджетные притязанияпалаты лордов были пресечены путем принятия консолидированного бюджета (϶ᴛᴏ стало делаться с конца XIX в.). Важно заметить, что однако, при всем этом палата лордов активно препятствовала развитию социального законодательства.

В 1911 г. был проведен Закон о парламентской реформе, значительно ограничивший права палаты лордов. В его преамбуле было отмечено, что в будущем палата лордов должна стать выборной (что и было сделано в 2000 г.).

Финансовые билли (наиболее важные среди всех биллей) стали теперь приниматься палатой общин самостоятельно, без последующего одобрения палатой лордов. Стоит сказать, для нефинансовых биллей формально сохранялся режим бикамерализма (двухпалатное™) британского парламента. Палата лордов может отклонить нефинансовый билль, но ϶ᴛᴏ исключительно отлагательное вето (на год), его можно применить дважды (с 1949 г. – исключительноодин раз). Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что с 1911 г. палата общин заняла господствующее место в британском процессе законотворчества, равноправие палат парламента ушло в прошлое.

Надо отметить, что палата лордов никогда не была полностью наследственной по составу. Так, в ее состав входили высокопоставленные духовные лица (так называемые «духовные лорды» во главе с архиепископом Кентерберийским), регулярно избираемые лорды от Шотландии (лерды) и избираемые пожизненно лорды от Ирландии. В палату лордов также по должности входили 12 судебных лордов, наследственные титулованные лорды и назначаемые пожизненно монархом пэры без титула.

Со времен Билля о правах 1689 г. было установлено, что только парламент может издавать общеобязательные акты (законы). Со временем буржуазия попыталась отнять часть законодательных полномочий у парламента. Кстати, эта задача была решена с помощью института делегированного законодательства, т. е. определенные акты разрабатывались ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими ведомствами и исключительно утверждались (регистрировались) парламентом.

В период первой и второй мировых войн развивается практика чрезвычайного законодательствования. Широкие права предоставляются кабинету, упорядочивается делегированное законотворчество.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]