Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Иллюзии связанные с патентами.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
102.62 Кб
Скачать

Иллюзия быстрого успеха

Быть пионером не окупается. Эндрю Карнеги

Если бы человеку по его природе не свойственно было искушение рискнуть,… то на долю одного лишь холодного расчёта пришлось бы не так уж много инвестиций. Джон Кейнс

Строго говоря, следовало бы сказать не «быстрого успеха», а «быстрой наживы», так как понятие «успех» можно трактовать во множестве смыслов. Но так благозвучнее.

Для того чтобы начать работу по созданию новой техники, есть много причин. Все они хороши, если относятся к решению объективно нужной людям задачи. Но если причиной открытия работы является неотразимый аргумент «под это дают деньги», следует разобраться, под какую же нужную людям задачу дают деньги, и какова вероятность её решения в сроки, сопоставимые с периодом активной жизни специалиста. В науке правилом, а не исключением является то, что люди, стоящие у истоков нового направления, не доживают до появления промышленно применимых продуктов, основанных на результатах исследований. В этом нет ничего трагичного – многие люди вполне удовлетворены своей работой в науке и не собираются её оставлять за то, что она не сулит крупных дивидендов.

Но руководителю, озабоченному финансовым положением предприятия, надо внимательно разбираться, приведёт ли новая тема к быстрому внедрению и связанным с этим удовольствиям. В первую очередь надо понять, насколько существующая инфраструктура сможет обеспечить промышленный выпуск товарного продукта, основанного на результатах исследований. Если тема вызывает сомнение в смысле быстроты внедрения, это не значит, что от неё надо безусловно отказываться – здесь всё зависит от обстоятельств. Даже патенты следует брать – для того, чтобы утвердить свой приоритет. Не надо только рассчитывать, что они принесут доход. Исследователям, блестяще завершившим фундаментальные исследования, надо не готовиться к коммерциализации своих патентных прав, а подыскивать новую, желательно хорошо оплачиваемую, тему для исследований. Ниже даны несколько примеров из истории техники.

Последние шестьдесят лет ознаменованы триумфальным шествием полупроводников. Однако первые полупроводниковые эффекты были открыты в 1873 году американцем У. Смитом (изменение сопротивления селенового столбика под действием света) и в 1874 году немцем К. Ф. Брауном (односторонняя проводимость контакта металл – полупроводник). На основе последнего из этих открытий были разработаны кристаллические детекторы, впервые использованные в 1900 году для демодуляции радиосигналов (спустя 26 лет!). Фоторезисторы, основанные на эффекте У. Смита, появились намного позже. Первый точечный транзистор был изобретён У. Браттейном и Дж. Бардиным только в 1948 году.

Первые опыты по разработке электрических ламп были начаты в 1838 году Жобаром. Спустя 35 лет в Санкт-Петербурге был проведён первый в мире опыт уличного освещения лампами накаливания А. Н. Лодыгина. Но и спустя ещё 35 лет лампы накаливания оставались редкостной новинкой.

Входящие сейчас в моду, но до сих пор не используемые в массовом масштабе топливные элементы впервые были предложены и испытаны Уильямом Гровсом в 1839 году.

В 1903 году супругами Кюри было установлено выделение тепла солями радия. Измеренное удельное тепловыделение оказалось настолько большим, что с этого года всё прогрессивное человечество было озабочено одним: как бы собрать побольше радиоактивных веществ в компактный блок и выделить всю содержащуюся в нём энергию, по возможности за кратчайшее время. Спустя десять лет уже был написан роман Герберта Уэллса «Освобождённый мир» об атомной войне в Европе. В нём впервые появился термин «атомная бомба». Ясно, что на создание этого замечательного объекта техники денег не было жалко никаких, но первая атомная бомба была взорвана только в 1945 году, а первая атомная электростанция заработала и того позже – в 1954 году.

За последнее десятилетие произошло взрывообразное развитие сотовой телефонной связи. Но идея, положенная в основу телефонной связи на ультракоротких волнах, была сформулирована и проверена экспериментально ещё в 30-е годы прошлого века. В написанном в 1940 году романе Ю. Долгушина «ГЧ» она изложена подробно, понятно, абсолютно современно.

Последние десятилетия демонстрируют ускорение научно-технического прогресса. Но пока утешительного в этом мало. Просто раньше путь от научного открытия до выпускаемого серийно продукта занимал сотни лет, а теперь вполне сформировавшаяся научная идея, даже проверенная экспериментально, воплощается в промышленно производимый продукт всего лишь за пятьдесят лет. Многие новинки последних десятилетий действительно способствуют ускорению внедрения новых разработок. Но ведь и объекты новой техники стали посложнее.

Причина отставания темпов технического прогресса от темпов старения изобретателей весьма проста: освоение промышленного производства принципиально новых объектов техники требует новых материалов, технологий, оборудования. На создание этой новой инфраструктуры нужны не только время и большие деньги, но и свои исследования и разработки, подчас более дорогостоящие, чем основные. Деньги в ощутимых размерах начинают поступать только тогда, когда у инвесторов появляется ощущение, что им удастся вернуть вложенное.

К счастью, не все инвесторы расчётливы и блещут умом. Денежные мешки, уверовавшие в возможность быстрой наживы, но не способные оценить все предстоящие технические проблемы, – вот те герои, на которых держится весь научно-технический прогресс. Когда, наконец, и более расчётливые инвесторы увидят что это хорошо и осуществимо, деньги появляются мгновенно. И телега, которая со скрежетом и остановками ползла от одного денежного мешка до другого лет сорок-пятьдесят, вдруг делает гигантский рывок, создавая иллюзию ускорения научно-технического прогресса. Поскольку патенты действуют двадцать лет, отцы-основатели, если им удаётся дожить до триумфа, оказываются не при чём.

Всё вышесказанное имело цель не посеять уныние и разочарование в ценности системы правовой охраны изобретений, а показать, что не всё так просто в этой системе. Предаваться иллюзиям – не самое лучшее занятие, и заниматься изобретательской деятельностью надо с открытыми глазами. Изобретательская деятельность отнюдь не сводится только к созданию патентоспособных решений и торговле правами. Главное в ней – это сделать образом жизни выявление новых задач и их решение на изобретательском, то есть творческом уровне. Будут ли они патентоспособными или нет, будут ли они относиться к технике, или к методам рекламы, управления производством, или организации сбыта, вопрос второстепенный.

[1] Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг. – СПб. : Питер, 2001. [2] Григорьев Ю. В. Проблема соавторства в российском изобретательстве / Ю. В. Григорьев // Патенты и лицензии. – 2008. – № 12. – С. 32 – 36. [3] Козырев А. Проблема оценки результатов интеллектуальной деятельности, учёта и инвентаризации нематериальных активов / А. Козырев // Интеллектуальная собственность. – 2003. – № 5. – С. 6 – 8. [4] Бромберг Г. В. Интеллектуальная собственность: основной курс : учеб. пособие / Г. В. Бромберг. – М. : Приор-издат, 2004. [5] Григорьев Ю. В. Управление изобретательской деятельностью: интеллектуальные права // Союз ИТЦ России. – 2008. – Дек., № 18. – С. 53 – 59. [6] Федеральный закон от 19.07.2007 № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». [7] Соловьёва Г. М. Лицензионные платежи – зеркало экономики? / Г. М. Соловьёва // Патенты и лицензии. – 2001. – № 11. – С. 58 – 59.

Григорьев Юрий Васильевич  

Журнал "Инновационный Вестник Регион"

2009 г.

https://habrahabr.ru/post/288440/