Привязанность и потери
Привязанность (по Боулби) – это желание находиться в компании и обществе других людей. Привязанность выражается в поведении, образуются устойчивые эмоциональные связи с небольшим количеством предпочитаемых людей. Проявление привязанности активизируется стрессом. Мы либо сближаемся с другими людьми, либо отрезаем себя от них, а их от себя. Здоровая привязанность позволяет находить и поддерживать физическую близость минимум с одной личностью в условиях стресса (это может быть и рукопожатие). Это норма эмоциональной привязанности.
Функция привязанности состоит в том, что она позволяет личности создать основу для эмоциональной безопасности. Когда клиент приходит в консультирование, ранние паттерны привязанности активизируются во взаимоотношениях с консультантом. Если были проблемы с эмоциональной привязанностью, то человек может страдать от одиночества, наблюдаются трудности во взаимоотношениях друг с другом. Это будут трудности, связанные с доверием друг к другу.
Воображение воспроизводит самые ранние (может быть, и пренатальные) отношения и может блокировать взаимоотношения (через воображение). Фантазии об отношениях отыгрываются на окружающих (или идеализируются фантазии о родителях, которых не было).
Как устанавливается привязанность и устанавливается эмоциональная связь. Согласно М.Кляйн, грудь – это первый объект привязанности. Эмоциональная привязанность связана с потерей пищи. В 60-е годы Джон Боулби начал сомневаться в этом, руководствуясь работами К.Лоренца, ученого-этолога, который основные работы написал в 30-е годы. Из его работ было видно, что утята и гусята умеют добывать пропитание сами, но имеют тесную эмоциональную связь с гусыней, которая их не кормит. Даже в животном мире есть эмоциональная привязанность. Дж. Боулби предположил, что между матерью и ребенком отдельно существуют три вида привязанностей:
пищевая связь;
сексуальная связь;
эмоциональная связь.
Проверка гипотез шла через экспериментальный материал. В 1957 г. Он написал книгу «Природа связи ребенка с его матерью», в 1969 г. – «Привязанность», в 1980 г. – «Потеря». В этих книгах описаны феномены, к которым еще Фрейд привлекал внимание. Это любящая связь, отделение, горевание, защиты от тревоги отделения, гнев, вина, депрессия – все это является реакцией на эмоциональный разрыв.
Боулби обратил внимание на возрастные периоды у ребенка, когда идет индивидуация. У ребенка есть природная предрасположенность к потребности в привязанности, строить лично интимные эмоциональные связи с особенными другими личностями. Эта предрасположенность – базовый компонент человеческой натуры. В зачаточной форме она проявляется в пренатальный период и продолжается всю оставшуюся жизнь.
В течение младенчества и детства это эмоциональная связь, от которой требуется эмоциональная защита, комфорт, поддержка. В здоровом подростковом возрасте и во взрослой жизни эти связи укрепляются и дополняются новыми, обычно с личностью противоположного пола. Хотя пища и секс являются важными аспектами привязанности, эмоциональный компонент является самостоятельным и играет ключевую роль для выживания личности, так как обеспечивает эмоциональную защиту.
Первоначально единственным средством коммуникации между матерью и ребенком является эмоциональное выражение и сопровождающее его поведение. Позднее включается речь, но эмоциональная связь коммуникации остается принципиально важной чертой интимных отношений в течение всей жизни.
Внутри теории Боулби интимные эмоциональные связи не рассматриваются ни как подчиненные пище и сексу, ни как производные от них. Эмоциональные связи – самостоятельны. Срочное утешение и поддержка – это не детские фантазии и не зависимость. Способность установить эмоциональные связи с другими личностями в разных ролях (как ищущих, так и дающих заботу) рассматриваются Боулби как принципиальная черта эффективного личностного функционирования и ментального здоровья. Потеря – это результат привязанности.
