Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зильберквит М. Рождение фортепиано- Рассказ-Художн. Г. Ордынский.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
10.08 Mб
Скачать

Элиас Хаусманн. Портрет Баха

Еще задолго до Баха клавиатура была внешне такой, какой мы привыкли видеть ее у современных фортепиано,— октава состояла из семи белых и пяти черных клавиш**. Каждый из двенадцати звуков октавы являлся основным для двух тональностей — мажорной и минорной. Композиторы, предшественники Баха, конечно, знали все двадцать четыре тональности, но лишь теоретически. В своих сочинениях они редко забирались в дебри сложных тональностей, то есть таких, в которых было много диезов и бемолей, или, другими словами, где часто встречались черные клавиши. Нет, они вовсе не боялись неудобства игры на черных клавишах, причина была в другом: строй инструментов был таким, что чисто, благозвучно звучали лишь произведения, написанные в тональностях с малым количеством знаков. Стоило заиграть эти же пьесы в тональности с пятью или более диезами или бемолями, как звучание их становилось невыносимо фальшивым. Так веками и обходились композиторы несколькими тональностями, в которых число знаков не превышало двух-трех.

*Себастьян Бах спроектировал так называемый «лютневый клавесин», звучание которого настолько напоминало звучание лютни — одного из самых любимых и популярных музыкальных инструментов того времени, что даже профессиональные музыканты оказывались введенными в заблуждение его звучанием, не видя, на каком инструменте играют — лютне или клавесине.

** В некоторых старинных клавишных инструментах было противоположное распределение цвета клавиш.

Чембало И.~С. Баха. Сохранился до наших дней

Иоганн Себастьян Бах был еще ребенком, когда известный немецкий музыкант Андреас Веркмейстер впервые предложил усовершенствовать строй клавира, разделив октаву на двенадцать равных частей — полутонов. Труд Веркмейстера оставался лишь неподтвержденной теорией до тех пор, пока не появился на свет нотный том, на первом листе которого рукою автора было выведено следующее заглавие:

Хорошо темперированный клавир, или

Прелюдии и Фуги во всех тонах и полутонах,

касающихся как терций мажорных, или До, Ре, Ми,

так и терций минорных, или Ре, Ми, Фа.

Для пользы и употребления жадного до учения

музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех,

кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено

Иоганном Себастьяном Бахом — в настоящее время великокняжеским Ангальт-Кетенским капельмейстером

и директором камерной музыки в году 1722

Так впервые в истории клавишных инструментов была не только подтверждена возможность использования всех двадцати четырех тональностей, но и раскрыты неведомые ранее их красота и богатство звучания.

Дом в Эйзенахе, где родился И. С. Бах

А спустя двадцать два года, за шесть лет до смерти, Бах закончил второй том этого грандиозного труда, значение которого в истории фортепианного искусства трудно оценить словами.

Новаторство Себастьяна Баха было не только в том, что он открыл целый мир новых тональностей, в которых прежде не было написано какой бы то ни было музыки, тем более гениальной. Бах создал новый музыкальный цикл — прелюдия и фуга.

Сам Себастьян Бах всегда предлагал своим ученикам прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», после того как они справлялись с его более легкими сочинениями — двух- и трехголосными инвенциями, сюитами и другими произведениями. Ведь великий музыкант был не только гениальным композитором, выдающимся исполнителем, но и замечательным педагогом. Много музыки написал он специально для детей — юным клавесинистам и органистам Бах подарил десятки произведений, по которым и в наше время учатся молодые музыканты.