- •Тема 1. Предыстория человечества: архаический мир
- •1. История в современном мире
- •2. Преистория: общая характеристика, периодизация, антропогенез
- •3. Ранняя стадия социогенеза
- •4. Развитая родовая община
- •Тема 2. Древний Восток: древнейшие цивилизации в истории человечества
- •1. Классификация древнейших цивилизаций. Общие черты
- •2. Предпосылки возникновения государства, его функции в древнем мире
- •3. Особенности экономического строя древних цивилизаций
- •4. Духовная культура древневосточных цивилизаций
- •Тема 3. Античные цивилизации – древнейшие цивилизации Европы
- •Тема 4. Средневековый мир
3. Ранняя стадия социогенеза
Представления об общественном устройстве первых человеческих коллективов стали складываться во второй половине XIX в. В это время не имелось даже приблизительных данных о степени древности человечества, о характере и сущности начальных этапов культуры и физическом облике древнейших людей. Отправным пунктом для суждений служили знания об этологии (поведении) животных и наблюдения из современной жизни человека. Суть этих представлений сводилась к двум простым заключениям: 1) современный человек и высшие приматы являются двумя крайними точками процесса антропогенеза, между которыми должна располагаться неизвестная науке промежуточная форма, обладающая качествами, как обезьяны, так и человека; 2) общественная организация представителей этого «промежуточного звена» не слишком отличалась от высших форм организации сообществ животных, например, стада. Устоявшиеся представления о «первобытном человеческом стаде» отрицают существование таких регуляторов общественной жизни, как семья, родственные отношения, упорядоченность сексуальных связей.
Современная наука знает неизмеримо больше о культуре каменного века и накопила значительный опыт наблюдений за поведением высших приматов, что позволило сформировать более серьезные представления о процессе социогенеза, однако до сих пор не до конца понятен механизм качественного перехода от состояния объединений животных к собственно человеческим коллективам.
Естественными предпосылками социогенеза считаются такие биологические инстинкты представителей семейства гоминид, как «общественное» сосуществование, забота о потомстве, совместное отражение агрессии извне, потенциальная способность к переходу на новую пищевую основу, инстинктивное «домостроительство», обеспечение выживаемости в стае слабых особей, вариабельность поведения отдельных особей стаи, допускающая выход за пределы инстинктивных ограничений («интеллект»), инстинктивная и спорадическая (иногда «творческая») орудийная деятельность. Для перехода на новый уровень необходимо, чтобы все эти признаки были присущи каждому члену сообщества и проявлялись не эпизодически, а регулярно. Получается, что процесс социогенеза мог не быть долгим и поступательным накоплением основных «человеческих» признаков, а мог сложится как запуск уже имеющегося механизма, способного к качественному сдвигу, под воздействием давления извне, например, природно-климатических изменений, повлиявших и на антропогенез, и на социогенез.
С момента вынужденной адаптации гоминид к новым условиям жизни в открытых пространствах саванн начинается процесс трансформации чисто биологических форм «общественной» жизни в присущее человеку социальное устройство. Наиболее важным фактором этого процесса на первоначальном этапе явился переход к охоте, как основе жизнеобеспечения. Выработка новой стратегии снабжения пищевыми продуктами, вызванная ограничением снабжения растительной пищей, способствовала изменению прежних стереотипов поведения, складыванию новых элементов в организации стада, акценту на совместные действия. Переход к потреблению преимущественно мясной пищи вызвал приспособительные мутации организма, в частности с изменение способа добычи связывают развитие прямохождение. Отсутствие природного инстинкта хищника-охотника у гоминид стало компенсироваться социальными механизмами: доминирование и иерархия, ролевые функции, пищевые самоограничения в пользу детей и слабосильных особей и т.д. Поведенческое приспособление к новым условиям компенсировало отсутствие природного механизма, но требовало создания способов передачи этих поведенческих стратегий из поколения в поколение, т.к. от этого накопленного «интеллектуального» опыта (прежде всего, способов изготовления орудий) зависела сама выживаемость коллектива.
На каком-то рубеже происходит наиболее фундаментальный для антропогенеза переход от простого использования природных орудий к их регулярному изготовлению. С момента начала изготовления орудий труда в действие вступают мощные факторы социогенеза: планирование совместных действий, коллективная постоянная стоянка, технология производственной деятельности. Производственная деятельность радикально изменила не только интеллектуальную активность гоминид, но и сам их физический облик. Производство даже первых орудий труда нельзя считать примитивным процессом: оно предполагало поиск и обнаружение сырья, подбор подходящего обломка камня, подготовка его для последующего скалывания отдельных пластин желаемой формы и веса, обработка до формы законченного орудия.
Вопрос о существовании на этой стадии семьи остается в науке дискуссионным. Долгое время считалось, что на ранней стадии социогенеза семьи не было и господствовал промискуитет – неупорядоченные сексуальные связи. Однако многое говорит за то, что даже при отсутствии семьи как формы постоянных отношений между мужчинами и женщинами, взаимоотношения между матерью и детьми были достаточно прочными и долговременными. Продолжительность детского возраста у человека значительно больше, чем у любого другого представителя животного мира, и родственная связь «мать-дитя» естественным образом была продолжительной, особенно учитывая ограниченность рождаемости в первобытную эпоху. Напротив, о серьезных отношения «отец-дитя», вероятно для этой эпохи говорить нельзя, как и о долговременных отношениях между полами. Однако предполагается, что уже на ранней стадии стали формироваться ограничения на брачные отношения между ближайшими родственниками, как по вертикальной линии, так и по горизонтали (братья и сестры), поскольку даже в животном мире некоторые инстинктивные элементы такого рода ограничителей есть.
Одним из проявлений социогенеза стало также и половозрастное разделение труда. Женщины и дети могли выполнять лишь посильную для них работу (собирание ягод и корений, птичьих яиц, изготовление орудий труда), а основную тяжесть пищевых промыслов несли на себе молодые мужчины.
Культуру ранней первобытности можно охарактеризовать преимущественно с позиции смены технологий производства, так как многочисленные археологические находки позволяют нам увидеть, как менялась технология в каменном веке. Для обозначения технологических различий ученые ввели понятие «технокомплекс», который характеризует основные достижения в технологии каменных орудий. Например, для самой ранней культуры нижнего палелита – олдована (2,5-1,4 млн. лет) – характерен технокомплекс чоппера (галька с искусственно заостренным краем), для ашеля (1,4 млн.-100 тыс. лет) – ручного рубила, среднего палеолита (мустье, 100 тыс. – 35 тыс. лет) – скребла и остроконечника, для верхнего палеолита – технокомплекс скребка-резца-острия. Уже в самую раннюю эпоху отличительной чертой человека стало регулярное и сознательное использование огня. Тогда начинается примитивное, но уже обустройство жилого пространства на стоянке открытого типа или приспособление скального навеса.
Вывод:
Всё это рисует раннюю стадию социогенеза как период, когда человек жил относительно небольшими коллективами, членов которого объединяла производственная потребность друг в друге, сексуальное партнерство и родственные отношения, - такие коллективы и принято называть праобщиной.
