- •Уппокра: тысяча лет язычества.
- •История раскопок.
- •Изображение зверя, обвитого змеёй. Серебро, IX век. Возможно, изготовлено на территории Восточной Европы.
- •Общая география поселения.
- •Храм-хов в Уппокре: общая конструкция.
- •План остатков хова в Уппокре и места находок
- •Два варианта реконструкции внешнего вида хова в Уппокре, сделанных в 2004 (снизу) и в 2006 (сверху) годах.
- •Возможная реконструкция внутреннего помещения хова
- •Находки, связанные с храмом.
- •Дверные кольца из Уппокры, железо. Справа — найденное в яме у северо-западной колонны внутри культового здания, диаметр 14 см. Слева — найденное в 10 м от хова, диаметр 23 см.
- •Окружение храма.
- •Остатки ритуально «убитого» оружия: погнутые наконечники копий, найденные к северу от культового сооружения.
- •Ещё раз о значении Уппокры.
План остатков хова в Уппокре и места находок
Также очень глубоко, в траншею глубиной около метра, были вкопаны стены здания, которые состояли из вертикальных брёвен, возможно чуть изогнутых, подобно стенам скандинавских длинных домов. Предположительно, сооружение было выполнено в той же технике, что и так называемые ставкирки или мачтовые церкви Скандинавии. В частности, именно такая техника использована при возведении палисада церкви в соседнем Лунде около 1050 года. Глубина траншеи и отверстий для боковых столбов указывают, что стены хова были, очевидно, весьма высоки. Так несохранившаяся церковь в Хемсе (Hemse, Готланд) имела стены высотой в три метра, для хова Уппокры специалисты не считают невероятной высоту в четыре метра.
Два варианта реконструкции внешнего вида хова в Уппокре, сделанных в 2004 (снизу) и в 2006 (сверху) годах.
Однако построено столь монументальное сооружение было не сразу, здание хова возвели в VI в. на месте классического длинного дома, в свою очередь построенного ок. 200 г.н.э. (или в течении III в.). Вполне вероятно, что изначальный длинный дом тоже играл какую-то культовую или церемониальную роль в жизни поселения. Здание большого храма шесть раз перестраивалось без изменения плана и закончило своё существование в IX в. вместе с городом, предположительно с исполнением некого обряда: сооружение было снесено или разобрано, в яму от одного из центральных столбов были уложены голова или череп быка и вертикально установленное кольцо от двери храма.
Возможная реконструкция внутреннего помещения хова
Находки, связанные с храмом.
В центре хова находился очаг. Возле очага найдены спрятанные стеклянная чаша и серебряный кубок, вероятно ритуального предназначения или просто использовавшиеся для торжественных событий. Также в слоях глины пола нашли остатки около десятка стеклянных сосудов, возможно в полу погребённых.
Кубок датируется примерно 500 г. н.э. Он сделан из медного сплава и украшен чередующимися полосами рельефной золотой и серебряной чеканки. На золотых полосах присутствуют изображения переплетённых животных, половинок человеческих лиц, четырёхпалых рук без больших пальцев, змей, чьи пасти открыты, и конских голов в фас. Переплетённые кони, люди и змеи представлены попарно. Как полагают специалисты на основе химического анализа металлов, кубок мог быть изготовлен непосредственно в Уппокре.
Чаша из полупрозрачного и кобальтово-синего стекла происходит из области Северного Причерноморья и датируется примерно VI в. Сочетание чаши и кубка, столь явно хранимых или спрятанных особо, напоминает нам о воссозданных по описаниям обрядах Трота, с жертвенной чашей и рогом, чья роль, вероятно, аналогична роли ритуального кубка из храма.
Кубок, найденный в храме рядом с очагом. Как предполагается, использовался при обрядах. Создан из сплава меди, украшен горизонтальными полосами широкой золотой и узкой серебряной чеканки. Датируется V в.н.э., изготовлен, предположительно, в Уппокре. Высота 16.5 см.
Прорисовка орнамента на кубке
Остатки стеклянной чаши, найденной в храме рядом с очагом. Возможно, чаша играла роль жертвенной. Изготовлена предположительно в VI в. н.э. в северном Причерноморье. Высота 9.7см.
У столбов и вдоль стен сохранилось почти двести фигурок из золотой фольги, так называемых «золотых старичков» (gullgubber), большинство из них изображает воинов, есть и фигурки женщин, и парные композиции. Такие фигурки имеют многочисленные аналоги из других мест Скандинавии, и, как считается, не несут религиозного или торгового смысла. Найденные в Уппокре образцы более всего напоминают находки с острова Борнхольм (из местности, именуемой Sorte Muld, Чёрная Земля), некоторые даже были изготовлены по одной ювелирной форме с островными. Был найден и штамп для изготовления фигурок, что предполагает, что их могли делать и где-то рядом с храмом тоже, для украшения здания или для нужд верующих, в качестве приношений по обету, например.
Образцы фигурок из золотой фольги с территории храма, размеры варьируються в пределах 1—2 см. Справа внизу — бронзовая матрица для изготовления фигурок (высота 2см).
Видимо, плоские золотые накладки украшали стены и колонны храма, что в слабо освещенном помещении должно было производить впечатление неяркого золотистого мерцания вокруг. Недаром пир богов в гостях у Эгира согласно вступлению к «Перебранке Локи» освещался именно золотом, и основные эпитеты драгоценного металла включали понятия об огне и сиянии. Люди не придумывали, люди видели воочию, и память об этом пережила строения — в слове.
Ещё образцы «золотых старичков» из Уппокры
Также найдены в различных слоях пола многочисленные объекты — фибулы, бусы, черепки, золотые фрагменты — разной датировки. Это, опять же, предполагает непрерывную традицию приношений в храм.
Среди интересных находок, связанных с практикой жертвоприношений на территории храма, можно упомянуть вотивные приношения — миниатюрные, 1.9—2.6 см изображения меча, ножниц и ножа (или наконечника копья?). Вотивные приношения в виде символа желаемого делались божествам как знак просьбы или в благодарность за её исполнение. Могли, однако, найденные предметы играть и роль бытовых оберегов.
Миниатюрные изображения предметов, найденные на территории храма.
Также на территории культового здания найдены внешне простые вещи, вроде гвоздей и упомянутого выше железного дверного кольца. Однако, как уже говорилось, кольцо было захоронено в столбовой яме вместе с черепом быка при окончании существования храма, видимо в качестве символического погребения самого священного места. О роли дверных колец (и колец вообще), а также об их связи с сакральным, с клятвами, законом и с храмовыми строениями и палатами знати подробно рассказывает М. Эриксен в своей статье «Могущественные кольца. Дверные кольца, кольца клятвы и сакральные места6». Второе железное дверное кольцо было найдено на расстоянии примерно 10 метров от храма, но поскольку его обнаружили при помощи металлоискателя вне археологического окружения, ничего нового к нашим знаниям оно не добавляет.
