- •Кафедра психологии развития
- •Введение
- •Природно-географические и исторические условия формирования культуры нации или этноса.
- •Языковая группа и система письменности.
- •Элементы языческой картины мира.
- •Элементы монотеистической картины мира.
- •Национальный эпос и его герои.
- •Профессиональная культура.
- •Заключение
Элементы монотеистической картины мира.
Народности лезгинской группы – последователи суннитского направления ислама. Как и у других народностей Дагестана ислам выступает у них в смешении с очень пестрым комплексом доисламских верований: язычеством, иудейством, христианством и другими вероисповеданиями.
Язычество – наиболее древнее верование народов Дагестана и, в частности народностей лезгинской группы. Что касается монотеистической религии, то с начала нашей эры из соседней Грузии проникало к горцам христианство. Еще в I веке в 43 г. лезгины приняли христианство от Святого апостола Елише, который в Алупанском городе Киш воздвигнул первый на Кавказе христианский храм.
Из книги алупанского историка Моисея Каланкатуйского (Дасхуранви) известны названия десятка церквей, построенных алупанцами в Иерусалиме. После принятия христианства в Алупане быстрыми темпами стало развиваться просвещение. В период Кавказской Албании христианство получило значительное распространение, но почему-то оно так и не упрочилось в среде кавказских народностей. После распада государства Алупан в результате арабского нашествия лезгиноязычные народы стали развиваться раздельно: около двух десятков областей Малой Албании (Арцах, Гаргарея, Утик, Сюник, Цавдея, Гардман и др….), расположенных за рекой Кура, сохранили христианство и объединились в царство Хачен. Впоследствии Малая Албания (Арцах-Карабах), сохранившая христианство, отошла к Армении.
Наибольший интерес представляет факт проникновения в Дагестан иудаизма. Эта религия, в отличие от других, на определенный период, с VII по X век, становится государственной религией хазарского Дагестана.
Проникновение иудаизма в Дагестан и, в особенности, в массы народностей лезгинской группы, связано с историей появления здесь еврейского населения.
В первой половине VI века на территории Южного Дагестана оседают воинственные кочевники-хазары. Они ведут длительную борьбу с персами-сасанидами за овладение Дебентским проходом. Территория Табасарана, Кайтага и Лезгинстана вместе с отнятым у персов Дербентским проходом становится хазарской. События этого времени подробно описаны в местной хронике («тарихи») «Дербент-намэ». В ней говорится о наличии здесь еврейского населения, синагог, христианских церквей. Казимбек пишет: «По существующим традициям страны следует заключить, что древнейшие обитатели этого края, раньше чем утвердился ислам в Дагестане, были евреи». Такое утверждение безусловно преувеличено, но несомненно, что еврейского населения срели лезгин, табасаранцев, кайтагцев было много. Это наиболее древнее ядро предков современных горских евреев.
Знакомство коренных народов России с мусульманской верой началось в первой половине VII века. Присоединение Дербента к Арабскому Халифату в 642-643 гг. ознаменовало начало первого этапа распространения ислама на Северном Кавказе. К началу VIII века власть Халифата окончательно утвердилась в Дербенте и его окрестностях, а в 733-734 гг. по приказу арабского полководца Масламы там была построена одна соборная и семь квартальных мечетей. Дербент, или Баб-эль-Абваб («Врата врат»), как его назвали арабы за важное стратегическое положение города, запиравшего выход из прикавказских степей на Ближний и Средний Восток, превратился в крупный центр распространения ислама. В городе поселились учёные и проповедники, которые вели проповедь среди местного населения. Сила оружия не могла обратить в ислам гордые и свободолюбивые кавказские народы, но слова и убеждения возымели действие на их сердца. Одними из первых ислам приняли лезгины, табасаранцы, цахуры. Но и у них, указывает известный арабский историк (X в.) Масуди есть «кяфиры» (неверные). Во всех других частях Дагестана нет мусульман. Другой арабский историк Ибн-Русте (X век) рассказывает, что владетель Кайтага (в 35 км. от Дербента) одновременно исповедовал три религии и праздновал пятницу с мусульманами, субботу с евреями и воскресенье с христианами. Это сообщение свидетельствует о том, что даже в Южном Дагестане, где значительно чаще совершалось вторжение арабов, ислам не стал господствующей религией, что здесь наряду с мусульманством уживалось христианство и иудаизм.
