Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вагнер Пять песен на стихи Матильды Везендонк-2-2.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.89 Mб
Скачать

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных»

Колледж имени Гнесиных

Дипломная работа

По дисциплине «Музыкальная литература»

Р. Вагнер,

«Пять песен на стихи Матильды Везендонк»

как предвосхищение музыкальной драмы

«Тристан и Изольда»

Выполнила: А.Г. Рыкалова

Руководитель: М. А. Сударева,

кандидат искусствоведения

Москва 2016

Содержание

Введение……………………………………….…...3

  1. Характеристика сочинения……………….…...8

  2. «Ангел» …………………………………….….10

  3. «Стой!» ………………………………….…….15

  4. «В теплице» …………………………………..20

  5. «Скорби» ……………………………………...26

  6. «Грезы» ……………………………………….30

  7. Заключение………………………………….....37

  8. Список использованной литературы………...38

Введение

Рихард Вагнер — великий немецкий композитор, дирижер и теоретик искусства. Синтетический гений, сочетавший в едином лице таланты музыканта-композитора и дирижера, поэта, драматурга, писателя, эстетика, философа, культуролога, политического деятеля, публициста, он вошел в историю музыки как крупнейший реформатор оперного жанра. Его творческое наследие, сконцентрированное преимущественно в области крупной вокально-сценической музыки, поистине грандиозно. Среди его самых известных сочинений следует отметить такие оперы и музыкальные драмы, как «Летучий Голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», тетралогия «Кольцо Нибелунга», «Нюрнбергские Майстерзингеры», «Тристан и Изольда», «Парсифаль». Наряду с музыкальной драмой, Вагнер отдал дань и другим жанрам: он является автором ряда произведений для симфонического и духового оркестра, фортепиано, камерного вокального жанра. Его полное собрание литературно-художественных и литературно-теоретических работ составляет 16 томов.

Вагнер — художник-мыслитель, художник-философ и художник-гражданин. В искусстве он видел важнейший канал культуры, способ пересоздания самой жизни. Он сыграл огромную роль в «перестановке» видовых жанровых форм художественного творчества. Так на первое место в его системе выходят музыка и театр.

В творчестве Вагнера романтизм перестал быть исключительно духовной и умственной сферой. Он переходит в область жизненной практики в виде социально-политических доктрин или революционных теорий. Идеи, легшие в основу культурфилософии Вагнера, были характерны для духовного климата его времени и нескольких последующих десятилетий. Также, он стал властителем умов нескольких поколений интеллигенции на западе и России. В.Б Стасов, далеко не во всем признававший реформаторские идеи Вагнера, писал: «У Вагнера образовалась слава громадная. Успех его и лавры были так колоссальны, что мало на свете можно сыскать такой славы, какая пришлась на его долю».1 Вагнер интересен как незаурядная и харизматическая личность. Его творческие открытия композитора стали фундаментальными для дальнейшего развития музыкального искусства.

В этой работе рассматривается его вокальный цикл «Пять песен на стихи Матильды Везендонк», который представляет безусловный исследовательский интерес и как жемчужина камерной вокальной лирики композитора, и как произведение, непосредственно связанное с его оперным творчеством. Но прежде всего этот цикл — памятник любви, слиянием поэзии и музыки их авторов запечатлевший слияние душ.

В 1852 году Вагнер познакомился с супругами Отто и Матильдой Везендонк. Муж Матильды был большим поклонником творчества Вагнера и поддерживал его финансово. Он специально выстроил в своем большом имении домик для композитора. Сам Вагнер называл этот дом «Asil» («Убежище»).

За время проживания в «Asil» между Матильдой Везендонк и Рихардом Вагнером возникли теплые взаимные чувства. Вдохновленная этой атмосферой Матильда пишет пять стихотворений, отражающих накал страстей: «Trаume» («Грёзы»), «Schmerzen» («Страдания»), «Stehe stil» («Стой!»), «Im Treibhaus» («В теплице»), «Der Engel» («Ангел»), которые послужили основой для вокального цикла «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» сочинённым Вагнером в период 1857- 1858 гг.

«Пять песен на стихи Матильды Везендонк» — единственный вокальный цикл в творчестве композитора. Настроением, чувственной атмосферой, гармоническим языком, это зрелое сочинение композитора предвосхищает его музыкальную драму «Тристан и Изольда».

Циклу присущи романтическая патетика и напряженность, что отражается в музыке, которую отличают приподнятость и декламационность вокальной партии, насыщенность фортепианной, текучесть и пластичность формы. Сам автор определял жанр своего музыкального детища как стихотворение, а не песня и не романс: «5 стихотворений любителя» (последнее слово было снято при издании в 1862 году). Позже цикл вошел в музыкальную литературу под названием «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» («Wesendonck Lieder»). Два стихотворения цикла — «В теплице» и «Грезы» — обозначены как «этюды» к «Тристану и Изольде». Последнее, «Грёзы», также было инструментовано самим Вагнером для камерного оркестра (женский голос он заменил солирующей скрипкой). В таком виде этот романс был исполнен в день рождения Матильды Везендонк 23 декабря 1857 года. Позже остальные романсы оркестровал австрийский дирижёр и композитор, ученик Вагнера Феликс Моттль. Первое исполнение цикла состоялось 30 июля 1862 года на вилле недалеко от Майнца. Партию сопрано исполняла певица Эмилия Генаст, партию фортепиано — Ганс фон Бюлов.

Это прекрасное и возвышенно-чувственное произведение, на первый взгляд, нетипично для композитора, чьей основной сферой интересов была музыкальная драма. Тем не менее, Вагнер обращается к миниатюре.

Жанр миниатюры, в творчестве романтиков символизирует сокровенность чувств обуревающих героя. Миниатюра­­­­­ точно передает все нюансы эмоционального состояния, фиксируя сиюминутные настроения и желания, выступая, таким образом, в роли своеобразного лирического дневника.

Широкое распространение вокальные циклы получили именно в эпоху романтизма, когда после разрушения идеалов революции, в своей неудовлетворенности окружающей действительностью, люди стали «уходить в себя», обращаться к своему внутреннему миру, создавая некий идеальный мир. При этом для романтиков особенно оказывается важна песня — самый сокровенный и личностный жанр, в котором воплощаются глубоко личные и сердечные переживания.

Основоположником вокального цикла считается Ф. Шуберт, автор «Прекрасной мельничихи» и «Зимнего пути. Но, если обратиться к более раннему времени, можно увидеть, что, незадолго до появления шубертовских циклов, в 1816 году Л. ван Бетховен создает цикл «К далекой возлюбленной». Словно предчувствуя веяния нарождающегося романтизма, Бетховен пишет своеобразное музыкальное откровение.

В эпоху романтизма вокальный цикл — это история любви, любви трагической, и оттого еще более проникновенная. Таковы вокальные циклы Ф. Шуберта, Р. Шумана, А. Дворжака. Таков и цикл Вагнера: глубоко переживая сильную влюбленность, он создает музыкальную исповедь. К сожалению, литературных источников, о процессе написания самого вокального цикла, на русском языке практически нет. В мемуарах Вагнер также обходит эту тему стороной. Это подмечает М. Залесская в новой редактуре мемуаров «Моя жизнь»: «В своих мемуарах Вагнер уделяет Матильде Везендонк слишком мало внимания. И это неудивительно. Ведь «Мою жизнь» Вагнер диктовал непосредственно Козиме и, безусловно, щадит ее чувства, что делает ему честь. Истинный характер его отношений к госпоже Везендонк раскрывается лишь в дневнике Вагнера, в котором ему не было чужды притворяться перед самим собой, и частично сохранившейся переписке с Матильдой; правда, сохранились лишь письма самого Вагнера к Матильде»2

Далее исследователь в новой редакции мемуаров «Моя жизнь» подмечает следующее: «Нарочито останавливаясь на различных бытовых мелочах, Вагнер ни словом не упоминает, что как раз в это время им был завершен поистине шедевр — памятник его любви к Матильде Везендонк, начатый им еще в 1857 г. Он положил на музыку пять стихотворений, принадлежащих перу Матильды Везендонк, и теперь собрал их в стройный цикл (при этом хронологический порядок создания песен не соблюдается). В своем дневнике Вагнер писал 9 октября 1858 г.: «Итак, я приступил к работе. С чего я начал? От наших песен у меня имеются лишь беглые карандашные наброски, почти совсем не разработанные, до такой степени не отчетливые, что боюсь совершенно забыть их когда-нибудь. Прежде всего я занялся воспроизведением их на рояле и по памяти, со всеми подробностями. Затем тщательно записал их… Такова была моя первая работа. Я расправил крылья. Сам я не написал ничего, что было бы лучше этих песен, и только немногие из моих произведений могут стоять с ними рядом. «И разрешена твоя загадка, о святая природа…» (Последняя строка стихотворения М. Везендонк «Стой!», второй песни вагнеровского цикла. — М.З.) Эту святую природу я с большим удовольствием окрестил бы другим именем. Мысль тут верна, но не выражение: святою природа не бывает никогда, кроме одного случая, когда она отрекается от себя, когда она отрицает себя. Но из любви к тебе я оставил все по прежнему»3.

Целью работы было обнаружение смысловых и музыкальных связей между вокальным циклом «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» и музыкальной драмой «Тристан и Изольда».

Задачами работы явились:

  • определение места данного сочинения в творческом наследии Вагнера;

  • освещение внутренних мотивов и жизненных обстоятельств, приведших к появлению вокального цикла;

  • аналитический разбор произведения;

  • выявление конкретных музыкальных параллелей между вокальным циклом и «Тристаном и Изольдой», а также другими сочинениями композитора.

Характеристика сочинения

Последовательность сочинения песен и их место в цикле хронологически не совпадают. Последовательность слздания выглядит так: 30 ноября 1857 года — «Ангел», через 4 дня — «Грезы», 17 декабря — «Скорби», 22 февраля 1858 года — «Стой!», 1 мая — «В теплице». В цикле же песни выстроены следующим образом: «Ангел», «Стой!», «В теплице», «Скорби», «Грезы».

Тональная схема цикла:

«Ангел»

«Стой!»

«В теплице»

«Скорби»,

«Грезы»

G- dur

c-moll- C-dur

d-moll

c-moll-C-dur

As- dur

Весь цикл — это признание композитора, которое он не мог высказать в словах, и весь спектр чувств излил в музыке. Цикл пронизан дыханием жизни и пылкостью любови, затягивая слушателя в водоворот страсти.

Первая песня «Ангел» («Der Engel») — положена на музыку первой, в ноябре 1857 года. Своим мечтательным и романтическим настроением она созвучна «Лоэнгрину».

Вторая песня «Стой!» («Stehe still!») — была написана в феврале 1858 года. Музыкально эта песня состоит из двух частей. Первая, быстрая, могла бы принадлежать Изольде, особенно, если иметь в виду текст. В коротком инструментальном заключении, буквально в нескольких аккордах обозначается момент перехода к гармонически зыбкой мелодике «Тристана и Изольды», и финал уже сделан так же, без доминанты.

Третья песня «В теплице» («Im Treibhaus») — написана в мае 1858 года. Это своеобразная переработка лейтмотива Курвенала из третьего акта «Тристана и Изольды». Зная оперу, поначалу странно слышать эту трагическую тему в сочетании с сентиментальной патетикой стихотворения. Однако, стихотворение «получило» музыку первым, и она полно раскрывает мотив взаимоотношения человека и природы, заложенный в стихотворении. Именно музыка делает серьезным разговор Матильды Везендонк с растениями о них и о себе, сообщая этому разговору интонацию, колеблющуюся от щемящей нежности и горестной предопределенности до мрачного затаенного чувства бунтарства.

Четвертая песня «Скорби» («Schmerzen»), созданная в декабре 1857 года, сюжетно является кульминацией цикла. Это наиболее динамичная песня, в которой слышится «крик души» композитора.

Пятая песня «Грезы» («Traume») — написана в декабре 1857 года. Впоследствии она послужила основой для любовного дуэта «О ночь любви» («O sink hernieder, Nacht der Liebe») из первой части любовной сцены второго акта «Тристана и Изольды». Но в песне она звучит более прозрачно, с мягким пульсирующим аккомпанементом, и исполняется быстрее, чем соответствующий эпизод в опере. Третья инструментальная часть значительно увеличена по сравнению с другими песнями. Звучит она по- прежнему спокойным аккомпанементом, однако это полноценный выразительный элемент, в котором, как и в «Тристане и Изольде», подчеркивается неопределенность и открытость финала цикла, в котором композитор словно обращает всему миру прощальную улыбку, исполненную любови.

Несмотря на то, что формально только два романса из пяти являются своеобразными «этюдами» к опере, при более внимательном и подробном рассмотрении цикла можно увидеть больше точек соприкосновения с оперой. В анализе использованы поэтические переводы В. П. Коломийцева.