Боеприпасы
Основным типом боеприпасов для всех пушек являлись шарообразные цельнометаллические ядра.
Переводчик книги де Сен-Реми называет их просто ядрами.
Я
дро.
Обычно они отливались из чугуна. Диаметр
ядра должен быть несколько меньше
диаметра канала ствола с тем, чтобы ядро
могло свободно вкатываться в ствол без
задержек. Так например, при диаметре
канала ствола 8-фунтовой пушки 106.026 мм.
диаметр ядра для нее должен быть согласно
таблице 102.36 мм.
Ядро поражает цели только за счет своей кинетической энергии, т.е. массы и скорости.
Стоимость тысячи чугунных ядер на рубеже веков составляла около 3 ливров.
Каленое ядро. Представляет собой обычное ядро, которое перед заряжанием нагревают до красного свечения на костре. Предназначено для создания очагов пожара в осажденном городе или крепости. Для того, чтобы иметь возможность использовать в пушке каленое ядро, между ним и пороховым зарядом помещается замок из мятой глины. Этот замок также играет роль пыжа. Использование каленых ядер допускается только в 8-фунтовых и 4-фунтовых пушках. Ядра меньших калибров слишком быстро остывают на траектории и нет могут ничего воспламенить. Ядра более крупных калибров (12-фунтов и более) слишком тяжелые, их трудно разогреть до нужной температуры и к тому же из-за неравномерности нагрева они часто трескаются и разрушаются.
П
устое
ядро. Представляет собой металлический
цилиндр диаметром в калибр пушки, длиной
2.5 калибра. Часть внутреннего пространства
(полтора калибра) заливалось свинцом,
а в остальной части находился пороховой
заряд. В торце цилиндра, который при
заряжании пушки смотрел в сторону
порохового заряда пушки, было высверлено
отверстие в которое ввинчивалась медная
запальная трубка, заполненная медленно
горящим порохом. Наружный конец запальной
трубки закрывался терпентином (смесь
сосновой смолы и эфирного масла ).
При выстреле от вспышки пушечного порохового заряда загорался пиротехнический состав в запальной трубке, цилиндр вылетал из пушки и после выгорания этого состава происходил взрыв.
Например, 24-фунтовое пустое ядро имело общий вес 79 фунтов (38.32 кг.), т.е. более чем в три раза тяжелее обычного круглого 24-фунтового ядра. В общем весе этого снаряда порох составлял 6 фунтов (2.95 кг.), металлический корпус 60 фунтов (29.5 кг.), 19 фунтов (9.34 кг.). Диаметр снаряда 153 мм., длина около 382.5 мм., толщина стенок 27 мм.
От автора. Из книги де Сен-Реми выясняется, что продолговатые, да еще и разрывные снаряды с дистанционным взрывателем существовали еще в конце XVII века. Разумеется, что этот цилиндр на траектории кувыркался, и летел на дистанцию раза в три меньше, чем обычное ядро. Меткость была весьма неудовлетворительная. Но такие снаряды существовали. Попутно мельком де Сен-Реми упоминает (стр. 105), что по конструкции эти "пустые ядра" весьма схожи к некими устанавливающимися на местности фугасами или "подкопцами". К сожалению этот тезис он не развивает и подробно не описывает. Но напрашивается вывод о том, что противопехотные мины и минные поля именно в том плане, в каком мы понимаем их сегодня, применялись и в XVIII веке. Но как и сегодня о минах пишут крайне мало и вскользь, так с ними обстояло и в те далекие времена.
Ядро мессажер. В основном это средство доставки письменных документов в осажденную крепость и обратно Это пустотелое свинчивающееся шарообразное ядро покрытое свинцом или же изготовленное из свинца.
Цепное
ядро (книппель). Существовало несколько
разновидностей книппелей. Самый простой
это два ядра
соединенные
жесткой перемычкой (по форме аналог
современных спортивных гантелей).
Книппель мог сразу отливаться в этой
форме. Существовали варианты, когда
цепью соединялись два полуядра. Или же
полуядра были пустотелыми, а цепь до
встрела была уложена в полости полуядер.
В
книге де Сен-Реми приводится лишь один
вариант - просто два ядра, соединенные
цепью.
Книппели
эффективны на относительно небольших
растояниях и в основном на кораблях,
где они хорошо разрушают рангоут и
такелаж. На суше их иногда применяли
для стрельбы по укрепленным лагерям
или приближающейся пехоте.
Меткость
стрельбы книппелями (очевидно состоящие
из двух ядер с цепью) на суше
неудовлетворительна, а дальность
стрельбы в
двое
ниже, нежели обычными ядрами.
Де Сен-Реми приводит в своей книге вариант книппеля из двух полуядер, соединенных жесткой перемычкой. Однако, он указывает, что этот вид книппеля предназначен для использования в качестве зажигательного снаряда.
Ядро,
начиненное зажигательным составом
(зажигательный книппель). Представляет
собой книппель на ж
есткой
перемычке (показан чуть выше), Промежуток
между полуядрами заполнен твердым
зажигательным составом на основе
канифоли и обернут в несколько слоев
парусины, пропитанной смолой. При
выстреле парусина загорается от
порохового заряда пушки, и упав у цели
создает очаг пожара.
Существует вариант в котором в одно из двух полуядер через высверливаемое отверстие ввинчивается запальная трубка аналогичная трубке пустого ядра. В этом случае оболочка книппеля делается свинцовой.
От автора. Де Сен-Реми не приводит описаний зажигательных составов. В одной из книг описывается, что внутрь состава могли помещаться пороховые шарики, которые, когда до них добирался огонь, взрывались и разбрасывали горящий состав, увеличивая тем самым очаг пожара.
Интересная особенность. Диаметр цилиндрической части книппеля был несколько больше диаметра полуядер, благодаря чему книппель вводился в ствол пушки с усилием. Это давало возможность не использовать пыж, поскольку парусина книппеля выполняла его роль.
Де Сен-Реми указывает, что зажигательные книппели и "пустые ядра" в общем то не оправдывали возлагавшихся на них надежд из-за низкой надежности системы воспламенения (запальных трубок). Они при выстреле то не загорались совсем, либо наоборот воспламеняли начинку преждевременно. Их применение носило скорее разовый или испытательный характер.
От автора. Из этих строк автора книги (стр. 106) становится ясно почему зажигательные книппели и разрывные снаряды цилиндрической формы хотя и существовали на рубеже веков, однако мало известны и в большинстве исторической литературы не упоминаются совсем. Большой вес, малая дальность стрельбы, ненадежность срабатывания, трудность изготовления не способствовали их внедрению в артиллерийскую практику. Применение же пустых ядер вообще представляло опасность для орудий. Нередко давление пороховых газов при выстреле выдавливало запальный состав внутрь снаряда, что приводило к разрыву снаряда в канале ствола. Эти недостатки будут устранены гораздо позднее.
В современной военно- исторической литературе часто упоминаются начиняемые порохом пустотелые ядра, которые взрываются у цели. Они обычно именуются бомбами и гранатами. Однако, если опираться на книгу де Сен-Реми, то во Франции на рубеже XVII-XVIII веков пушки таких боеприпасов не имели. Бомбы использовались только в мортирах, причем запальная трубка бомбы поджигалась отдельно перед выстрелом. И ядро вкладывалось так, что запальная трубка смотрела не в сторону порохового заряда, а противоположную, Гранатами де Сен-Реми называет похожие изделия, но которые использовались в крепостях для бросания их в ров вручную для того, чтобы уничтожить солдат противника, проникших в ров, и которых уже невозможно достать из пушек и ружей.
От автора. Для критиков выше- и нижеизложенного книга под названием -
"МЕМОРIИ ИЛИ ЗАПИСКИ АРТIЛЛЕРIИСКIЯ въ которых описаны МОРТIРЫ, ПЕТАРДЫ, ДОППЕЛЬ- гакены, мушкеты, фузъи, и все что при-надлежитъ ко всъм симъ оружiямъ. бомбы, каркасы и гранаты, и проч. литье пушек, дъло селитры и пороху, мосты, мiны, карры, телеги и лошади и генерально все, что касается до артiллерiи такъ на моръ, какъ на сухом пути. распоряженiе магазiновъ, сочиненiе зарядов и ста-новъ при армиъ и в складахъ, походъ поря-докъ , и расположенiи ихь во всех баталiях способъ оборонять кръпости и должность Офицерская и проч. ЧЕРЕЗЪ ГОСПОДИНА СЮРЕРЕЯ ДЕ СЕНЪ РЕМI ТОМЪ ПЕРВЫЙ. ПЕРЕВЕДЕНЫ СЪ ФРАНЦУЗСКАГО ЯЗЫКА НАПЕЧАНЫ ВЪ САНКТПЕТЕРБУРГЪ въ Iмператорски Академiи Наукъ 1732 года". Стр. 137-142.
Картуз,
Его разновидности называются - картуш,
гаргуж, гаргуш, гаргусс, картеч.
Г
аргуж
(гаргуш, гаргусс) это картуз из холста.
Представляет собой тканевую оболочку
внутрь которой уложена навеска пороха
и может быть уложено ядро или свинцовые
пули.
Картуз (картуш) отличается от гаргужа тем, что изготавливается из пергамента или многослойной бумаги. Также может иметь в своем составе только порох или же кроме пороха еще и ядро или свинцовые пули.
Картузы из жести и дерева называются соответственно - "картеч жестяной" и соответственно "картеч деревянный". Они обязательно снаряжены ядаром или свинцовыми пулями.
От автора. Отсюда становится ясным происхождение и суть термина "картеч" (в современном написании - картечь). Картеч это артиллерийский выстрел (то бишь комплект) в который входит обязательно какое то количество готовых поражающих элементов (свинцовых, чугунных пуль, гвоздей, металлических осколков и т.п.). При выстреле поражающие элементы вылетают из ствола расходящимся пучком и поражают личный состав врага. Мы привыкли называть картечью лишь сами круглые пули, однако оказывается что это не так. Пули лишь элемент картечного выстрела.
Попутно. Выстрелом артиллеристы называют как само явление выброса из орудия некоего снаряда, так и комплект изделий для производства этого выброса.
Лучшими считаются картузы из пергамента поскольку в отличие от холста и бумаги пергамент при вспышке пороха только скручивается, но не загорается и не оставляет в стволе прилипших к стенкам ствола тлеющих обрывков и не требует перед каждым новым заряжанием прочистки ствола (пробанивания). При использовании пергаментных картузов вполне достаточно очищать ствол (банить) только после трех выстрелов.
С
правка.
Пергамент - тщательно очищенная и
обезжиренная тонкая кожа. Использовалась
до изобретения бумаги, а частично и
позднее для письма ( документы, книги и
т.п.).
Конец справки.
Преимущество пергаментного картуза перед жестяным и деревянным состоит в том, что не возникает проблемы удаления стреляного картуза из пушки и кроме того, не требует для своего изготовления квалифицированной рабочей силы.
По диаметру картуз равен калибру пушки.
Длина картуза из пергамента, бумаги или холста в зависимости от массы заряда пороха достигает шести калибров если картуз с ядром или пулями, или четырех калибров, если картуз имеет в своем составе только порох. Длина картуза из жести или дерева составляет до трех калибров, из которых один калибр отводится для пороха, а два калибра для картечи.
Картузное заряжание применяется в случаях, когда требуется поспешная стрельба и нет возможности по этой причине или по погодным условиям производить обычное стандартное заряжание пушек (засыпка пороха в ствол с помощью шуфлы (шауфелля), уплотнения с помощью набойника, вкладывания пыжа и ядра или картечи).
От автора. Обратите внимание - в начале XVIII века основным способом заряжания пушек все еще является засыпка в ствол пороха с помощью специальной ложки (шуфлы). Картузное заряжание, по автору книги, это вынужденная мера при поспешной стрельбе или стрельбе в плохих погодных условиях (сильный ветер, дождь, снегопад). Очевидно по причине того, что после выстрела в канале ствола могут оставаться тлеющие остатки текстильной или бумажной оболочки.
В
различных источниках приводятся рисунки
картузов, отличающихся от показываемых
мной. Не берусь спорить на сей счет. Я
составляю реконструкции картузов,
опираясь на рисунки, приводимые в книге
де Сен-Реми. Очень возможно, да и скорее
всего, он не з
адавался
целью показать в книге все возможные
варианты картузов, которые могли
существовать в разных странах.
К сожалению де Сен-Реми не поясняет каким образом при выстреле огонь от запального канала пушки добирался до порохового заряда в деревянном или жестяном картузе. Заблаговременно отверстие в картузе делать нецелесообразно, поскольку при заряжании совместить канал с отверстием практически невозможно. Очевидно, отверстие пробивалось проволочным затравником. Также автор не поясняет каким образом после выстрела из ствола пушки извлекался опустошенный деревянный, а особенно жестяной картуз. С последним особенно сложно, т.к. при выстреле он раздается и плотно прижимается к стенкам канала ствола.
Картеч.
От
автора.
Хотя выше картечем называются деревянные
и жестяные картузы, однако существуют
т
акже
картечи, так сказать, "бескартузные".
Такой картеч вкладывается в пушку вместо
ядра, когда требуется поразить массу
пехоты на относительно небольшом
расстоянии (до 100-200м.). Я счел более
удобным выделить эти изделия в
самостоятельный вид пушечных боеприпасов.
Картеч круглопродолговатый. Предназначен для поражения солдат противника на близких расстояниях. Представляет собой некий снаряд, имеющий в виде основы деревянный поддон диаметром равным калибру пушки. На него уложено ядро, калибром меньше калибра пушки. Ядро обложено свинцовыми пулями. Для удержания ядра и пуль на поддоне они залиты сосновой смолой или коломазью (дёготь со смолой, смола с салом, дёготь с салом и мылом). Снаряду придан вид усеченного конуса длиной в полтора калибра Для упрочнения снаряда и и сохранения формы при высокой температуре воздуха на снаряд надевается т.н. сорочка, иначе говоря, наклеивается холстяная оболочка. Как только этот снаряд выходит из канала ствола, пули летят вперед расширяющимся пучком. Картузы этого типа предпочтительнее для корабельных пушек, поскольку обладает двойным действием - разрушение корабельных бортов и поражение личного состава.
Де Сен-Реми описывает упрощенный способ подготовки подобного картеча. Берется ядро калибром меньше, чем калибр пушки, обмакивается в растопленную смолу, после чего ядро катается по слою свинцовых пуль. После прилипания пуль к ядру со всех сторон, все это вместе кладется на деревянный поддон диаметром калибра пушки, удаляются пули и смола, выходящие за пределы калибра и полученный снаряд вкладывается в пушку.
К
артеч
гроздовик (картеч в виде виноградной
кисти).
Предназначен для поражения
солдат противника на близких расстояниях.
Представляет собой некий снаряд,
имеющий в виде основы деревянный поддон
диаметром равным калибру пушки. В поддон
вделан деревянный стержень длиной по
длине снаряда. Вокруг стержня уложены
свинцовые пули. Для удержания
пуль на поддоне они залиты сосновой
смолой или коломазью (дёготь со смолой,
смола с салом, дёготь с салом и
мылом).
Снаряду придан вид усеченного
конуса длиной в полтора - два калибра.
Для
упрочнения снаряда и сохранения формы
при высокой температуре воздуха снаряд
по смоле обматывается шпагатом, из
которого образуется сетка. Снаружи
сетка может быть покрыта наклеенным
холстом.
Как только этот снаряд
выходит из канала ствола, пули летят
вперед расширяющимся пучком.
Также в книге указывается, что для стрельбы на близкие расстояния вместо ядра в ствол могут закладываться россыпью свинцовые пули, гвозди, обрывки цепей, различные металлические обломки
От автора. В литературе описывается множество вариантов картечей. Однако, часть из них относится либо к другим временам, либо к другим странам. Я ограничиваюсь типами картечей, описанных в книге де Сен-Реми. Не уверен, что он описал все типы, имевшиеся в то время во французской артиллерии, однако не считаю возможным расширять этот перечень, поскольку легко ввести читателя в заблуждение относительно того, где и когда применялись те или иные типы картечей.
В
месте
с тем, хотелось бы описать еще один
боеприпас, который не относится к
пушечным боеприпасам, но описан в книге.
Он называется "картеч мушкетерский"
или "картуз мушкетерский". Он
представляет собой мушкетную пулю,
которая за свой литник привязана к
бумажному мешочку с порохом. Длина
мешочка определена в 4 калибра мушкета.
Де Сен-Реми особо подчеркивает, что
после отливки пули ее литник не удаляется,
а используется для соединения с пороховым
зарядом мушкета.
От автора. Де Сен-Реми отзывается о картече мушкетерском, как о недавнем изобретении и отмечает, что при заряжании ружья дальний конец оболочки откусывается, порох высыпается в ствол, а пуля вместе с бумагой досылаются следом. Бумажная оболочка играет роль пыжа. По тексту он называет это изделие патроном и отмечает, что этим значительно ускоряется заряжание ружья. очевидно позднее это изделие было усовершенствовано. Пулю стали использовать без литника поместили ее в сам мешочек.
Таким образом внедрение в практику бумажного ружейного патрона следует относить к концу XVII века. Во всяком случае, во Франции.
Таким образом на рубеже веков для французских пушек использовались: * обычные цельнометаллические шарообразные ядра, которыми стреляли как холодными, так и раскаленными, * разрывные цилиндрической формы снаряды ("пустые ядра"), *ядра мессажеры, *цепные ядра (книппели), которые могли снаряжаться зажигательными составами, *различного рода картечные снаряды.
Шарообразные разрывные ядра в пушках не применялись.
Примечание. Во всех книгах по истории артиллерии пишется, что изначально в артиллерии использовалась пороховая мякоть, а затем научились гранулировать порох. И мол мелкозернистый порох, лучше подходил для ружей, а крупнозернистый для пушек и мортир. Вот, мол, с тех пор в артиллерии использовался только крупнозернистый порох. Не берусь спорить на сей счет, но вот в книге де Сен-Реми мы обнаруживаем, что в 1685 году Марк де ля Фрезилиер провел серию опытов с различными порохами и обнаружил, что значительная часть крупных пороховых зерен вылетает из ствола пушки даже не загоревшись, тогда как мелкие зерна сгорают полностью. Заряд из мелкозернистого пороха обеспечивает большую дальность стрельбы нежели из крупнозернистого. По итогам опытов было принято решение изготавливать порох среднезернистый, который одинаково пригоден для мушкетов и пушек. Конец примечания.
