Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БИЛЕТЫ по вопросам 2016..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.58 Mб
Скачать

3. Международная правовая помощь по уголовным делам.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью базируется на общих и специальных принципах международного права. Первые сформулированы в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), и включают принципы неприменения силы и угрозы силой; мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела; межгосударственного сотрудничества; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения государствами международных обязательств.

К специальным принципам относятся: невыдача политических эмигрантов (политических преступников); неотвратимость ответственности и наказания; гуманность; защита прав граждан за границей.

В международно-правовых актах определен круг лиц, на которых не распространяется уголовная юрисдикция страны пребывания, основным из которых является Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.). Российское уголовное право вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории Российской Федерации решает в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ). Процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся только по просьбе этих лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ.

До принятия УПК РФ правовую базу международного сотрудничества российского государства в области уголовного судопроизводства составляли международные договоры.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в различных формах. К сфере уголовного судопроизводства относится выполнение поручений о проведении отдельных процессуальных действий (производство допросов, обысков, судебных экспертиз и др.); осуществление по требованию иностранных учреждений уголовного преследования против собственных граждан, совершивших преступление за границей; выдача преступников; признание и исполнение приговоров иностранных государств (передача лица, осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является); предоставление информации о действующем законодательстве государств и др.

В юридической практике нередко возникают ситуации, когда для расследования или рассмотрения в суде уголовного дела судебно-следственным органам одного государства приходится прибегать к помощи компетентных органов другого государства.

Многосторонними договорами, на основании которых осуществляется взаимодействие судов, прокуроров и следователей с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, являются Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств - участников СНГ 1993 г. (с протоколом 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г. Россией заключены соответствующие двусторонние договоры с Канадой в 1997 г., США в 1999 г., Республикой Индия в 1998 г., Республикой Корея в 1999 г. и др.

Кроме договоров о правовой помощи исполнение поручений о производстве следственных действий в отношении отдельных видов преступлений предусмотрено рядом многосторонних конвенций: Конвенцией о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г. (ст. 13), Конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (ст. 10), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1985 г. (ст. 9), Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и др.

Международными правовыми актами определяются органы, компетентные осуществлять правовую помощь по различным вопросам. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. в качестве органов, через которые направляются запросы о производстве следственных действий, называет министерства юстиции запрашиваемой и запрашивающей стороны. Одновременно допускается использование государствами других каналов, о которых они должны уведомить Генерального секретаря Совета Европы во время подписания Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении (ст. 15). Российская Федерация в качестве органов, правомочных оказывать такую помощь, называет Верховный Суд РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Генеральную прокуратуру РФ. Это позволяет наиболее полно учитывать компетенцию и полномочия различных государственных органов в процессуальной сфере, что позволяет ускорить решение вопросов о выполнении просьб, содержащихся в запросах иностранных государств.

В случаях, не терпящих отлагательства, международное право допускает направление запроса непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам запрашиваемого государства. Ответы на них вместе с соответствующими документами возвращаются через компетентные органы (ст. 15 Конвенции о взаимной правовой помощи 1959 г.). Российской Федерацией предусматривается в этих случаях направление копии поручения в центральный компетентный орган, а в качестве судебных органов называются суды и органы прокуратуры.

Результаты исполнения запроса могут использоваться только в соответствии с указанными в нем целями. Для другого применения необходимо письменное согласие компетентного органа запрашиваемой стороны. Использование в иных целях, чем указывалось в запросе, а также разглашение результатов его исполнения допускается, если законодательством запрашивающей стороны предусмотрена обязанность действовать таким образом. Однако об этом компетентный орган запрашивающей стороны уведомляет другую сторону заранее.

Нормы международного права допускают направление государству просьб и прилагаемых документов с переводом на его государственный язык или на один из официальных языков Совета Европы, или на один из указанных ею языков (ст. 16 Конвенции о взаимной правовой помощи 1959 г.). Направляемые в РФ запросы и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский язык. Исходящие из РФ запросы переводятся на официальный язык того государства, в которое они направляются.

Согласно международным договорам и УПК РФ поручения, указанные в запросе, запрашиваемая сторона выполняет в соответствии со своим законодательством. Однако по просьбе запрашивающей стороны может быть применено ее законодательство, если это не противоречит законодательству или международным обязательствам запрашиваемой стороны.

УПК предусматривается, что доказательства, полученные на территории иностранного государства в ходе исполнения поручения или направленные в РФ в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования, соответствующим образом заверяются и передаются в установленном порядке. При соблюдении указанных условий они обладают такой же юридической силой, как и полученные на территории РФ в соответствии с требованиями УПК. Кроме того, на документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя, распространяется действие Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 1961 г.) для государств, ратифицировавших эту Конвенцию или присоединившихся к ней.

В случае необходимости российская сторона может вызвать свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами России, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации. Указанные лица вызываются в РФ только с их согласия. Отказ лица от явки на территорию РФ не влечет применения к нему санкций или принудительных мер в запрашиваемом государстве.

Иностранный гражданин, совершив преступление на территории РФ, может впоследствии покинуть ее территорию и оказаться либо в стране своего гражданства, либо любой другой стране. В первом случае иностранное государство может осуществлять уголовное преследование своего гражданина на основании норм международного права, предусматривающих такую возможность. В Конвенции о выдаче 1957 г. упоминается об осуществлении уголовного преследования граждан своего государства по просьбе другой стороны, но только если государство гражданства лица сочтет это необходимым (ч. 2 ст. 6). Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. обязывает договаривающиеся стороны по поручению стороны, на территории которой совершено преступление, осуществлять уголовное преследование собственных граждан (ч. 1 ст. 72). Аналогичные положения содержатся в двусторонних договорах РФ либо включаются в национальное законодательство государств. В Российской Федерации, например, такая норма закреплена в ч. 1 ст. 12 УК РФ.

При наличии у иностранного государства полномочия на привлечение своего гражданина к уголовной ответственности за преступление, совершенное на территории Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ направляет соответствующий запрос в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования такого лица. Вопрос о направлении просьбы иностранному государству Генеральной прокуратурой РФ решается на основе материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела, которые передаются ей органами или лицами, в производстве которых это дело находилось. Указанный запрос направляется в случаях, когда производство процессуальных действия с участием данного иностранного гражданина на территории РФ невозможно (ввиду его нежелания добровольно вернуться в РФ; невозможности принудительного возвращения во исполнение запроса о выдаче при запрете государством выдачи своих граждан; болезни, затрудняющей передвижение, и других обстоятельств).

Если нормами права иностранного государства не предусматривается возможность привлечения своего гражданина к уголовной ответственности за преступление, совершенное на территории другого государства, Российская Федерация может потребовать его выдачи для уголовного преследования на основании норм международных договоров России и гл. 54 УПК РФ.

Основываясь на нормах института выдачи, следует также решать вопрос о привлечении к уголовной ответственности иностранного гражданина, совершившего преступление на территории РФ и оказавшегося впоследствии не в государстве своего гражданства. Такую возможность следует использовать, если законодательством государства пребывания лица не допускается привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов их территории.

В Российской Федерации при совершении иностранным гражданином преступления вне ее пределов уголовная ответственность в соответствии с российским уголовным законодательством для него может наступить, если совершенное деяние направлено против интересов Российской Федерации либо предусматривается международным договором РФ (ч. 3 ст. 12 УК РФ). Следуя универсальному принципу действия уголовного закона в пространстве, Россия включила в уголовное законодательство нормы об ответственности за преступления, указанные в международных актах (например, ст. 211 "Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 227 "Пиратство" УК РФ). Если же содеянное иностранным гражданином, оказавшимся на территории третьей страны, квалифицируется не как преступление международного характера, а национальное законодательство этого государства содержит только нормы, аналогичные приведенным выше статьям Уголовного кодекса РФ, то для привлечения такого лица к уголовной ответственности необходимо будет прибегнуть к институту выдачи.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Запрос об оказании правовой помощи может быть направлен иностранным государством по поводу лица, в отношении которого уголовное дело возбуждено, либо касаться гражданина РФ, который возвратился в Россию до возбуждения против него уголовного преследования по месту совершения преступления. В последнем случае российская сторона не только осуществляет уголовное преследование, но и возбуждает уголовное дело по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ с соблюдением требований закона.

Возбуждение уголовного преследования, предварительное расследование и судебное разбирательство, осуществляемые по запросу иностранного государства в отношении российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства, производятся в порядке, установленном УПК РФ.

При направлении поручения об осуществлении уголовного преследования после вступления в силу приговора или принятия компетентным органом запрашиваемой стороны иного окончательного решения уголовное дело не может быть возбуждено учреждениями запрашивающей стороны, а возбужденное ими дело подлежит прекращению.

4. Задача. Судом первой инстанции истцу было отказано в удовлетворении заявления об обеспечении иска. Однако, судебная коллегия суда второй инстанции удовлетворила частную жалобу истца. Отменив определение об отказе в обеспечении иска и заявление истца удовлетворила. Согласно ст.144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. По вступлению в законную силу решения суда суд в какой инстанции должна обратиться сторона, участвующая в деле, с заявлением об отмене обеспечительных мер?

Ответ:В Суд первой инстанции (поскольку вопрос отмены обеспечительных мер решается судом рассматривавшем заявление о принятии обеспечительных мер (суд 1-й инстанции)).

Статья 144. Отмена обеспечения иска

1. Обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.

2. Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению вопроса об отмене обеспечения иска.

3. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

4. Об отмене мер по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение.