Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыцарско-монашеские ордена.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
27.56 Кб
Скачать

Иоанниты, госпитальеры, Родосские, или Мальтийские рыцари

«XVIII. Никому в свете да не обязуют себя клятвою; никакого военного корабля да не снаряжают без согласия и предзнания Великого Магистра; когда произойдет война между двумя христианскими государями, да не прилепляются ни к одной стороне, но всевозможно да стараются о прекращении раздора и об утверждении между ними согласия и мира».

Правила Ордена Св. Иоанна Иерусалимского,

установленные Великим Магистром Раймондом де Пюи

Госпитальеры по цветам – это тамплиеры наоборот. Белый мальтийский восьмиконечный крест с расщепленными, как хвост ласточки, концами, происхождение которого точно не установлено, украшавший их алые плащи, символизировал сияние рыцарской чести на кровавом поле войны. Служители иерусалимского госпиталя Св. Иоанна Милостивого были сначала благотворительным обществом, которое еще до I Крестового похода занималось помощью заболевшим пилигримам и бедным паломникам, а уж после занятия Иерусалима крестоносцами в 1099 г., когда масштаб благотворительных операций организации возрос и распространился на Западную Европу, госпитальеры стали орденом с утвержденным Папой уставом.

К XII в. госпитальеры почти совсем отставляют в сторону спринцовки и примочки и берутся за оружие, занявшись войной, охраняя путешественников и христианские владения от неверных, аккумулируя огромную материальную и военную силу, в особенности вдоль границ государств, и делаются государством в государствах, подчиняясь только своему выборному магистру. Добрых четыре века целители и воители не уходили с первых ролей на политической сцене в Святой земле, однако же дальнейшее развитие событий влекло их назад в Европу, на острова. Они были последними из западных христиан, кто покинул Сирию (в 1291 г., когда завершились все крестовые походы), перебазировались на Кипр, организовали себе там государство, через пару десятков лет завоевали Родос и до начала XVI в. удерживали его под натиском турок, а в 1520 г. получили от императора Карла V Габсбурга во владение Мальту. Теперь они навсегда войдут в историю как «мальтийские рыцари», обязанные охранять целое Средиземное море и все его побережья от турок, а также алжирских, туниских, триполитанских и левантийских пиратов.

В отличие от неудачливых тамплиеров, госпитальеры выжили, хотя и им досталось домыслов и обвинений. В 1238 г. Папа выпускает буллу, в которой обвиняет иоаннитов в нарушении обетов благочестия и нестяжания. Не понравилось Ватикану и то, что рыцари-целители вошли в контакт с сирийскими врачами, почерпнув у них немало секретов арабской медицины. Но, как всегда, причина была не в злоупотреблениях, а в том, что орден недостаточно активно «делился» богатством, стал слишком самостоятельным, а Великие Магистры сделались уж слишком великими. Госпитальерам повезло – у них хватило денег. Те огромные богатства, которые получал орден по завещаниям погибших рыцарей, доходы от земель в Леванте и в Европе, пожертвования богатых паломников, большая часть которых отправлялась на цели благотворительности, отвели от ордена удар. Каждый монах-рыцарь без исключения в обозначенные дни посещал хворых и раненых, кормил и обихаживал больных. Папы отступили.

К XVIII в. мальтийцы сближаются с Россией, т.к. ни тем, ни другим не нравилось усиление Оттоманской империи. Уже при Екатерине II контакты госпитальеров с Россией делаются регулярными, а после того как в 1798 г. Мальту на пути в Египет покоряет Наполеон, Великим Магистром ордена избирается Павел I, учреждающий в России приорат ордена. Вот иоанниты дожили до наших дней, их около 10 000, и есть они не только в Ватикане, но и в ФРГ, Англии, Швейцарии и Швеции – всерьез, а не понарошку, как тамплиеры, которых, конечно, можно найти даже во всемирной компьютерной сети Интернет, но, похоже, они такие же тамплиеры, как КПСС – Всемирная организация здравоохранения. Никаких чудес.

«Жерар, глава монашеского братства госпитальеров, самоотверженно пытался помочь своим единоверцам во время осады Иерусалима. Зная о том, что в стане осаждающих начался голод, он сбрасывал со стены города на головы воинов Готфрида Бульонского не камни, а свежевыпеченный хлеб. Жерара схватили, ему угрожала смерть, от которой он был избавлен чудесным образом: на глазах судей, перед которыми он предстал, хлеб превратился в камни». Петр Перминов.