
2 Контрольная работа / 2- 5_История_3
.docМИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
РЕФЕРАТ
ПО ИСТОРИИ РОССИИ
ТОМСК 2002
Контрольная работа №2.
Вариант №5.
Государственные и политические деятели СССР ( И. В. Сталин) :
а) характеристика личности ;
б) объективная оценка положительных и негативных сторон деятельности в конкретных исторических условиях.
Взгляд на Сталина, прежде всего как на человека, обуреваемого жаждой власти, является весьма распространенным. Этот взгляд не столько неверен, сколько не полон, так как Сталин был непревзойденным мастером в деле сосредоточения власти своих руках. Его скрытность, способность наперед рассчитывать свои действия, плести заговоры, притворяться, верно, оценивать других людей с точки зрения их полезности или опасности для его целей служили ему в этом хорошую службу. Однако его целью никогда не была власть только ради власти. Его политическая жизнь являлась одним непрерывным усилием - выступать в роли революционного героя, каким был до него Ленин, и удостаиваться, опять – таки, как и Ленин, овации от благодарной партии за свои свершения в качестве политического лидера. Власть была главным средством для достижения важнейшей цели Сталина: знаменитости и славы.
Единственный оставшийся в живых из четырех детей Екатерины Джугашвили. Маленький Сосо вырос в лачуги в небольшом городе Гори в Грузии, закавказской колонии Российской Империи. Сталин был небольшого роста – не более 163см., с рябым лицом и искалеченной вследствие перенесенной в детстве травмы левой руки, коренастого сложения, также имел неприметную внешность. В неофициальной обстановке говорил так тихо, что даже близко находившиеся слушатели напрягали слух, чтобы не потерять нить разговора. У мальчика было тяжелое детство. Сильно пивший отец бил его и его мать, и все это привело к возникновению у молодого Джугашвили общего тревожного состояния, которое может вызвать формирование невротической личности, т.е. чувство одиночества и беспомощности в потенциально враждебном окружающем мире, пытаться искать и находить внутреннюю опору для укрепления уверенности в себе путем создания идеализированного образа самого себя. Так молодой человек бессознательно переходит от самоидеализации к убеждению, что его реальная личность полностью соответствует этому идеальному образу, что на самом деле он именно такой, каким себя воображает. И по этому он тратит всю свою энергию, чтобы доказать делом реальность этого идеального восприятия самого себя и заслужить признания окружающими этого образа. И именно в это время мстительность становится одной из основных черт характера Сосо. К тем, кто, не желая относиться к нему так, как того заслуживало его идеальное «я», он испытывал скрытую враждебность. На ряду со стремлением добиться славой, потребность в отмщении и, таким образом, триумфе над теми, кого он считал врагами, стала одной из его отличительных черт.
Самоиделизация Джугашвили как революционера окончательно оформилась в начале 1890-х гг., когда в Ленине он нашел героя, с которым отождествлял себя. Поскольку образец для подражания был, русским он также должен был стать русским. Джугашвили воображал себя русским революционером «Сталиным». Однако в течение всей жизни этот идеальный образ Сталина как русского вступал в противоречие с его грузинской личностью как Джугашвили.
Гражданская война 1917 г., во время которой он стал революционным государственным деятелем, была в его политической жизни временем окончательного формирования личности. Она сказалась в его авторитарной склонности отдавать команды, в его безжалостности, столь свойственной для комиссара, в его выражений и даже в том, что запечатлелось в его памяти. В начале 20-х гг., Сталин был одним из тех, кто осуществлял, часто насильственными средствами, политику возвращения населенных национальными меньшинствами окраин, в том числе его родной Грузии, состав нового многонационального государство – Советской России. И именно грубость и мстительность Сталина в отношении его родной Грузии во время и вскоре после ее насильственного присоединение Красной Армией в начале 1921г., открыли глаза Ленину на ту опасность, которую Сталин представлял для советского режима и для революции. Если бы Ленин в скоре не перенес удар, который положил конец его активной политической жизни, вполне возможно, что Сталин был бы удален со своего высокого поста. После смерти Ленина в лишенной внутреннего единства группе советских лидеров было три различные программы: правая, левая и сталинская. Позиция Сталина не раскрывалась в публичных заявлениях как политическая линия его фракции. Программой она оставалась только в его собственном мозгу, а открытое выражение начала получать в его политических заявлениях и в полемике с правами лишь к концу 20-х гг..
Большевизм Сталина был радикально правый, был питательной средой, в которой готовился его наиболее результативный и в тоже время катастрофический по своим последствиям шаг как политического деятеля: выработка политической концепции под влиянием изучения предшествующей русской истории, которой он живо интересовался 20-е гг.. В речи на расширенном пленуме Центрального Комитета в ноябре 1928 г. Сталин предлагал провести индустриализацию, ориентированную на удовлетворение военных потребностей как это делал Петр Великий.
Так, в 1931 г., когда такая индустриализация была в самом разгаре, а террор уже применялся для того, чтобы загонять крестьян в колхозы, Сталин в выступлении на совещании руководителей промышленности провозгласил необходимость за десять лет догнать развитые страны в области обороноспособности, дабы избежать новых поражений в будущем. Результаты сталинской политики во многом оказались плачевными. В индустриализации страны были достигнуты заметные успехи, но в целом картина была безотрадной. Ведь коллективизация крестьянства при помощи террора обернулась самым страшным в истории страны голодом, который сопровождался потерей примерно половины поголовья скота, а количество потерянных человеческих жизней не поддается точному подсчету.
Вследствие этого в начале 30-х гг. в рядах партии возникли антисталинские настроения. Одним из многих проявлений этого стало Обращение, составленное в 1932 г. М. Н. Рютиным, секретарем районного комитета партии в Москве. Рютин в своем Обращении выразил суровое осуждение Сталина за его разрыв с ленинизмом, за установление личной диктатуры и проведения политики, поставившей страну на край пропасти. Одним из читателей этого Обращения был Сталин. Он пришел в такую ярость, что ему показалось недостаточно арестовать Рютина и исключить из партии тех, с кем он обсуждал свое Обращение. Сталин потребовал от Политбюро санкционировать казнь Рютина как террориста, но большинство было настроено против удовлетворения его требования, и он не стал настаивать, и пока Рютин отделался десятилетним тюремным заключением.
Для Сталина было невозможно признать, что он погубил дело и что критика его руководства была хотя бы отчасти справедливой. Это было бы началом его краха, расставанием с самим собой- идеальным Сталиным. Он не мог усмотреть в своих действиях хоть что-нибудь, что дало бы повод для критики, и не мог не считать критиков и скептиков намеренными злопыхателями, которые пытаются сорвать революционное строительство социализма тем, что порочат его как руководителя и делают все возможное для того, чтобы его замысел рухнул. И поэтому он вступает на путь, который вел к террору второй половины 30-х гг..
На 17 съезде партии в январе- феврале 1934 г. несколько делегатов решили выполнить совет Леина, содержавшийся в его политическом завещании, и удалить Сталина с поста Генерального секретаря. Они обратились к Кирову с предложением занять должность Генерального секретаря, но Киров отказался. В конце съезда когда происходили выборы нового Центрального Комитета, значительное число делегатов вычеркнули в своих бюллетенях имя Сталина. Потрясение и гнев Сталина после того, как выяснилось унизительное для него обстоятельство, а именно большое количество голосов, поданных против него при выборах Центрального Комитета, должны были быть тем большими, что было неизвестно, кто именно из 1225 делегатов подал их. Поэтому в сознании Сталина все они оказались под подозрением, и более тысячи делегатов съезда в последствии стали жертвами террора.
Таким образом, 17 съезд партии привел к окончательному отчуждению Сталина от большевистской партии в том виде, в каком она существовала тогда. Сталин не только не добился подтверждения своей уверенности в том, что он занимает особое место в ряду чтимых партией вождей, а, напротив, стал более одиноким, жаждущим мести и опасным. Сталин считал, что событием, которое развяжет наступление террора, может быть убийство. И поэтому в 1935 г. и до лета 1936 г. множество людей, в том числе исключенные члены партии, были арестованы и отправлены в лагеря или сосланы. Исключение из партии проводились под лозунгом “ проверки партийных документов ”.
В августе 1936 г. и январе 1937 г. после главных московских сфабрикованных процессов, на которых обвиняемые сознались, что были руководителями большого заговора, ставящего целью свержение советского режима, Сталин развязал террор в полную силу. Подчинив Центральный Комитет, расстреляв многих военачальников, отладив репрессивную машину, Сталин начал осуществление своего проекта радикального переустройства советской политической общины.
В разгар террора Сталин продолжал оставаться в тени, тем самым он старался создать у народа представление о том, что террор – дело не его рук и что те, кто ответствен за него, могут даже не ставить Сталина в известность о нем. Однако Сталин по прежнему оставался главным режиссером террора. Его кабинет в Кремле являлся командным пунктом. Те, кто на публике играли видную роль, например Вышинский и Ульрих, были его марионетками. А Ежов, чье имя стало синонимом эпохи, все это время остовался послушным исполнителем. Каждый день он являлся к Сталину с толстой папкой и совещался с ним в течение трех или четырех часов, получая приказы. Он приносил Сталину на одобрение списки будущих жертв, где были указаны предполагаемые приговоры. В 1937 – 1938 гг. Сталин одобрил 383 таких списка, включавшие имена 44000 деятелей партии, правительства, комсомола, военных, хозяйственников и деятелей культуры. В конце 1937 г., НКВД провел массовые репрессии и в Красной Армии.
Организованный Сталиным террор 1935-1939 гг. нанес катастрофический урон обществу, экономике, культуре, военному потенциалу и общему благосостоянию. Сталин стал непогрешимым объектом культа, а все осужденные - врагами народа. Несколько тысяч арестованных в ходе террора были затем освобождены из заключения. Очевидно, Сталин хотел заставить народ поверить, что уже поверженный Ежов был главным организатором террора. Эта уловка имела определенный успех. Перед лицом своей страшной судьбы многие из находившихся в заключении верили в то, что фашисты, осуществляя свой антисоветский заговор, захватили НКВД. И сейчас Ежов выглядел как один из этих фашистов. Многие коммунисты знали, что фашистские режимы преследуют их и посылают в концентрационные лагеря, а отсюда естественным выводом была “ фашистская теория ” большого террора.
В достижении победы СССР в Великой Отечественной войне огромная роль принадлежала Сталину, как выдающемуся государственному деятелю. И уже послевоенный период основной тенденцией внутренней политики Сталина был консерватизм. В своей политической речи 9 февраля 1946 г. Сталин выдвинул в качестве гарантий от всех случайностей, то есть прежде всего возможной в будущем новой войны, серию новых пятилетних планов, которые должен был осуществить Советский Союз.
Сталин умер в начале марта 1953 г., и вместе с ним ушел целый период в истории Советского Союза и всего мира. Огромная система централизованного бюрократического управления, которую он выстроил, должна была просуществовать еще много лет после его смерти, и его страна даже сейчас стоит перед проблемой ликвидации наследий сталинского режима.
Его современники давали высокую оценку деятельности Сталина на посту Председателя Государственного Комитета Обороны и Главнокомандующего вооруженными силами СССР. Так, премьер – министр Великобритании У. Черчилль писал:
“ Он был выдающейся личностью, импонирующей нашему жестокому времени… Сталин был человеком необычной энергии, эрудиции и несгибаемой воли, резким, жестоким, беспощадным как в деле, так и в беседе… В его произведениях звучала исполинская сила. Эта сила настолько велика в Сталине, что казался он неповторимым среди руководителей всех времен и народов… Его влияние на людей неотразимо… Сталин обладал глубокой логической и осмысленной мудростью… Он принял Россию с сохой, а оставил с атомным оружием ”. Многие президенты Европы восхищались им, восхищались они и тем, как вел себя Сталин в трудных ситуациях, и какой ценой это ему удавалось. Так, президент Финляндии Ю. Паасикиви отмечал:” Сталин – одна из величайших фигур современной истории. Он прочно вписал свое имя не только в истории Советского Союза, но и во всемирную историю… Он поднял СССР до уровня могущественной мировой державы – сделал его могущественнее, чем когда-либо была и могла быть Россия ”.
К жизни и деятельности Сталина до сих пор проявляется повышенный интерес. В последнее время о нем много пишут и говорят. Вокруг личности Сталина ведутся споры и дискуссии, и они будут продолжаться еще долгие годы – по мере выявления новых документов, материалов и интерпретаций.
Литература:
1.” Исторические портреты ”, под редакции академика Г. Н. Севостьянова, Москва 1993 г.;
2. Учебное пособие, “ История России ”, В. Т. Петрова, Томск 2000г.;
3. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, “ История России 20 век ”, Москва 1999 г..