Место проведения корриды
Первоначально коррида проводилась на городских площадях, обычно прямоугольной формы. С формированием правил корриды в XVIII веке, чтобы бык не забивался в угол, стали сооружаться круглые площади. В течение следующей сотни лет круглые арены были возведены во всех значимых городах Испании. По своему строению арена напоминает римский цирк, с расположенными амфитеатром местами для зрителей, круглой ареной с песочным покрытием, которая отделена от амфитеатра барьером высотой около 140 см, и служебными помещениям. Так как солнце в основном светит на одну сторону арены, эта сторона называется «Sol»-солнце. Сторона, находящаяся в основном в тени, называется «Sombra»-тень. Во время корриды существуют места, с которых солнце уйдёт, а также места, где оно может появиться. Самая большая арена для боя быков в мире — это Plaza Monumental в Мехико с 55 000 посадочных мест. В Испании арены делятся на 3 категории. Первая категория — в Мадриде (Лас Вентас), Севилье, Барселоне, Валенсии, Бильбаo, Сарагосе, Сан-Себастьяне и Кордове. Вторая категория — арены в столицах провинций, третья — все остальные. В то время, когда не проводятся бои быков, арены могут использоваться для проведения концертов и иных зрелищ.
Красивейшее место для корриды – это арена Лас-Вентас в Мадриде. Эта главная арена страны была открыта 17 июня 1931 года. Она украшена подковообразными арками и декорирована керамическими панно, на которых изображены гербы всех испанских провинций.
Арена Лас-Вентас - самая большая не только в Испании, но и в Европе. Она вмещает около 23000 зрителей. Сезон корриды длится с марта по октябрь. Вне сезона на арене проводят концерты. Когда "Битлз" давали свой первый концерт в Испании - это произошло именно здесь. Даже цирки порой раскидывают свои шатры на Лас Вентас. Вокруг арены несколько интересных скульптурных групп. Одна из них, называющаяся "Умер тореро, родился ангел", посвящена Хосе Куберто Эль Йийо, погибшему на арене в 1985 году. Еще одна изображает тореро, приветствующего Александра Флеминга, изобретателя пеницилина. Ведь до изобретения Флемингом пеницилина большинство матадоров погибали не от смертелльных ранений, а от заражения. С 1951 года в помещении арены появился свой Музей корриды. В его коллекции входят портреты и скульптурные изображения известных матадоров, головы убитых быков, костюм и снаряжение матадора. Ключевым экспонатом является пропитанный кровью парадный костюм матадора, в который был одет Манолете во время его боя с быком в Линаресе в 1947 году. Хранится также и костюм Хуаниты Крус, женщины-матадора, покинувшей Испанию в 1930-х годах.
Коррида в искусстве и литературе
Для многих известных писателей и художников коррида стала источником вдохновения. Испанский художник Франсиско Гойя обожал корриду и даже сам участвовал в боях. Он создал серию гравюр, основанных на личных впечатлениях от реальных боёв, которая называется «Тавромахия» (исп.- бой быков) и на которых изображены сцены из корриды. Казалось бы, коррида – простой сюжет, «документальный» жанр. И, на первый взгляд, так оно и есть: график последовательно прослеживает историю корриды от боев мавров с быками до торжественных ритуальных сражений своих современников. Но Гойя выше простой документалистики. Он показывает страх и смятение тореадора перед разъяренным животным, трагический момент нападения быка на публику и смерть одного из зрителей, падение пикадора с лошади прямо под копыта быка. Гравюры пронизаны жестокостью, откровенностью и драматизмом насилия. Бык, по мысли Гойи, олицетворение природной стихии, с одной стороны, и воплощение трагического времени первой половины 18 века – времени революций и наполеоновских войн. Бой с быками у художника становится символом борьбы без побед. Пабло Пикассо первый раз отвел на корриду отец. Ему тогда было 10 лет, но увлечение осталось на всю жизнь. Последние 50 лет жизни художник провел вне Испании. Но и в изгнании, на юге Франции, он ходил на все бои, которые там проводились. И вечные темы корриды - смерть как праздник, торжествующее мужское начало, - есть в его рисунках: и боевой бык как воплощение стихийной силы природы и энергии, и матадор - как высшее проявление силы духа и пластики тела.
Коррида является уникальным явлением, подарившим вдохновения многим писателям, избравшим её темой своих произведений. Так, например, о корриде писали Лопе де Вега, Кольдерон, Тирсо де Молина, Гарсия Лорка. Вдохновила коррида и американского писателя Эрнеста Хемингуэя, написавшего рассказы «И восходит солнце», «Смерть после полудня». Для написания этих произведений Хемингуэй предпринял серьезные исследования как корриды (он посетил огромное количество боёв), так и культуры Испании в целом. Тема, связанная с романтикой испанской корриды проходит через всё творчество Хемингуэя - писателя и журналиста. Саму корриду он трактует как уходящее высокое искусство. Так, Джек Лондон писал о корриде: «Это зрелище вредное: оно развращает тех, кто его видит, — люди привыкают наслаждаться мучениями животного. Впятером нападать на одного глупого быка — ведь на это способны только жалкие трусы! И зрителей это учит трусости. Бык умирает, а люди остаются жить и усваивают урок».
Русские писатели не могли пройти мимо корриды в своём творчестве. Владимир Маяковский так описывал свои впечатления от корриды: « Я не мог и не хотел видеть, как вынесли шпагу главному убийце и он втыкал ее в бычье сердце. Только по бешеному грохоту толпы я понял, что дело сделано…. Единственное, о чем я жалел, это о том, что нельзя установить на бычьих рогах пулеметов и нельзя его выдрессировать стрелять». Евгений Евтушенко в своей поэме «Коррида» описывает корриду с меняющейся точки зрения - глазами публики, глазами быка, глазами тореадора, глазами лошади пикадора. По его мнению, все они оказываются соучастниками убийства:
Мир от крови устал.
Мир не верит искусной подчистке песочка.
Кровь на каждой песчинке,
как шапка на воре, горит.
Многоточия крови...
Потом - продолженье...
Где точка?!
Но довольно бессмысленных жертв!
Но довольно коррид!
