Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 Контрольная работа / 2- 1_История_6.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
23.06.2014
Размер:
103.42 Кб
Скачать
  1. Объективная необходимость индустриализации страны.

Чем быстрее приближалось народное хозяйство СССР к довоенному уровню производства, тем больше давали о себе знать присущие исторически его структуре диспропорции и противоречия: между промышленностью и сельским хозяйством, между тяжелой и легкой промышленностью и т.д. России не хватило 2 - 3-х десятилетий для того, чтобы одновременно с завершением процесса капиталистической индустриализации (превращения машинного способа производства в доминирующий) преобразовать патриархально-общинное крестьянское сельское хозяйство в фермерское. Первая мировая война, а затем революция заблокировали этот процесс целым рядом негативных явлений: прогрессирующим выбытием основных фондов в крупной промышленности, в железнодорожном и водном транспорте, резким сокращением объемов внешней торговли, измельчанием крестьянских хозяйств и разрушением высокопродуктивных капиталистических земледельческих хозяйств. Невосполнимый экономический ущерб имела гибель миллионов людей во время первой и гражданской войны, а также вынужденная эмиграция десятков тысяч представителей научной и технической интеллигенции, деятелей культуры и народного образования.

На смену нэпу в СССР пришла индустриализация.

Процесс индустриализации проходил в СССР в несколько этапов: 1 этап - с начала 1926 года до ноября 1929 года, 2 этап - с конца 1929 года до 1932 года и 3 этап - II, III пятилетки.

На XIV съезде , в декабре 1925 года был взят курс на «социалистическую индустриализацию», на усиление планово-директивного начала в строительстве социализма. В советской историографии этот съезд был назван «съездом индустриализации».

В декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) принял резолюцию «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства» . Было подготовлено два варианта плана : минимальный и максимальный . Показатели максимального плана примерно на 20 % превосходили показатели минимального. В основу плана были заложены высокие темпы индустриализации, наступление на частнокапиталистические элементы города и деревни путём значительного повышения налоговых ставок, поощрительные меры в отношении бедного крестьянства и усиление кооперирования деревни.

Политика «социалистической индустриализации» была направлена на всемирное развитие государственного сектора как основы социалистической экономики; внесение в управление народным хозяйством планового начала; установление новых взаимоотношений между городом и деревней с учётом расширения крестьянского спроса не только на продукты потребления, но и на средства производства; сокращение непроизводительного потребления, с тем чтобы сэкономленные средства направить на строительство заводов и фабрик.

При этом утверждалось, что «социалистическая индустриализация» может быть осуществлена только за счёт внутренних источников накопления, так как СССР не мог рассчитывать на иностранные кредиты.

В апреле 1929 года состоялась XVI партконференция. Из двух разработанных Госпланом СССР вариантов пятилетнего плана она отобрала первый, задания по которому в промышленности были на 20% выше.

Были определены источники средств на строительство предприятий: из доходов лёгкой промышленности и главным образом, сельского хозяйства, перераспределяемых в пользу индустриальных отраслей; из доходов от монополии внешней торговли колхозным и совхозным зерном, золотом, лесом, пушниной, частично другими товарами; на вырученную валюту в страну ввозилось новейшее технологическое оборудование для строящихся заводов; из значительно выросших налогов на нэпманов (прямым следствием этого, по сути, конфискационного налогообложения, дополненного прямым административным нажимом, стало полное свёртывание к 1933г. частного сектора в промышленности и торговле); из средств , полученных за счёт ограничения потребления городского и сельского населения ( через увеличение розничных цен на товары, через существовавшую с 1920 по 1934г. карточную систему их распределения, обязательные подписки на «займы индустриализации» и т. п. ).

В итоге жизненный уровень рабочих и служащих упал в 2-3 раза.

На съезде Куйбышев заявил, что необходимо каждый год удваивать объём капиталовложений и повышать производство продукции на 30 %. «Темпы решают всё!», - считал он. Следовательно, это нашло яркое выражение в массовом «социалистическом соревновании», в ударничестве и стахановском движении.

Установлено, что по большинству важнейших показателей первые пятилетние планы не были выполнены.

II пятилетка отличалась от первой более широкими масштабами строительства. Во время первой пятилетки было построено 1500 предприятий, во время второй - 4500 предприятий.

А также отличалась более широким диапазоном отраслей. И если лозунгом первой пятилетки был «Техника решает всё!», то лозунгом второй «Кадры решают всё!».

Большое внимание в годы первых пятилеток уделялось подготовке кадров. В начале пятилеток в народном хозяйстве имелось всего лишь 90 000 специалистов с высшим образованием и 56 000 со средним. В течение четырёх лет в народное хозяйство влилось более 198 000 новых специалистов с высшим образованием и более 319 000 со средним.

В 1934 - 1935 гг. определилась некоторая либерализация свободного курса. Предполагалось постепенно стимулировать трудовые тарифы, перейти к политике хозрасчёта, отказаться от дотаций.

Сталин говорил, что нужно развивать рыночные механизмы, нужно вернуться к свободе торговли, к рыночному стимулированию механизма цен. Это привело к применению карточек, к переходу к свободной рыночной торговле между городом и деревней, к изменению ценовой политики (государственные цены были опущены). Это временно давало положительный эффект. Поэтому введенную в то время систему принято называть неонеп .

Вместе с этим энтузиазм народных масс не утихал. Огромное значение имела трудовая активность рабочих. Так 2 сентября 1935 года был установлен «стахановский рекорд». А в конце 1935 года этому факту был придан политический аспект. Стахановское движение было использовано для того, что бы повысить производительность труда.

В 1938 году началась III пятилетка. Она не была завершена и входила в последний этап индустриализации. Рост промышленности в годы пятилетки упал на 91 % . Средне годовой темп составил 14%. Стахановское движение отошло на задний план.

Общие результаты индустриализации можно обрисовать так: планы были гигантские, но они не выполнялись. Зато именно в эти годы был создан огромный массив новых промышленных предприятий. Так средний ежегодный рост промышленных предприятий составлял около 600 шт. Благодаря этому ощутимо снизился уровень безработицы.

Почти в два раза ускорились темпы роста тяжёлого машиностроения, но мало внимания уделялось лёгкой промышленности. Индустриализация носила политический характер, решала социально-политические задачи, а промышленные проблемы уходили на второй план, что, собственно, и оттягивало их разрешение. Индустриализация форсированно осуществлялась тоталитарным режимом насильственными методами за счет резкого ограничения уровня жизни большинства населения, эксплуатации крестьянства.

4. Сплошная коллективизация сельского хозяйства, ее итоги и последствия.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов в СССР начался процесс коллективизации сельского хозяйства. Массовым явлением стало создание коллективных хозяйств (колхозов), сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств. Коллективизация проводилась форсированными темпами с широким использованием насильственных методов, репрессий по отношению к крестьянству. Привела к значительному разрушению производительных сил, сокращению сельскохозяйственного производства, массовому голоду на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и других регионах. После окончания 2-й мировой войны коллективизация проводилась по советскому образцу в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. В период с 1927 по 1932 год организационное руководство колхозами осуществлял Колхозцентр (Всесоюзный совет коллективных крестьянских хозяйств) СССР, а затем его функции перешли к профильным государственным органам.

Создание колхозов было выгодным для государства: руководители рассчитывали вывести СССР из сложившегося кризиса с помощью дешевой рабочей силы. Зажиточных крестьян раскулачивали, тех, кто оказывал сопротивление, судили. Примером тому является нашумевший суд над Черновым. «За вредительство и злостное укрывательство излишков хлеба» Чернов был выслан за пределы своего места жительства. В 1929 году крестьян начали насильно загонять в колхозы. Собранный колхозами урожай почти полностью изымался. В результате этого в 1932 - 1933 годах во многих сельских районах начался голод. Переход к политике коллективизации и изьятие собранного урожая в колхозах привели к страшному голоду. Никогда в истории России голод не был столь велик. На Украине от голода умирали и семьи, и целые деревни. Особенно страдали дети. От голода в 1932-33 годах умерло свыше 10 000 000 человек.

Начался процесс коллективизации в 1929 году на ноябрьском пленуме ЦК ВКП (б). Тогда был взят курс на сплошную коллективизацию — насильственное преобразование единоличных крестьянских хозяйств в крупные социалистические. Процесс коллективизации проходил в 1929-1933 годах. Чуть позднее в январских 1930 года постановлениях партии конкретизировались мероприятия по ее проведению. Предписывалось провести конфискацию у кулаков средств производства, скота, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Имущество и постройки передавались в неделимый фонд колхозов в качестве взноса батраков и бедняков. Раскулачиваемые подлежали аресту, суду, выселению в отдаленные районы страны. Согласно постановлению число раскулачиваемых не должно было превышать 3-5% всех крестьянских хозяйств. Однако процент раскулачивания достиг 16%. Если учесть, что в семьях насчитывалось в среднем около 7 человек, то было репрессировано более 20 миллионов человек. К ним следует добавить от 3 до 4 миллионов «подкулачников». По существу целый слой крестьянства был уничтожен. Невиданными темпами разворачивалась и сама коллективизация (на 20 февраля 1930 было обобществлено 58,6% хозяйств). Угроза коллективизации заставляла крестьян забивать скот. Из колхозов полностью изымался собранный урожай, что привело к массовому голоду. Коллективизация настолько серьезно подорвала основы сельского хозяйства, что уровня развития 1928 года удалось достичь только в середине 1950-х годов.

Вот что писал об этом процессе М. Шолохов в письме к Сталину:

«Постановление ЦК «О принудительном обобществлении скота» находится в прямом противоречии с планом мясозаготовок на 1932 г. по Вешенскому району. Судите сами: по району имеется коров в колхозном обобществленном стаде — 2025, в личном пользовании колхозников – 6787, у единоличников – 516, всего – 9328.

Овец и коз – в обобществленном колхозном стаде – 4146, у колхозников — 5654, всего — 9800. План же мясозаготовок на 1932 г. следующий: по крупному скоту – 12058 ц, по мелкому — 2256 ц. К этому надо добавить «накидку» на второй квартал, полученную из края 14 апреля, по крупному скоту — 362 головы, по мелкому (овец, коз) — 3898 голов.

Для того, чтобы выполнить мясозаготовительный план, надо будет сдать примерно 4883 коровы и 8410 овец. На 13629 дворов, имеющихся в районе, останется коров (за исключением обобществленного стада) 2420 штук, овец и коз, со всем с обобществленным поголовьем, 1390.

В конце первого квартала по району началась интенсивная покупка (заготовка) скота. И с первых же дней по всем колхозам колхозники стали оказывать решительное сопротивление: коров начали запирать в сараи, постоянно держать под замком, а покупающих встречать с кольями. Продавать последнюю корову (во всем районе на 13629 хозяйств на 1 февраля было только 18 двухкоровных хозяйств) никто не изъявлял желания, тогда на собраниях селькомиссии стали просто обязывать того или иного колхозника сдать корову. Колхозники отказались от добровольной сдачи, тогда соответственно перестроились и сельсоветские работники: покупка коровы обычно производилась таким порядком: к колхознику приходило 7–8–12 «покупателей», хозяина и хозяйку связывали или держали за руки, тем временем остальные из «покупателей» сбивали замок и на рысях уводили корову.

По хуторам происходила форменная война – сельисполнителей и других, приходивших за коровами, били чем попало, били преимущественно бабы и детишки (подростки), сами колхозники ввязывались редко, а где ввязывались, там дело кончалось убийством. Так, был убит колхозником Антиповского сельсовета уполномоченный сельсовета, пришедший забирать корову.

Можно с уверенностью сказать, что по числу заготовленных в марте коров (300 штук), такое же количество насчитывается в районе «битых и увечных», как со стороны покупающей, так и продающей.

После того, как до района дошло постановление ЦК от 26 марта, положение усложнилось: колхозники стали защищаться уже не только кольями, но и постановлением ЦК, ссылаясь на то, что в постановлении сказано: «.. .задача партии состоит в том, чтобы у каждого колхозника была своя корова».

После получения «Правды» от 26 марта по хуторам происходило примерно то, что было после опубликования Вашей статьи «Головокружение от успехов»: за «Правдой» шли в районный центр ходоки, вброд перебираясь через взыгравшие лога и речки...

В настоящее время, в связи с севом, заготовки несколько свернулись. Но как только кончат колосовые, по колхозам опять пойдет «война» за коров. Противоречие между постановлением ЦК и мясозаготовительным планом столь очевидно, что районная парторганизация чувствует себя вовсе неуверенно. И если Вешенский райком ВКП(б) и молчит, то, по-моему, только потому, что в прошлом году, когда крайком предложил сдать на мясо 3 тыс. рабочих быков, а райком вздумал ходатайствовать о снижении, то получил от крайкома выговор.

Считаю, что вопрос этот имеет для районного колхозного хозяйства первостепенное значение, поэтому решил обратиться к Вам».

Соседние файлы в папке 2 Контрольная работа