
- •Министерство образования рф.
- •По истории
- •«Экономическая политика партии большевиков в годы гражданской войны и строительства социализма». План:
- •Сущность и цели новой экономической политики (нэПа), ее итоги.
- •Объективная необходимость индустриализации страны.
- •4. Сплошная коллективизация сельского хозяйства, ее итоги и последствия.
4. Сплошная коллективизация сельского хозяйства, ее итоги и последствия.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов в СССР начался процесс коллективизации сельского хозяйства. Массовым явлением стало создание коллективных хозяйств (колхозов), сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств. Коллективизация проводилась форсированными темпами с широким использованием насильственных методов, репрессий по отношению к крестьянству. Привела к значительному разрушению производительных сил, сокращению сельскохозяйственного производства, массовому голоду на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и других регионах. После окончания 2-й мировой войны коллективизация проводилась по советскому образцу в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. В период с 1927 по 1932 год организационное руководство колхозами осуществлял Колхозцентр (Всесоюзный совет коллективных крестьянских хозяйств) СССР, а затем его функции перешли к профильным государственным органам.
Создание колхозов было выгодным для государства: руководители рассчитывали вывести СССР из сложившегося кризиса с помощью дешевой рабочей силы. Зажиточных крестьян раскулачивали, тех, кто оказывал сопротивление, судили. Примером тому является нашумевший суд над Черновым. «За вредительство и злостное укрывательство излишков хлеба» Чернов был выслан за пределы своего места жительства. В 1929 году крестьян начали насильно загонять в колхозы. Собранный колхозами урожай почти полностью изымался. В результате этого в 1932 - 1933 годах во многих сельских районах начался голод. Переход к политике коллективизации и изьятие собранного урожая в колхозах привели к страшному голоду. Никогда в истории России голод не был столь велик. На Украине от голода умирали и семьи, и целые деревни. Особенно страдали дети. От голода в 1932-33 годах умерло свыше 10 000 000 человек.
Начался процесс коллективизации в 1929 году на ноябрьском пленуме ЦК ВКП (б). Тогда был взят курс на сплошную коллективизацию — насильственное преобразование единоличных крестьянских хозяйств в крупные социалистические. Процесс коллективизации проходил в 1929-1933 годах. Чуть позднее в январских 1930 года постановлениях партии конкретизировались мероприятия по ее проведению. Предписывалось провести конфискацию у кулаков средств производства, скота, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Имущество и постройки передавались в неделимый фонд колхозов в качестве взноса батраков и бедняков. Раскулачиваемые подлежали аресту, суду, выселению в отдаленные районы страны. Согласно постановлению число раскулачиваемых не должно было превышать 3-5% всех крестьянских хозяйств. Однако процент раскулачивания достиг 16%. Если учесть, что в семьях насчитывалось в среднем около 7 человек, то было репрессировано более 20 миллионов человек. К ним следует добавить от 3 до 4 миллионов «подкулачников». По существу целый слой крестьянства был уничтожен. Невиданными темпами разворачивалась и сама коллективизация (на 20 февраля 1930 было обобществлено 58,6% хозяйств). Угроза коллективизации заставляла крестьян забивать скот. Из колхозов полностью изымался собранный урожай, что привело к массовому голоду. Коллективизация настолько серьезно подорвала основы сельского хозяйства, что уровня развития 1928 года удалось достичь только в середине 1950-х годов.
Вот что писал об этом процессе М. Шолохов в письме к Сталину:
«Постановление ЦК «О принудительном обобществлении скота» находится в прямом противоречии с планом мясозаготовок на 1932 г. по Вешенскому району. Судите сами: по району имеется коров в колхозном обобществленном стаде — 2025, в личном пользовании колхозников – 6787, у единоличников – 516, всего – 9328.
Овец и коз – в обобществленном колхозном стаде – 4146, у колхозников — 5654, всего — 9800. План же мясозаготовок на 1932 г. следующий: по крупному скоту – 12058 ц, по мелкому — 2256 ц. К этому надо добавить «накидку» на второй квартал, полученную из края 14 апреля, по крупному скоту — 362 головы, по мелкому (овец, коз) — 3898 голов.
Для того, чтобы выполнить мясозаготовительный план, надо будет сдать примерно 4883 коровы и 8410 овец. На 13629 дворов, имеющихся в районе, останется коров (за исключением обобществленного стада) 2420 штук, овец и коз, со всем с обобществленным поголовьем, 1390.
В конце первого квартала по району началась интенсивная покупка (заготовка) скота. И с первых же дней по всем колхозам колхозники стали оказывать решительное сопротивление: коров начали запирать в сараи, постоянно держать под замком, а покупающих встречать с кольями. Продавать последнюю корову (во всем районе на 13629 хозяйств на 1 февраля было только 18 двухкоровных хозяйств) никто не изъявлял желания, тогда на собраниях селькомиссии стали просто обязывать того или иного колхозника сдать корову. Колхозники отказались от добровольной сдачи, тогда соответственно перестроились и сельсоветские работники: покупка коровы обычно производилась таким порядком: к колхознику приходило 7–8–12 «покупателей», хозяина и хозяйку связывали или держали за руки, тем временем остальные из «покупателей» сбивали замок и на рысях уводили корову.
По хуторам происходила форменная война – сельисполнителей и других, приходивших за коровами, били чем попало, били преимущественно бабы и детишки (подростки), сами колхозники ввязывались редко, а где ввязывались, там дело кончалось убийством. Так, был убит колхозником Антиповского сельсовета уполномоченный сельсовета, пришедший забирать корову.
Можно с уверенностью сказать, что по числу заготовленных в марте коров (300 штук), такое же количество насчитывается в районе «битых и увечных», как со стороны покупающей, так и продающей.
После того, как до района дошло постановление ЦК от 26 марта, положение усложнилось: колхозники стали защищаться уже не только кольями, но и постановлением ЦК, ссылаясь на то, что в постановлении сказано: «.. .задача партии состоит в том, чтобы у каждого колхозника была своя корова».
После получения «Правды» от 26 марта по хуторам происходило примерно то, что было после опубликования Вашей статьи «Головокружение от успехов»: за «Правдой» шли в районный центр ходоки, вброд перебираясь через взыгравшие лога и речки...
В настоящее время, в связи с севом, заготовки несколько свернулись. Но как только кончат колосовые, по колхозам опять пойдет «война» за коров. Противоречие между постановлением ЦК и мясозаготовительным планом столь очевидно, что районная парторганизация чувствует себя вовсе неуверенно. И если Вешенский райком ВКП(б) и молчит, то, по-моему, только потому, что в прошлом году, когда крайком предложил сдать на мясо 3 тыс. рабочих быков, а райком вздумал ходатайствовать о снижении, то получил от крайкома выговор.
Считаю, что вопрос этот имеет для районного колхозного хозяйства первостепенное значение, поэтому решил обратиться к Вам».