Асбесты и их «глаза»
Асбест - собирательное название группы тонковолокнистых минералов из класса силикатов. Название происходит от греческого «асбестос», что значит «неразрушимый». На первый взгляд, название весьма неудачное, ведь многим известно, что этот камень и камнем-то сложно назвать – он легко расщепляется на гибкие волокна, и при желании кусок асбеста можно голыми руками превратить в клочок минеральной «шерсти». Но всё станет на свои места, если вспомнить, что эта «шерсть» не горит в огне и не растворяется в кислотах. На Урале асбест прозвали «горным льном» и ткали из него несгораемые скатерти и салфетки. Именно эти уникальные свойства дали асбесту такое название и обеспечили ему широкое применение в промышленности, технике и строительстве. Из него изготовляют огнестойкие ткани, бумагу, картон, брезенты, защитные костюмы для пожарных и металлургов, фильтры, асбестоцементные строительные материалы - шифер, трубы и другое.
Асбест – один из первых минералов, с которыми я познакомился в своей жизни. Но вначале это знакомство было заочным – из уст бабушки. Потом, по подсказке деда, я разглядел в листах шифера многочисленные блестящие «шерстинки» этого минерала. Потом прочитал про асбест у А. Е. Ферсмана в «Занимательной минералогии», и узнал, что на Урале его именем назван целый город. Нашёл его на карте и помечтал: «Вот бы попасть туда! Там этого асбеста!..»
В город Асбест, расположенный в Свердловской области, я приехал много лет спустя, будучи уже совершенно взрослым человеком и бывалым искателем минералов. Размеры асбестового карьера меня впечатлили: сотни метров в глубину, два километра в поперечнике и десять – по протяжённости! Но асбеста было вынуто из этой гигантской ямы не столь много, как его вмещающей породы – серпентина. Асбест образует в серпентине лишь тонкие прожилки, толщина которых редко превышает первые сантиметры. Правда, этих прожилков порой столь много, что порода приобретает полосатый вид.
Но самые первые камешки с асбестом я подобрал всё-таки в Кременчуге. Было это ещё в детстве. Тогда на стройку рядом с нашим домом навезли кучи необычного чёрного щебня. По тому, как многие куски этой щебёнки притягивались магнитом, я догадался, что это «железная руда» из Комсомольска. В Комсомольске я тогда ещё не бывал, но страстно мечтал добраться до тамошнего железорудного карьера. И вот, нежданно-негаданно камни оттуда в кузовах самосвалов сами приехали почти что к моему дому.
Чёрный щебень показался мне гораздо более интересным, чем обычный серый гранитный. Минеральное разнообразие в нём было куда богаче: гематит, магнетит, пирит, кварц разных цветов. И хотя многие минералы я ещё не мог определить, своими «персонами» они значительно обогатили мою детскую коллекцию.
В числе новых, безошибочно определённых минералов из того щебня был и асбест. Да и как его спутаешь!? Ведь он легко расщепляется на тончайшие волокна! Его жилки имели неприглядную серую окраску, но в массе щебня легко выдавали себя шелковистым блеском. Толщина их была от 3 до 5 миллиметров. Встречались они мне крайне редко – было, кажется, всего лишь две находки. Но я надеялся, что когда, наконец, доберусь до карьера в Комсомольске, найду там образцы получше.
Однако эта надежда себя не оправдала. Ни в один из своих визитов в карьер Полтавского ГОКа я асбест так и не нашёл. Просто не повезло, или прошёл мимо тонких прожилков, забитых карьерной пылью.
Как уже сказал выше, асбест – это не один минерал, а целая группа разновидностей совершенно непохожих друг на друга минералов: серпентина, рибекита, куммингтонита, тремолита, актинолита. Объединяют же их схожие физические свойства и, в первую очередь, тонковолокнистое строение. Различаются они внешне разве что цветом: хризотил-асбест преимущественно золотисто-жёлтый или зеленовато-жёлтый; асбестовидные разновидности рибекита синие, сине-голубые; тремолит-асбест серый; актинолитовый асбест зелёный.
По химическому составу и химическим свойствам минералоги делят асбест на две основные группы: хризотил-асбест и амфибол-асбест. В отличие от амфибол-асбеста, хризотил-асбест растворяется в кислотах. Но именно этот его «недостаток» обеспечил ему гораздо большую популярность в сравнении с амфибол-асбестом. Многие, наверное, слышали о вредности асбеста для здоровья человека. Так вот, это касается только амфибол-асбестов. Попадая в лёгкие человека, тончайшие волокна этих минералов застревают там навсегда и оказывают на организм канцерогенное воздействие. Поэтому применение амфибол-асбестов весьма ограниченно, а в развитых странах вообще оказалось едва ли не под запретом.
В своё время, в ходе раздутой в средствах массовой информации антиасбестовой кампании, несправедливо досталось и довольно безобидному хризотил-асбесту – тому самому, который добывается в одноимённом уральском городе. В отличие от кислотоупорных волокон амфибол-асбестов, волокна хризотил-асбеста, попадая в лёгкие, постепенно растворяются в них под воздействием органических кислот нашего организма. Конечно, любая пыль, в конечном счете, вредна для наших лёгких. Но стоит ли панически бояться асбеста, если в повседневной жизни мы соприкасаемся лишь с материалами, в которых асбест находится в связанном состоянии? Когда в Европе в массовом порядке реконструировали и даже сносили дома только лишь потому, что в их конструкции были применены материалы из асбеста, трудно представить сколько асбестовой пыли было поднято в воздух…
Если уж запрещать шифер, то тогда следовало бы запретить и такие популярные ювелирные камни как тигровый глаз, соколиный глаз и кошачий глаз, ведь они тоже состоят из окварцованного амфибол-асбеста. К счастью, ни кто до этого пока не додумался.
Окварцевание асбестов происходит гидротермальным способом – примерно так же, как обычная влага пропитывает волокна хлопчатобумажной ткани, только вместо воды в окварцевании участвует раствор, содержащий большое количество кремнезёма. Кремнезём (вещество, из которого состоит кварц) заполнил собой все мельчайшие поры в асбестовых прожилках, и в результате получился камень, сохранивший структуру асбеста, но утративший способность расщепляться на волокна. Волокна оказались как бы склеенными прозрачным кремнезёмом...
