
Г) Причины распада централизованной государственности Киевской Руси.
Первая и главная причина заключалась в том, что в единой земле, в едином обществе не было не единой политической власти, - владел Русью многочисленный княжеский род; при спутанности родовых и семейных счетов из-за старшинства или из-за каких-нибудь обид. Князья часто затевали усобицы и втягивали население в междоусобную войну; от этих усобиц страдали люди, страдало развитие народного быта. Из 170 лет (1055 –1224) Погодин насчитывает 80 лет прошедших в усобицах, и 90 лет мирных; и хотя тот же Погодин говорит, что для массы они не имели важного значения, но в действительности они были несчастьем для страны, как бы нелегко ни переносилось населением каждое отдельное разорение. Вторым несчастьем Киевской Руси было усиление с половины XII в. ее степных врагов. В южных степях появились половцы и в течение двух столетий 40 раз опустошали русскую землю значительными набегами, а мелких набегов и не перечесть. Торговля с югом стала замирать благодаря тем же половцам; они грабили купцов на нижнем Днепре и Днестре, и торговые караваны бывали вне опасности только под сильным военным прикрытием. В 1170 г. у юных русских князей, по почину Мстислава Изяславича, был съезд, на котором обсуждались средства борьбы с половцами и говорилось, что половцы «уже у нас и Греческий путь (в Царьград) отнимают, и Соляный (Крымский или же Чешский), и Залозный (на нижний Дунай)». Это было большим бедствием для страны. Из-за половецкой грозы наши предки не замечали, что торговля их падает еще и по другой причине, именно потому, что крестовыми походами был создан новый путь сообщения Западной Европы с Азией, мимо Киева, - чрез восточные побережья средиземного моря. К XIII в. жизнь Киевской Руси стала бедней и утратила последнюю безопасность; чем далее, тем труднее становилось жить на юге; вот почему целые города и волости начинают пустеть, тем более что князья как прежде ссорились из-за старшинства, так теперь стали ссориться из-за людей, за «полон». Они стали делать набеги на соседние княжества и уводили народ толпами, население не могло жить спокойно, потому что свои же князья отрывали его от земли, от хозяйства.
Эти обстоятельства – усобицы князей, отсутствие внешней безопасности, падение торговли и бегство населения – были главными причинами упадка южнорусской общественной жизни. Появление же татар нанесло ей лишь окончательный удар. После нашествия татар Киев превратился в маленький городок в 200 домов; торговля вовсе заглохла, и мало-помалу Киевскую Русь по частям захватили ее враги. А в то же время на окраинах Русской земле зарождалась новая жизнь, возникали новые общественные центры, слагались новые общественные отношения. Возникновение и развитие Суздальской Руси, Новгорода и Галича начинают уже собою иной период русской истории.
На самом деле распри не прекращались на протяжении X-XII веков, но сказалось влияние таких великих личностей в российской истории, как Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий, сумевших долго продержаться у власти и оказать положительное влияние на развитие Руси. К середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, в начале ХШ века их было уже около 50. Однако существовало несколько очень важных факторов, которые объективно способствовали возрождению внутренних распрей:
Очень сложная лестничная система престолонаследования, которая порождала массу запутанных ситуаций. Наиболее распространенной была такая: сын старшего брата не хотел допустить к власти дядю или сын младшего брата не хотел допустить к власти своего двоюродного брата. Распри были фактически неизбежны. Установленная в 1097 году система раздела княжеств оказалась ничуть не лучше, потому что не изменилась система наследования титула великого князя, а лишь привела к дроблению уделов.
Среди преемников Мстислава Великого не оказалось достаточно сильной личности, чтобы не только прийти к власти и удерживать ее сравнительно долгое время, но и объединить вокруг себя русские княжества.
В последние десятилетия XI века после мирного и созидательного правления стали очень сильны многие крупные русские города, которые в отсутствие сильной центральной власти стали приобретать все большее влияние и, как следствие, все меньшее желание платить дань Киеву и все большее стремление к сепаратизму. Здесь также сказалось появление крупных вотчинных владений, поскольку местная знать тоже стремилась освободиться от гнета дани великому князю и толкала своего князя на конфликт с Киевом. Со временем влияние местной феодальной знати, богатой верхушки городов и церковных иерархов только возрастало.
Постоянно возрастало влияние местных князей, потому что они опирались на собственное местное дворянство, нуждавшееся в землях, а потому толкавшего князя на завоевательные походы.
Перемещение основных торговых путей, которые перестали питать Киев.
На каком-то этапе важна была также некоторая религиозная неоднородность страны, потому что далеко не во всех районах окончательно прижилось христианство. Это особенно проявилось на севере, традиционно не желавшем подчиниться Киеву.
Наконец, дезорганизации политической жизни Руси способствовало и постоянное вмешательство половцев в ее внутренние дела, особенно тот факт, что их набеги больше всего изнуряли именно Киев.
Бурков считает самым главным развитие производительных сил, которое позволяло даже сравнительно небольшим княжествам полностью себя обеспечивать самостоятельно.
Все это привело к ослаблению Киева, власти великих князей и обусловило начало политического распада Руси. Главным же последствием такого распада можно считать неспособность русских княжеств дать отпор монгольским ордам и завоевание Руси. Впрочем, есть мнение, что такого рода раздробленность – это естественный элемент перехода от раннефеодальной централизации к абсолютизму позднего феодализма.
|
|