- •Часть 3. Наследственное право.
- •Глава 39. Наследственное право
- •39.1. Понятие и общая характеристика наследственных правоотношений
- •39.2. Наследование по завещанию19
- •39.3. Наследование по закону30
- •39.4.Наследование отдельных видов имущества
- •Глава 40. Понятие и общая характеристика интеллектуальных (исключительных) прав 45
- •40.1. Соотношение понятий «интеллектуальная собственность» и «исключительные права» и их общая характеристика
- •40.2. Авторское право и смежные права52
- •40.3. Патентное право60
- •40.3.4. Промышленные образцы64
- •40.4. Право на топологии интегральных микросхем66
- •40.5. Право на секрет производства (ноу-хау)68
- •40.4. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг71
- •Глава 41. Коллизионное право
- •41.1. Суверенитет государств и проблемы трансграничного (экстерриториального) действия нормативных правовых актов88
- •41.2. Иностранный элемент94
- •41.3. Автономия воли сторон96
- •41.4. Коллизия и выбор права102
- •41.5. Понятие, структура и виды коллизионных норм104
- •41.6. Порядок установления содержания иностранной правовой нормы110
- •41.7. Обратная отсылка и отсылка к законодательству третьего государства114
- •41.8. Конфликт квалификаций
- •41.9. Ограничения применения иностранного права
- •- Понятие а.П. 40.2.1.
Глава 41. Коллизионное право
41.1. Суверенитет государств и проблемы трансграничного (экстерриториального) действия нормативных правовых актов88
41.1.1. Неотъемлемым свойством любого современного государства является суверенитет (в пер. с французского «верховная власть»). В литературе он определяется как полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения.89 Идеи суверенитета возникли еще в XV-XVI вв. Наиболее серьезный вклад был сделан Жаном Боденом. В своей работе «О республике» данный автор противопоставляет идею суверенного государства «средневековому феодальному государству с его раздробленностью, многовластием мелких князей, с его неравноправием, с его неограниченной властью королей»90. Понятие централизованной государственной власти как власти самодержавной в тот период означало, что, во-первых, власть отдельных феодалов не признавалась государственной властью; во-вторых, централизованная государственная власть рассматривалась верховной, неограниченной и не зависимой ни от каких других светских или духовных властей как внутри государства, так и вне его.
В последующем идеи суверенитета были перенесены с взаимоотношений монарха и феодалов на межгосударственные взаимоотношения.
41.1.2. Суверенитет является публично-правовой категорией. Ее анализ позволяет выявить три наиболее важных свойства, имеющих значение для международного частного права:
1) на территории любого государства действуют, по общему положению, только национальные законы, то есть законы данного государства;
2) все субъекты, находящиеся на территории данного государства, обязаны им подчиняться;
3) иностранные законы действуют только в случаях и объеме, определяемом национальным законом.
Таким образом, в течение очень большого промежутка времени государства были юридически замкнуты: законы не обладали свойством экстерриториальности (трансграничности), субъективные права, приобретенные по законодательству одного государства, не защищались в другом, преступник, совершив преступление, мог остаться без наказания, скрывшись за границей и т.д. Суды до конца прошлого века также руководствовались общим принципом, по которому закон действует лишь в пределах государственной территории.
Но постепенно принцип строго территориального действия нормативных актов начинает вступать в противоречие с ростом экономических, культурных, научных и иных связей между государствами. Государства стали признавать действие на своей территории иностранных нормативных и правоприменительных актов. Однако трансграничное действие частноправовых и публично-правовых норм отраслей является неодинаковым.
Иностранная частноправовая норма действует на территории РФ по умолчанию в российском праве или международных договорах с участием России.
Данное правило закреплено в нормах гражданского, семейного и иных частноправовых отраслей. Так, например, субъекты гражданско-правовых отношений могут выбрать по соглашению между собой право любого государства, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по заключенному между ними договору (п. 1 ст. 1210 ГК РФ), таким же правом наделены супруги при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов, если не имеют общего гражданства или совместного места жительства (п. 2 ст. 161 Семейного кодекса РФ) и т. д.
К наиболее важным частноправовым отраслям относятся гражданское, семейное, трудовое и наследственное право.
Еще в XIX в. в сфере международных частноправовых отношений сложилось правило о необходимости признания прав, возникших на основании иностранных нормативных актов.91
Применение иностранной публично-правовой нормы на территории РФ возможно только в том случае, если это прямо предусмотрено российским правом или международным договором с участием России. Примерами публично-правовых отраслей являются финансовое право, административное право, уголовное право, уголовный процесс, гражданский процесс, арбитражный процесс и т.д.
Как метко заметил М. Вольф, в задачи одного суверенного государства не входит защита интересов другого суверенного государства как такового.92 Например, лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по уголовному закону РФ (п. 1 ст. 11 Уголовного кодекса РФ), порядок судопроизводства в российских юрисдикционных учреждениях регулируется только отечественными нормативными актами и международными договорами (п.2 и 3 ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 1 и 2 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ и п.3 ст. 1 Уголовного процессуального кодекса РФ) и т.д.
Трансграничное действие публично-правовых норм предусмотрено, некоторыми международными договорам. Так, например, согласно п. 6.12 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительствами РФ и Республики Казахстан, на территории комплекса в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала РФ и членов их семей применяется законодательство России и действуют ее компетентные органы.93
